Буллинг в школах: что мы можем изменить

Автор статьи: Елена Шпундра

Поскольку часть времени я работаю психологом в лицее, в этом году я занималась вступительной компанией. Обратила внимание на то, сколько много детей возраста 9-15 лет меняют школу по причине буллинга в предыдущей. Со стороны одного одноклассника, группы одноклассников или учителя.

Малая часть детей меняла школу в связи со сменой жизненных условий, например, переездом. В основном, это нездоровая обстановка, притеснения, даже откровенная травля.

Определить это очень просто, с помощью любой колоды метафорических ассоциативных карт (МАК). Достаточно попросить ребенка выбрать одну или несколько карт, которые бы больше всего походили на то, что он чувствует, ощущает, там, где учится сейчас.

Дети, которые находятся в здоровом климате выбирают очень позитивные, светлые карты, часто с групповой или парными играми.

Дети, из нездоровой психологической среды выбирают извержения вулкана, пожары, разбитые стекла, снежную лавину, пустыню, автокатастрофу.

Недавно одна девочка, выбрав карту с разбитой оконной рамой так и сказала «я чувствую себя разбитым стеклом». Если начать расспрашивать почему, как правило, дети очень охотно рассказывают то, что наболело. А болит много. И многим.

Конечно, буллинг в школах был всегда, в любой микросреде и любом обществе есть конкуренция, конфликты, взаимное непринятие, не совместимость. Много чего такого, что усложняет взаимодействие и сосуществование. Но по моим ощущениям за 2 года работы в школах, сейчас этого стало гораздо больше. Более того, буллинг сильно помолодел. Уже во вторых-третьих классах можно обнаружить его признаки.

Я могла бы сейчас углубиться в недостатки системы образования, вызвать хайп, но мне ближе рассматривать все причины, чтобы легче было преодолевать их следствие.

Какие же причины того, что детям так сложно ужиться друг с другом?

Во-первых, высокая чувствительность и тревожность. Из-за высокого уровня стресса в обществе, дети рождаются мегачувствительными. Без кожи, если говорить метафорическим языком. А если ты без кожи, то тебе больно даже от воздуха, который просто касается оголенного места. Такая чувствительность формирует защиты. Колючки и иголки, которыми ребенок обрастает как кактус, чтобы не так больно было жить.

Есть еще родительская тревожность. Мы живем в огромном и небезопасном мире. Таким он был всегда, но с появлением Интернета каждый день мы узнаем о новых опасностях. Это и педофилы, и пьяные водители, и корь, и некачественные продукты питания, не квалифицированные специалисты и еще много чего опасного и жуткого. Конечно, родителям страшно «а вдруг». Как бы они не говорили, что не обсуждают это при ребенке и не демонстрирует, дети-чуткие антенны, они все улавливают. Особенно, чувствительные дети. От этого хочется защититься еще больше. Значит иголки кактуса укрепляются и разрастаются.

Во-вторых, подростковый возраст сильно помолодел. Если еще 10-15 лет назад, он начинался с 13-14, то сейчас 9-10 лет, это нижняя граница подростковой среды. А для подростков огромное значение приобретает потребность быть принятым группой ровесников. Они ищут группу таких как я и начинают меряться этими группами.

В-третьих, не будем сбрасывать со счетов растущее количество детей с ментальными проблемами разной сложности. Еще 15-20 лет назад аутизм был редким явлением. Психологов учили, что он есть, но даже преподаватели не видели вживую, как он выглядит. Сейчас же в каждой школе на 100 детей можно встретить 4-5 с расстройствами аутического спектра. Есть еще и другие «диагнозы», которые усложняют и так не простое взаимодействие ребенка со средой.

Кроме того, опять же в силу небезопасности среды, многие дети сейчас лишены тех, возможностей познавать и строить детские отношения, которые были у нас- это дворы, детские сады, кружки по интересам. Разумеется, многие дети ходят на всякие развивалки, но по- моему мнению, акцент и дома, и в школе, и в любых секциях сделан на развитие у детей познавательных функций и конкретных навыков, вроде иностранного языка или умения танцевать, но при этом очень «проседает» именно взаимодействие. Группу «кактусов» учат китайскому языку, но не учат как два «кактуса» могут ужиться друг с другом. Или не помогают определить, может они вообще не кактусы, а нежный жасмин.

