|
Осторожно, буллинг!Автор статьи: Ильяшенко Ольга Александровна
Осторожно, «буллинг»! Во все времена, с момента зарождения человечества и до тех пор, пока будут рождаться люди, дети ссорились, дрались, делили и ломали игрушки и будут продолжать это делать. Разногласия совершенно нормальны, возможны, иногда даже необходимы и сами по себе не опасны. Дети учатся общению, взаимодействию со сверстниками, приобретают опыт отдельности, «непохожести» людей. Постепенно выстраиваются своды правил, понятий, смыслов, осознание своих и чужих возможностей и ограничений. Дети учатся договариваться, учатся корректному, бесконфликтному общению. Давайте разберемся, что же это такое? Буллинг – это всегда насилие, опирающееся на безнаказанность. Каждый ли конфликт является буллингом? Как распознать грозит ли ребенку опасность? Где же проходит та тонкая грань, что отделяет ссору от травли? Буллинг - это всегда неравенство сил. Это не потасовка двух приятелей на перемене «один на один». Если обидчиков несколько или, если агрессор старше и сильнее – это признак травли. Кроме этого, буллинг – это преднамеренность и повторяемость. Жертва чувствует себя униженной и оскорбленной. На что обратить внимание родителям? У ребенка могут быть постоянно испорчены вещи, школьные принадлежности, порвана или испачкана одежда, что-то «потеряно» или «забыто», не успевающие сходить ссадины, синяки и царапины. Ребенок может стать плаксивым, замкнутым или раздражительным, не выходит на улицу. Дети отказываются идти в школу, иногда вовсе не объясняя причин, иногда называя причины размытые или косвенные, иногда прямо говорят, что их обижают. Ребенок может начать часто болеть «странными» болезнями, которые как начинаются внезапно, так внезапно и заканчиваются. Например, у ребенка может резко подниматься температура, без других симптомов, возникают боли в животе, рвота, головная боль. Кто же чаще всего становится его жертвой? В первую очередь, это дети «отличающиеся». Дети другого вероисповедания, с другим цветом кожи, дети с ОВЗ, воспитывающиеся в особых социальных и культурных условиях. Ребенок-изгой, безусловно, жертва, однако, его доля ответственности в ситуации тоже вполне может быть. Жертвой буллинга могут стать дети провоцирующие своим поведением насмешки и привлекающие всеобщее внимание. Как правило, это интеллектуальные дети, которые ставят в затруднительное положение одноклассников и педагогов. Он действует как своего рода «громоотвод», забирающий на себя негатив. Он выглядит школьным «клоуном», являясь, по сути, критиком социального устройства группы. Как только напряжение достигает максимального уровня, он совершает «нечто», что помогает эту ситуацию разрядить. Для ребенка такое поведение может быть протестом, оппозицией или защитой, способом отличаться или отгородиться от Других. Изначально, задолго до того, как началась травля, у детей-изгоев может быть сильная взаимная неприязнь с другими детьми. Мы все знаем взрослых, которые склонны обвинять во всем окружающих, искать изъяны в других, отказывающихся брать на себя ответственность. Так вот, вырастают они из детей… которые, как правило, имеют трудности в общении с коллективом. И здесь уже необходима работа специалиста с самим ребенком. Что делать? Отвечать агрессией на агрессию идея не из лучших. Как правило, активное сопротивление вызывает еще больший напор и новую волну травли. Несомненно, иногда «притвориться мертвым» тоже вариант, есть версия, что обидчику все это «надоест» и станет скучно. Иногда это действительно помогает, в самом начале, но молчать и ждать пока от тебя отстанут, несмотря на увеличение агрессии тоже не выход и оба варианта могут быть даже опасны. Принимать меры по предотвращению насилия и выстраиванию отношений помощи и взаимоподдержки в коллективе. Классным руководителям и специалистам образовательных учреждений необходимо проводить комплексную работу по сплочению детского коллектива, развитию толерантности. Необходима организация мер по адаптации семьи, оказание реальной посильной помощи. Для новичка в коллективе необходима адаптация и помощь со стороны взрослых и сверстников. Чтобы ребенок не стал изгоем, необходимо ввести его в коллектив и организовывать мероприятия по социализации. Это является задачей педагогического коллектива. Психологическое и валеологическое просвещение родителей ребенка-изгоя, также является одной из первостепенных задач. Дети отличаются друг от друга не только внешне, жертвой буллинга часто становятся дети, не имеющие социальных навыков, не посещавшие детский сад, «домашние» дети. Важно научить ребенка обращаться за помощью и поддержкой, «сколачивать» свою команду, не ходить одному пока существует опасность, обращаться к взрослым. Особенно актуальным это становится, если агрессор шантажирует жертву. С шантажистами не договариваемся. Помните, что агрессия – это оборотная сторона страха. Агрессор, по сути, сам жертва, вытесняющая свой страх и, как только он получает достойный отпор, как правило, отступает. ребенок в школе должен знать к кому конкретно он может обратиться за помощью. Как выглядит этот человек, как его зовут и где находится его кабинет. Если этого человека в определенное время нет в школе, то важно обсудить, к кому еще можно подойти. Убедитесь, что ваш ребенок знаком со школьным психологом и социальным педагогом. Важно чтобы человек не принимал ничью сторону. Классный руководитель, к сожалению, не всегда может помочь, будучи зачастую эмоционально вовлечен в ситуацию и потеряв нейтралитет. Каждую ситуацию следует исследовать, не включаясь эмоционально и в каждом отдельном случае необходимо выяснить буллинг это или нет. Эффективными будут: уважительное отношение ко всем участникам конфликта, переговоры, а не санкции, дипломатия, нейтралитет, сплоченность. Ведь, решая подобные споры, мы не хотим еще большей войны или «партизанского движения». Автор: Ильяшенко Ольга Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|