|
Буллинг от ...учителя?Автор статьи: Виктория Денежная
Тема буллинга сегодня актуальна и знакома многим (в переводе с англ. bully: психологический террор, избиение, травля одного человека другим). Основные его признаки - неравенство сил агрессора и жертвы. Общество постепенно узнаЁт об этой проблеме, все меньше тех (включая лиц, заинтересованных и вовлеченных в сферу образования), кто отмахивается и говорит, что жертва травли виновата сама. Большинство публикаций и обсуждений посвящены вопросам отношений, где главные действующие лица ученик (жертва буллинга) и группа учащихся. Но бывает так, что лицом, совершающим неправомерные действия в отношении ребенка, является педагог (сейчас я говорю именно об этой ситуации, не преувеличивая проблемы, но и не преуменьшая ее).
В девятом классе старшая дочь внезапно стала получать двойки по ОБЖ. С ее слов, на уроках она работала как обычно, домашнее задание выполнялось. Когда двоек стало уж слишком много, она с неохотой призналась мне, что уже пару месяцев учитель (мужчина) “докапывается” до нее. В тот момент дочь дружила с мальчиком из 11-го класса. Почему-то это оказалось обстоятельством, которое учитель воспринял с трудом. Практически на каждом своем уроке он выспрашивал у дочери - зачем они общаются, позволял себе всякие намеки, говоря буквально следующее: “Тебе еще рано с мальчиками”, “Уверен - вместо того, чтобы выучить мой урок, ты проводила время с ним”, “Куда смотрят твои родители?” и все в таком роде. Вообще, учителя быстро удалось поставить на место, благо я работала в прокуратуре и знала положения законов. Договорилась с ним о встрече и пришла в школу, заранее попросив подготовить журнал успеваемости, тетради дочери, а также нормативные документы (в том числе образовательного учреждения), регламентирующие вопросы текущей успеваемости и содержащие положения о системе оценок, характеристики каждой цифровой отметки. Он признал факт неправомерности своего поведения, оценки дочери были исправлены, его поведение - откорректировано. Но у меня надолго остались осадок и непонимание того, почему учитель решил, что имеет право читать мораль моей дочери в таком деликатном вопросе, внушая чувство вины и травмируя её?! Другой уважаемый педагог-женщина постоянно делала замечания моей дочке-подростку по поводу ее одежды - ну не нравилось ей, что девочка носит юбки и кофточки/рубашки черного цвета. И знаете почему? - по мнению учителя, так могут одеваться “только наркоманы”. Как говорится, это было бы смешно, если бы не было так грустно… Между прочим, речь идет об элитном лицее нашего города. Причин подобного поведения школьных учителей не так уж мало. Самый простой и возможно, знакомый многим, пример: умный/начитанный/любознательный/амбициозный ученик поправляет (дополняет) учителя на уроке, демонстрируя свои знания. Другой вариант: у ребенка страдает поведение, он активный, неусидчивый и действительно мешает учителю вести урок. Трудно предположить, что подобная ситуация может доставить удовольствие педагогу. Вопрос в том, как он с ней справляется. Очевидно, что бОльшую проблему это представляет для учителя, который боится потерять свой авторитет, и причины тут могут быть разные: неопытность (хотя это совсем необязательно), желание (возможно, неосознаваемое) доминировать в классе, неумение справляться со стрессовыми моментами (все мы живые люди). Иная ситуация: ученик, сам того не желая, “наступает на больную мозоль” учителя - ведет себя слишком свободно и независимо; одевается “слишком” броско/дорого, делает еще что-то такое-этакое, что “не лезет ни в какие ворота”.... В этом случае педагога раздражает в мальчике/девочке то, что он себе сам не может (и/или не хочет) позволить, причем этот процесс неосознаваемый. В этом случае поведение ребенка является спусковым механизмом для того, чтобы у учителя поднялись внутренние, глубинные процессы, не имеющие никакого отношения к действиям и поступкам ученика. И начинаются придирки к ребенку - мелкие и покрупнее: занижение результатов успеваемости, замечания устные и письменные. Порой личная неприязнь учителя проявляется в виде насмешек, оскорблений, нарушения границ ребенка, пассивной агрессии. Как правило, родители не всегда узнаЮт о такой ситуации быстро. Если преследование педагогом “неугодного” ученика выражается в снижении оценок, ребенок может скрывать результаты своей успеваемости до тех пор, пока они не станут известны родителям в конце четверти/триместра. Если негативное отношение учителя проявляется в виде придирок, насмешек и личных оскорблений, ребенок может и вовсе не поделИться с родителем, думая, что он заслужил такое отношение, не понимая его токсичность, либо испытывая чувство вины, внушаемое педагогом. Здесь очень важно - как родитель будет реагировать на ситуацию, узнав о ней. К сожалению, многие папы и мамы, не разобравшись, спешат обвинить ребенка, говоря примерно следующее:
Их мотивы вполне понятны:
Бывает, что именно в этот момент отношения в семье “искрят”, потому что ребенок переживает подростковый кризис, и нормальный контакт с ним утрачен. Если родитель выбирает такую простую и удобную для себя тактику, то это очень непросто для ребенка. Послание родителя таково: Я тебя не поддерживаю. Ты мне не важен. Я тебе не верю. Учитель для меня более значим, чем ты. А как поступить правильно? Как родителю быть осознанным в этой ситуации? Нужно ВКЛЮЧИТЬСЯ в нее, потому что именно родитель является знАчимым Взрослым в жизни ребенка, и это он способен наиболее оптимально разобраться и защитить ребенка, показать ему его важность в семье как в системе отношений. Важный момент: включение в ситуацию предполагает, что родителям в каждом случае необходимо достоверно узнавать причину произошедшего, ведь в любом конфликте ВАЖНО услышать обе стороны! Узнать реальную картину можно, пообщавшись с учителем. Как правило, это многое способно прояснить. В разговоре желательно и правильно оставаться эмоционально стабильным. Если неправомерность поведения педагога в отношении ребенка нашла подтверждение, можно прибегнуть к обжалованию его действий администрации учебного заведения либо в вышестоящие (в том числе надзорные) инстанции. Самый кардинальный вариант - поменять учителя/школу. Если это решение - сделать в интересах ребенка такой важный шаг (вполне возможно - единственно верный) родитель принимает без истерик и обвинения всех и вся, то и ребенок переживает его нормально, как ценный жизненный опыт. Я считаю, что не нужно быть супер умным и смелым, чтобы защитить своего ребенка. Один почитаемый мною психолог, бизнес-тренер (кстати сам в прошлом завуч школы) сказал золотые слова: “Когда школьная учительница сына говорит мне, что она одна, а учеников много, я отвечаю ей: “Это вас, учителей много, а ребенок у меня один”. Многие родители в ситуации, которая требует их вмешательства, испытывают страх перед УЧИТЕЛЕМ, и это вполне объяснимо: взрослый человек вспоминает самого себя в школьном возрасте, и эти воспоминания не всегда приятны. Отсюда такая “детская” позиция: я за это не отвечаю (не буду/не хочу). Есть страх и другого рода, с которым я сталкиваюсь в ходе консультации - мамы говорят: если я вмешаюсь - будет только хуже, учитель вообще “загнобит” моего ребенка и будет на нем отыгрываться. Уж лучше пока оставить, как есть и посмотреть, что дальше. Авось, рассосется как-нибудь само... Это очень грустно. Это додумывание за другого и нежелание (а чаще - невозможность) занять позицию Взрослого человека. А еще непонимание того, что ребенок не в состоянии справиться сам, для него это непосильная ноша. Наша родительская сила и наша правда - в любви к своему ребенку и в справедливости, которую он заслуживает и которую мы, Взрослые, способны ему дать. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|