Получается, что такие вот «кактусы» попадают в школу. И для многих из них это первое место, где они осваивают навык сосуществования. При этом им не помогают сосуществовать, так как сейчас, даже родители разъединены, каждый растит свой уникальный «кактус» и не собирается знакомиться с другими «садоводами». Поэтому в начальной школе увеличилась детская агрессия.

Которая в средней переходит в буллинг. Потому, что «кактусам», которые и так не научились взаимодействовать, нужно освоить естественную эволюционную ступень- найти свою группу и в нее вписаться.

Что же со всем этим делать?

По-моему, мнению, чтобы помочь развиваться и уживаться детям нужны взрослые. Причем, не только в виде создания закона про буллинг.

Школе нужно понять, что психолог приобретает такое важное значение, как и учитель. И психологов в школах должно стать больше. На каждые 100 детей по одному.

Навыки взаимодействия, групповые занятия и игры важны не меньше, чем математика или английский язык. Даже саму структуру урока лучше строить так, чтобы дети имели возможность работать в парах и тройках. А взрослые бы помогали им сотрудничать.

Родителям важно учить своего ребенка защищать себя. Им самим нужно защищать ребенка. Но в этой огромной тревожности все же сохранять здравый смысл. Который помогает различить естественные и нормальные детские конфликты от серьезных проблем или травли. Сейчас же я наблюдаю, как обычный мелкий детский конфликт родители, из-за своего страха, раздувают в огромный. Так же стоит помнить, что в жизни важны не только навыки защиты, но и умение сотрудничать, взаимодействовать, идти на встречу. И этому всему тоже учат дома.

Опять же, стоит помнить, что в классе, где ругаются родители, дети тоже будут ругаться. В классе, где родители не взаимодействуют с администрацией и друг с другом, дети тоже не будут взаимодействовать. В классе, где родители одного ребенка стоят в оппозиции к родителям остальных детей, их ребенок тоже будет в оппозиции и либо найдет себе группу таких же оппозиционеров, либо будет изгоем.

Если уже так случилось, что буллинг есть. Не искать виноватых и не переругиваться еще больше. А признать этот факт и искать, как его изменить. Но беда в том, что у многих взрослых не лады с ответственностью и виной. И тогда от проблемы проще сбежать, чем ее решить. А страдают от этого, как всегда дети.

 Буллинг в школах что мы можем изменить
Получить мою консультацию в Киеве можно записавшись по тел. 0662467113

или по скайп (предварительная запись через форму на Б17)

Так же приглашаю интересующихся психологией и жизнью психолога в мой Инстаграм Zloypsiholog

 



Просмотров: 440
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • 10 дельных советов для построения счастливых отношений с мужьями, даже если сейчас все очень «сложно».
  • Дети не всегда в здесь-и-сейчас
  • Взрослые дети и родители. Отношения. Нужно ли жить вместе?
  • Детский сад какой-то! Если родители ведут себя как дети...
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Изобилие это когда всё есть и даже немножко больше, а лучше много про запас.
  • Гиперактивные дети: что нужно знать, чтобы готовить их к школе?
  • Фразы, которые будут помнить дети
  • Первый класс. Кто боится больше дети или родители?
  • Родители и дети - для чего мы друг другу?
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Родители и дети. Как песочная терапия помогает родителям?
  • Дети ВДА(взрослые дети алкоголиков) и только одуванчики все понимали...
  • Родители и взрослые дети, Взаимоотношения и взаимное влияние.
  • Что важно помнить родителям и другим взрослым, у которых дети входят в подростковый возраст.
  • Советы мамы бесят взрослых детей. А дети точно взрослые?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы дети были счастливы в браке
  • Почему некоторые дети часто болеют. Психологические причины болезней детей.
  • Буллинг (травля) в школе. Что делать родителям?
  • Родители и их дети. Почему так важно жить СВОЕЙ жизнью.
  • Разводиться или нет, если уже есть дети?
  • Дети и родители: учимся строить отношения
  • СЕЙЧАС КАК ДАМ!!! О проблеме агрессивности детей в школе и путях ее решения.
  • дети в поисках родителей, родители в поисках детей
  • Родители и дети. Как научится понимать друг друга?
  • Взрослые дети и их родители
  • Родители и их взрослые дети
  • Счастливые мамы – это и счастливые дети, даже если они растут без пап!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь