Последствия «моббинга» в детских коллективах.

Последствия моббинга в детских коллективах

Моббинг (mob – толпа) - «травля», психологическое давление, прессинг, моральное насилие и угнетение группой лиц какой-либо личности в коллективе. С целью причинения этой личности эмоционального, а порой и физического вреда, ущерба.

В каждом коллективе или группе людей происходят различные психологические взаимодействия, симпатии-антипатии… Кто-то кого-то может раздражать, а кому-то симпатизировать при этом.

Проявления моббинга сродни агрессивному отношению, которое может выражаться в игнорировании, прямом или косвенном эмоциональном издевательстве, негативном физическом воздействии…

Есть мнение, что истоки зарождения моббинга – в семье. Там, где естественным считается моральное давление и практически все спорные вопросы разрешаются с позиции силы, криков, угроз…

Ребенок, как губка впитывает в себя энергетику и «запах» подобных взаимоотношений. И потом, впоследствии, применяет полученные «навыки», как в своей будущей семье (по сценарию), так и в социальных отношениях.

Ибо ребенок, перегруженный страхом, виной, стыдом, чрезмерным внутренним напряжением и тревогой из-за конфликтов в семье - не может ощущать себя в безопасности.

Ему необходимо практически постоянно защищаться… Он ведь внутренне очень напуган. И в этом смысле он всегда готов к самообороне и внешнее его поведение показывает, что «лучшая форма защиты – нападение»…

Такие дети «задирают» других, конфликтуют с ними – и таким образом самоутверждаются, становясь как бы смелее и увереннее в себе. А на деле – наглее внешне и запутаннее внутри… 

Где же проявляется подобное явление в социуме?

Моббинг, как социальное явление, существует практически всегда. Там, где собираются люди и есть межличностные отношения друг с другом.  

Начинается все еще с детского сада, когда воспитательница, например, проявляет свой негатив к какому-либо определенному ребенку. И, соответственно, угождая ей, другие дети продолжают поддерживать ее отношение…

Они могут доносить на него, не играть с ним, всячески пытаются обидеть его и сделать ему плохо, больно… Так может развиваться самоутверждение за чей-то счет: кому-то плохо - значит он «слабый», а я – «сильный».

Позднее в школе это явление продолжает расцветать «буйным цветом».

Если педагогу безразличен психологический климат в классе, его интересуют, в первую очередь, лишь красивая благополучная внешняя картинка-оболочка и «показательные» результаты учеников, то моббинг развивается, в этом случае, очень активно. Поражая психическое состояние тех учеников, кто попадает под его удары.

Ведь именно авторитетные взрослые задают моральные ориентиры детям…

В подобном случае над ребенком в классе могут психологически издеваться, унижать его, оскорблять, дистанцироваться от него, не включать в общие дела и попросту не дружить с ним… И делать его же - виноватым… 

В таком случае, ребенок чувствует себя в социальной и психологической изоляции, одиноким и отверженным...

Если такое явление в классе уже имеет место быть, то его необходимо «лечить» экстренно и незамедлительно, выращивая, при этом, здоровые, уважительные и доброжелательные отношения между детьми. 

 Это прямая обязанность педагога – соблюдать эмоционально комфортную обстановку в классе. Только в такой благоприятной среде у детей появляется желание учиться и познавать нечто новое.

А это качество потенциально заложено природой в каждом ребенке и нужно только поддержать и направить его… И тогда, практически, любой ребенок сможет учиться с интересом и положительным для него эффектом.

Негативное влияние моббинга может сказываться отрицательным образом на личности ребенка, его самооценке и восприятии себя в целом, подрывать веру в себя, свои способности и возможности.

И даже доводить до нервного срыва и психосоматических проявлений: уход в себя, депрессивное состояние, проявление зависимого поведения: чрезмерное увлечение компьютером, играми… Способствовать появлению деструктивного поведения.

Моббинг может быть горизонтальным и вертикальным. Горизонтальный моббинг – это, когда члены одного коллектива/группы занимаются психологической «травлей» своего же коллеги/соученика.

А вертикальный, когда руководитель/педагог унижает и эмоционально подавляет всячески того, кто каким-либо образом зависит от него - своего подчиненного/ученика.

И тогда уместно вспомнить о мудром изречении: «рыба гниет с головы», т.е. именно от вышестоящего зависит в большей мере психологический климат в коллективе.

Причины выгоды такого явления для руководителя могут быть разными: от принципа «разделяй и властвуй» - до банальной личностной неуверенности в себе. И свидетельствовать о наличии внутренних конфликтов…

Ведь легче руководить там, где все тебе слепо подчиняются, доносят друг на друга и выполняют твои однозначные приказы… Чем пытаться понять психологические причины тех или иных противоречий, которые неизбежно возникают в коллективах – местах, где люди объединены каким-либо общим делом.

Проще отдавать приказы, чем договариваться и вести конструктивный диалог со своими подчиненными. Иногда и такая тактика уместна, возможно.

Но в целом, если это имеет место быть постоянно, то в коллективе постепенно появляется «больной психологический нарыв», который со временем заражает и инфицирует всех участников этого процесса. И тогда эффективной работы нет - и коллектив постепенно распадается…

Но это - «игры» взрослого мира, а т.к. все мы родом из детства, то истоки следует искать именно там.

В коллективе детей обязательно нужно учитывать личностные особенности каждого ребенка и обеспечивать детям психологически комфортные условия для их развития и обучения.

 Тогда ученики будут не просто с желанием ходить в школу, а с любопытством и интересом познавать новое и изучать то, что им может реально и практически пригодиться в жизни.

А впоследствии с уважением, теплотой и благодарностью вспоминать «школьные годы чудесные»…  



Просмотров: 791
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Моббинг: интриги в коллективе
  • Моббинг или Как выжить в коллективе
  • Моббинг в трудовом коллективе
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Психологический климат в коллективе
  • Психологический климат в коллективе.
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Когда на чужое мнение глубоко наплевать. Или, есть либо моё мнение, либо неправильное! Что делать?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Рэкетные чувства или Почему я чувствую себя все время виноватым либо постоянно обижаюсь?
  • Каким образом работает психолог-консультант, и как он может помочь?
  • «Я чувствую себя ненормальным» или быть может это ОКР?
  • Психотерапевтическая сказка для детей, которые не верят в себя и не пытаются чему либо научиться.
  • Почему дети не всегда могут поставить себя на место другого?
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Может ли ребенок иметь психологический слух?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Семь шагов вперед, а может быть направо. От самоуценки к принятию себя
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь