|
Буллинг ( преследование в школе) и как с ним боротьсяАвтор статьи: Инна Шаповальянц
И.Шаповальянц, к.м.н. Москва, 2014 Определение и немного статистики. В русском языке трудно подобрать название такому явлению, которое включает в себя агрессивное поведение, моральное и физическое насилие, доминирование и принуждение, запугивание и вымогательство. Поэтому англоязычное слово «буллинг» (bullying) становится в последнее время общепринятым для обозначения насилия в школе. По данным Всемирной Oрганизации Здравоохранения (ВОЗ, 2010), которая периодически проводит мониторинг поведения школьников и факторов, влияющих на их здоровье, регулярному насилию в школах подвергаются 21 % девочек и 22 % мальчиков в возрасте 11 лет; 20 % девочек и 19 % мальчиков в возрасте 13 лет; 12 % девочек и 13 % мальчиков в возрасте 15 лет. Постоянно обижают других 20–24 % российских школьников и 10–14 % школьниц. Отмечается, что мальчики чаще используют средства физического воздействия, в то время как девочки больше применяют социальную изоляцию. В последнее время с распространением высоких технологий и использованием средств интернета, мобильных телефонов, социальных сетей итд, среди детей появился и новый вид буллинга – кибербуллинг,. Организаторы и исполнители. Обычно считается, что организаторами и исполнителями школьного насилия (булли) становятся физически сильные, но интеллектуально недалекие дети из «неблагополучных» семей. Однако, это не всегда так. Дети из обеспеченных «благополучных» семей тоже могут оказаться в этой группе. В то же время, если ваш ребёнок сам участвует в насилии и тем более является заводилой, это тоже повод для вмешательства. Как показывают последующие наблюдения, большинство таких детей растут одинокими, у них плохо складываются отношения в семье и на работе. Жертвы. В роли жертвы может оказаться практически любой. Это может быть и физически сильный ребенок, и ребенок, который хорошо учится и нравится учителям. Критерий может быть почти любой, достаточно наклеить ярлык: новенький, тупой, умный, наглый, тихоня, придурок или мажор, коротышка или дылда, с акцентом разговаривает, не так одевается, ботан, рыжий, очкарик… Последствия. Последствия школьного буллинга сказываются на личности человека в течение последующей жизни. Доказательство этого было получено группой учёных из Королевского колледжа в Лондоне под руководством Такизавы. Цифры подтверждают, что жертвы частого или постоянного буллинга в школе, становясь взрослыми, существенно чаще жалуются на здоровье, страдают от депрессии, нервных расстройств и склонны к суициду. Они менее успешны в профессиональной деятельности, чаще ведут одинокий образ жизни, не имея семьи и друзей. Иначе говоря, школьные ссоры и драки оборачиваются вполне серьёзными взрослыми проблемами. Что можно сделать в школе. Принимая во внимание начало нового учебного года, родителям и педагогам стоит внимательнее следить за тем, чтобы ребенок не стали жертвой буллинга. Учителя и администрация школы должны учитывать, что нападки обычно происходят в туалете, на школьном дворе, в холле на переменах, в школьных автобусах, а также по телефону или через интернет. Учителя должны незамедлительно реагировать на любые враждебные действия , информировать администрацию и родителей и тщательно расследовать подобные инциденты. Ученики и родители должны быть информированы и вовлечены в создание безопасной атмосфере в школе . Можно также привлекать школьников старших классов в качестве добровольных помощников (школьные омбуцмены), к которым ребенок может безопасно обратиться. Признаки, на которые необходимо обратить внимание. Ребенок не всегда может признаться родителям в том, что он подвергается насилию в школе, поэтому внимательно наблюдайте за некоторыми невербальными знаками и несвойственным поведением:
Если вы заметили подобные признаки, не говорите ребенку “не обращай внимание”, “пошли их подальше” итд. Посторайтесь поговорить откровенно и выяснить все детали. Заверьте ребенка, его вины в этом нет, и что вы сделаете все для прекращения ситуации. Особая тема – кибербуллинг (угрозы через интернет) Расскажите детям о возможности запугивания через интернет и научите не отвечать на угрожающие письма и звонки. Убедитесь, что компьютер, которым пользуется ребенок находится в общей комнате , и вы може иметь к нему доступ . Объясните ребенку, что вы должны иметь возможность мониторировать его переписку для исключения возможности кибербуллинга. Как родители, вы можете настоять, чтобы телефон и компьютер находились в общей зоне (кухне или гостинной) для исключения угрожающих сообщений в ночное время. . Часто дети не сообщают о кибербуллинге, тк боятся, что родители отберут телефон или компьютер. Родители должны убедить ребенка, что все устройства останутся у ребенка, но буллинг_- это проблема, и взрослые должны знать о ней , чтобы защитить своего сына или дочь.. Как себя вести ребенку. Избегать ситуаций, где нет других учеников и учителей . Не оставаться в туалете одному, обедать в компании друзей. В автобусе садиться поближе к водителю. Попросить встречать после школы, если нет возможности возвращаться в компании друзей. Обязательно сообщать родителям, учителям, воспитателям о наличии проблемы. Что делать родителям. Научите ребенка справляться с ситуацией. Отработайте сценарии и ответные стратегии дома, которые помогут справиться с проблемой. Вместе рассмотрите, кто из учителей и друзей смогут помочь. Договоритесь о встречах с психологом. Постарайтесь найти взаимопонимание с педагогами, которые в силу ряда причин не признают (или не хотят признавать) проблему в её истинном свете. При необходимости доведите до сведения администрации и вышестоящих организаций. Иногда, если понятно, что изменить к лучшему ситуацию в классе не в ваших силах, единственным правильным решением будет перевести ребёнка в другую школу.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|