|
Преодолевая непростое, или что такое буллингАвтор статьи: Креклина - Кутырева Алина Павловна
Сегодня пятница. Такой день, когда ребята, отдыхающие в санатории, устают за прошедшую учебную неделю, получают последнее, перед выходными, лечение и многие уже ожидают завтрашнего приезда родителей. Пятница, обычно, наполнена впечатлениями и заданиями, чтобы ребятам завтра было что рассказывать. А в насыщенные эмоциями дни некоторые обязательно сталкиваются со сложностями и переживаниями, связанными с учебой, конкурсами, которые проводятся в санатории, с взаимоотношениями с коллективом и сверстниками. В такие кризисные моменты, важно не упустить из виду эту проблемную ситуацию, попытаться разобраться в ней, дать поддержку всем ребятам, кто в ней нуждается. Воспитатели не успевают справиться с такой довольно ответственной миссией, ведь в их отрядах не один, не два, а по двадцать, тридцать человек. С каждым работать не хватит времени, да и ребята, подчас, боятся рассказать им о своей беде. Поэтому у нуждающихся в поддержке есть добрый друг, который их всегда выслушает – психолог. Сегодня меня посетил Андрей. О своем желании рассказать о проблеме он сообщил заранее, тихонечко отозвав меня в уголок, пока никто не видит. Говорил он неуверенно, прятал взгляд и поглядывал, чтобы никто не заметил, что он со мной общается. Задав ему вопрос «Срочно ли нужна консультация», посмотрела на его реакцию. Мальчик довольно долго раздумывал, но ответа я так и не дождалась. Поняв его состояние, пригласила пройти в кабинет прямо сейчас. На что он, не раздумывая, согласился. Зайдя в кабинет, Андрей в нерешительности встал у двери. Я подбадривающе улыбнулась и предложила занять место там, где ему будет комфортно: на одном из двух мягких кресел или на диване. Он выбрал диван и сел медленно, на самый его краешек. Дав ему время немного освоиться в новом помещении, задала стандартные вопросы. Как зовут, сколько лет, где и с кем живет, в каком классе учится, чем увлекается. Плавно перешла к воспитателям, отряду и отношениям в коллективе, которые сложились у него в санатории. Оказалось, не сложились. Андрей взял инициативу в свои руки и начал рассказывать о том, что произошло. Так получилось, что ребята его комнаты знали друг – друга еще до приезда в санаторий и хорошо общались. А он оказался новым, неизвестным для них, к тому же достаточно скромным. Поэтому из него получился неплохой «козел отпущения». За счет Андрея мальчики поднимали свою самооценку, тренировались в шутках, демонстративно вели себя перед противоположным полом (будет уместно добавить, что возраст в отряде колебался от 14 до 16 лет). Сначала он пытался сопротивляться, но количество насмешек и обидных слов только увеличилось. К ним прибавились угрозы к Андрею, что он может получить пинок, если не удовлетворит их просьбу, или будет побит. После этого, мальчик уже не сопротивлялся, а старался выполнять все просьбы и требования своих мучителей, а те раззадоривались и придумывали новые. Но наступает момент, и терпение иссякает. Так произошло и в этом случае: Андрей боялся сделать что-либо сам, его запугали, что за обращение к воспитателям они придумают ему страшное наказание. Поэтому он пришел ко мне, когда стало уже совсем невыносимо. Это не первая и не единственная ситуация жестокого обращения в среде сверстников. Такие запросы бывают несколько раз за смену в 21 день. Чаще всего, в качестве задиры выступает определенный человек, которому что-то не нравится в жертве и он пытается её унизить, оскорбить, может даже побить. Подобное явление в психологии носит название «буллинг»-индивидуальный прессинг, исходящий от одного лица. В случае с Андреем я наблюдала более сложное явление: агрессорами выступали аж сразу четыре мальчика. Подобному дают название «моббинг»- агрессивное поведение группы лиц по-отношению к жертве. Отвлечемся немного от конкретной ситуации и рассмотрим явление моббинга в целом. Что оно из себя представляет? Понятие «Моббинг» произошло от английского слова «толпа» и означает форму психического насилия, которая приводит к реальным угрозам физического выживания человека. В детских коллективах моббинг опасен тем, что ребенок, чаще всего, не может предпринимать какие-либо методы самозащиты против моббинга. Во все времена школьники обижали, обзывали, издевались, высмеивали и даже били одноклассников по тем или иным причинам: плохой внешний вид, слишком хорошая учеба, мало знакомых в классе, деффекты лица, речи, слишком толстый или слишком худой, плохо знающий язык общения… Моббинг проявляется через насмешку, отъем денег, придирки, порчу вещей, бойкот, изоляцию от коллектива. Школьники проявляют иногда такую изобретательность в выборе средств травли, что им позавидует даже взрослый. Жертву моббинга могут оболгать, причинить вред репутации, принести вред физическому и психическому здоровью, довести до самоубийства или даже убийства. Одной из причин появления моббинга в детских коллективах является незанятость подростков. С его помощью, ребята самовыражаются, чувствуют себя смелее и отважнее, даже сплачиваются в дружбе «против» кого-то. В этот же момент «жертва» чувствует себя загнанной в угол. Что бы не решил ребенок, подвергнутый моббингу, ему почти никогда не удается самостоятельно выбраться из сложившейся ситуации. При попытках уйти от издевательств, не обращать внимания он – трус. В случае обращения к взрослым за помощью и поддержкой он - слабак и ябеда, а если попытается подружиться с настроенными против него ребятами, он подхалим… Если у вас возникло подозрение, что ребенок стал жертвой издевательств со стороны сверстников (это может проявляться в замкнутости, нервозности, подавленности, поиске причин, чтобы не ходить в школу или не контактировать с одноклассниками), необходимо осторожно поговорить с ним, попытаться добраться до проблемы. Подвергнутый моббингу переполнен злостью, страхом и чувством стыда. Не стоит ждать, что само пройдет. Нужно бить тревогу. Есть несколько способов борьбы с этой проблемой, на крайний случай можно даже перевести ребенка в другую школу. Точно так же¸ как и буллинг, моббинг нуждаются в искоренении, а ребенок, подвергнутый моббингу в помощи и поддержке. Терапия начинается с интервью, а затем могут подбираться фармако и психотерапия. В случае с Андреем мы начали работу с интервью. Так как мальчик пришел самостоятельно, его не привели против его воли, у него было желание изменить ситуацию в лучшую сторону, но он не видел средств и возможностей, как побороть трудности. После того, как Андрей подробно рассказал и описал все, с чем ему пришлось столкнуться, я попросила его определить свои чувства по - отношению к обидчикам. Мальчик искал их, перебирал, пробовал те, которые я ему предлагала на соответствие с внутренним откликом. В итоге у нас получился, на первый взгляд, небольшой набор: страх, обида, тяжесть и злость. Но это только на первый взгляд. С ним мы и продолжили дальнейшую работу. Следующим этапом нашей работы было выражение чувств на бумаге. Андрею был предложен белый лист и набор карандашей. По заданию он мог нарисовать картинку о том, что у него творится внутри. Андрей довольно долго думал, а потом нарисовал страх и обиду такими, какими он их чувствовал. Для рисунка он использовал много темных тонов. Мы вновь еще раз проговорили эти чувства, и я заверила мальчика, что испытывать их совершенно нормально. После этого мы перешли к сочинению рассказа. По моей просьбе, Андрей задумался о том, как все могло бы быть иначе, что бы он хотел видеть, какое отношение к себе его бы устроило. Он довольно легко справился с этой задачей. Когда мальчик описывал приятное для него отношение окружающих к себе, он стал спокойнее, навалился на спинку дивана (хотя до этого сидел на краешке), даже изредка начал шутить. Теперь, когда Андрею стало комфортно и между нами появилось доверие, я предложила ему поискать варианты выхода из этой ситуации. Мы стали решать, что он может дальше сделать, чтобы быть в максимальном выигрыше, воплотить желаемую для него ситуацию в действительность. Каждый вариант обговаривался, обдумывался и взвешивался. В итоге, мы нашли более 7 -ми вариантов, а Андрей уже сам выбрал, что он будет делать дальше, и как я буду ему в этом содействовать. Наша с ним работа на этом не закончилась. Я спросила его, как он мог бы поднять самооценку, за счет чего для него это возможно сделать. Андрей рассказал о своих ресурсах, что ему помогает здесь, как он справляется, и нашли так же несколько новых возможностей поднятия самооценки в этом коллективе и даже в комнате обидчиков. Затем, мы обобщили все, что он узнал сегодня нового и Андрей пошел делать первые шаги в осуществлении своих планов. Эта история закончилась хорошо. Умелая работа воспитателей и верный выбор Андреем своего дальнейшего поведения помог ему не только остаться в этом коллективе, но и завоевать авторитет даже у бывших обидчиков. К сожалению, не все истории так заканчиваются. Именно поэтому необходимо следить за состоянием ребят, вовремя обращать внимание на замкнутость и негативные эмоции, не стесняясь, давать поддержку, которая так необходима жертвам моббинга и буллинга. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|