|
Буллинг в школах: что мы можем изменитьАвтор статьи: Елена Шпундра
Поскольку часть времени я работаю психологом в лицее, в этом году я занималась вступительной компанией. Обратила внимание на то, сколько много детей возраста 9-15 лет меняют школу по причине буллинга в предыдущей. Со стороны одного одноклассника, группы одноклассников или учителя. Малая часть детей меняла школу в связи со сменой жизненных условий, например, переездом. В основном, это нездоровая обстановка, притеснения, даже откровенная травля. Определить это очень просто, с помощью любой колоды метафорических ассоциативных карт (МАК). Достаточно попросить ребенка выбрать одну или несколько карт, которые бы больше всего походили на то, что он чувствует, ощущает, там, где учится сейчас. Дети, которые находятся в здоровом климате выбирают очень позитивные, светлые карты, часто с групповой или парными играми. Дети, из нездоровой психологической среды выбирают извержения вулкана, пожары, разбитые стекла, снежную лавину, пустыню, автокатастрофу. Недавно одна девочка, выбрав карту с разбитой оконной рамой так и сказала «я чувствую себя разбитым стеклом». Если начать расспрашивать почему, как правило, дети очень охотно рассказывают то, что наболело. А болит много. И многим. Конечно, буллинг в школах был всегда, в любой микросреде и любом обществе есть конкуренция, конфликты, взаимное непринятие, не совместимость. Много чего такого, что усложняет взаимодействие и сосуществование. Но по моим ощущениям за 2 года работы в школах, сейчас этого стало гораздо больше. Более того, буллинг сильно помолодел. Уже во вторых-третьих классах можно обнаружить его признаки. Я могла бы сейчас углубиться в недостатки системы образования, вызвать хайп, но мне ближе рассматривать все причины, чтобы легче было преодолевать их следствие. Какие же причины того, что детям так сложно ужиться друг с другом? Во-первых, высокая чувствительность и тревожность. Из-за высокого уровня стресса в обществе, дети рождаются мегачувствительными. Без кожи, если говорить метафорическим языком. А если ты без кожи, то тебе больно даже от воздуха, который просто касается оголенного места. Такая чувствительность формирует защиты. Колючки и иголки, которыми ребенок обрастает как кактус, чтобы не так больно было жить. Есть еще родительская тревожность. Мы живем в огромном и небезопасном мире. Таким он был всегда, но с появлением Интернета каждый день мы узнаем о новых опасностях. Это и педофилы, и пьяные водители, и корь, и некачественные продукты питания, не квалифицированные специалисты и еще много чего опасного и жуткого. Конечно, родителям страшно «а вдруг». Как бы они не говорили, что не обсуждают это при ребенке и не демонстрирует, дети-чуткие антенны, они все улавливают. Особенно, чувствительные дети. От этого хочется защититься еще больше. Значит иголки кактуса укрепляются и разрастаются. Во-вторых, подростковый возраст сильно помолодел. Если еще 10-15 лет назад, он начинался с 13-14, то сейчас 9-10 лет, это нижняя граница подростковой среды. А для подростков огромное значение приобретает потребность быть принятым группой ровесников. Они ищут группу таких как я и начинают меряться этими группами. В-третьих, не будем сбрасывать со счетов растущее количество детей с ментальными проблемами разной сложности. Еще 15-20 лет назад аутизм был редким явлением. Психологов учили, что он есть, но даже преподаватели не видели вживую, как он выглядит. Сейчас же в каждой школе на 100 детей можно встретить 4-5 с расстройствами аутического спектра. Есть еще и другие «диагнозы», которые усложняют и так не простое взаимодействие ребенка со средой. Кроме того, опять же в силу небезопасности среды, многие дети сейчас лишены тех, возможностей познавать и строить детские отношения, которые были у нас- это дворы, детские сады, кружки по интересам. Разумеется, многие дети ходят на всякие развивалки, но по- моему мнению, акцент и дома, и в школе, и в любых секциях сделан на развитие у детей познавательных функций и конкретных навыков, вроде иностранного языка или умения танцевать, но при этом очень «проседает» именно взаимодействие. Группу «кактусов» учат китайскому языку, но не учат как два «кактуса» могут ужиться друг с другом. Или не помогают определить, может они вообще не кактусы, а нежный жасмин. Получается, что такие вот «кактусы» попадают в школу. И для многих из них это первое место, где они осваивают навык сосуществования. При этом им не помогают сосуществовать, так как сейчас, даже родители разъединены, каждый растит свой уникальный «кактус» и не собирается знакомиться с другими «садоводами». Поэтому в начальной школе увеличилась детская агрессия. Которая в средней переходит в буллинг. Потому, что «кактусам», которые и так не научились взаимодействовать, нужно освоить естественную эволюционную ступень- найти свою группу и в нее вписаться. Что же со всем этим делать? По-моему, мнению, чтобы помочь развиваться и уживаться детям нужны взрослые. Причем, не только в виде создания закона про буллинг. Школе нужно понять, что психолог приобретает такое важное значение, как и учитель. И психологов в школах должно стать больше. На каждые 100 детей по одному. Навыки взаимодействия, групповые занятия и игры важны не меньше, чем математика или английский язык. Даже саму структуру урока лучше строить так, чтобы дети имели возможность работать в парах и тройках. А взрослые бы помогали им сотрудничать. Родителям важно учить своего ребенка защищать себя. Им самим нужно защищать ребенка. Но в этой огромной тревожности все же сохранять здравый смысл. Который помогает различить естественные и нормальные детские конфликты от серьезных проблем или травли. Сейчас же я наблюдаю, как обычный мелкий детский конфликт родители, из-за своего страха, раздувают в огромный. Так же стоит помнить, что в жизни важны не только навыки защиты, но и умение сотрудничать, взаимодействовать, идти на встречу. И этому всему тоже учат дома. Опять же, стоит помнить, что в классе, где ругаются родители, дети тоже будут ругаться. В классе, где родители не взаимодействуют с администрацией и друг с другом, дети тоже не будут взаимодействовать. В классе, где родители одного ребенка стоят в оппозиции к родителям остальных детей, их ребенок тоже будет в оппозиции и либо найдет себе группу таких же оппозиционеров, либо будет изгоем. Если уже так случилось, что буллинг есть. Не искать виноватых и не переругиваться еще больше. А признать этот факт и искать, как его изменить. Но беда в том, что у многих взрослых не лады с ответственностью и виной. И тогда от проблемы проще сбежать, чем ее решить. А страдают от этого, как всегда дети. или по скайп (предварительная запись через форму на Б17) Так же приглашаю интересующихся психологией и жизнью психолога в мой Инстаграм Zloypsiholog
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|