Буллинг является чрезвычайно опасной формой насилия (агрессии), которая угрожает достижению принципов и целей образования в школе и школьных учреждениях. На месте его возникновения происходит утрата чувства безопасности учеников, что необходимо для гармоничного развития личности и эффективного обучения.
В отличие от других видов насилия, встречающихся в школьной среде, издевательства особенно коварны, поскольку они часто остаются скрытыми в течение длительного времени.
Таким образом, даже при относительно низкой интенсивности хулигана, его жертвы могут испытывать тяжелую психологическую травму с долгосрочными последствиями и постепенной деформацией коллектива. Поскольку случаи буллинга довольно часто распространены в каждой школе, этому феномену необходимо уделять особое внимание.
Акцент должен быть сделан на дружеские и безопасные отношения между учениками в классе и, конечно же, между всеми членами школьного сообщества.
Важно, чтобы преподаватели знали, как распознать и решить начальные этапы буллинга. В случае серьезного издевательства необходимо сотрудничество школы со специалистами из специализированных учреждений.
Признаки буллинга
1) Буллинг очень отличается по своим проявлениям. Основные формы издевательств в зависимости от типа агрессии или способа жестокого обращения включают:
- физическая агрессия, прямая и косвенная (включая кражу и уничтожение имущества жертвы);
словесные издевательства, прямые и косвенные
- психические издевательства (включая киберзапугивание, происходящее с использованием информационных и коммуникационных технологий);
- смешанное запугивание, сочетание психического и физического запугивания (насильственные и манипулятивные приказы и т. д.)
2) Сокрытие является существенной особенностью буллинга. Это связано с тем, что по разным причинам и мотивам всем лицам, участвующим в расследовании, включая потерпевшего, часто не дают возможности выявить особенности издевательства. По этой причине важно уметь распознавать прямые и косвенные издевательства.
3) При самодиагностике буллинга необходимо изучить это явление с трех практических точек зрения - таких, как плохое поведение, зависимость и нарушение отношений в группе.
Внешние характеристики издевательств
1) Буллинг - это любое поведение, которое намеревается причинить вред, угрожать или запугивать ученика или группу учеников. Он состоит из целенаправленных и повторяющихся физических и психологических атак отдельного лица или группы лиц или группы учеников, которые не могут защитить себя по разным причинам. Сюда входят физические атаки, такие как избиение, шантаж, грабеж, нанесение ущерба вещам и словесные атаки в форме ругательства, клеветы, угроз или унижения.
Буллинг также проявляется в косвенной форме как демонстративное игнорирование ученика или учеников классом или другими одноклассниками. Это также может быть реализовано посредством электронной коммуникации (социальные сети), так называемого киберзапугивания.
2) Киберзапугивание - одна из форм психического запугивания. Злоупотребление мобильными телефонами и Интернетом, заключается в том, чтобы делать то, что умышленно угрожает кому-то, причиняет ему боль. Подобно запугиванию лицом к лицу, это преднамеренное поведение, когда жертва подвергается нападению со стороны злоумышленника. Характер и выполнение атак определяет его серьезность.
3) Существенные признаки издевательства: преднамеренность, нацеливание, повторение (не является обязательным условием), несоразмерная сила, беспомощность жертвы, неудобство нападения, самоцель агрессии.
4) Насмешка и агрессия, в которых нет запугивания (повторение, интенциональность и т. д.), не считается буллингом. Например, борьба двух одинаково сильных учеников из-за девочки, которая хорошо относится к обоим - это не является буллингом, т.к. здесь нет недостатка силы, когда жертва не может или защитить себя.
5) Киберзапугивание
а) Киберзапугивание - это неоправданная критика в интернете без злого умысла, без ругательств и унижений. Термин киберзапугивание также не означает взаимное психологическое насилие в интернете или фактический конфликт (даже повторный) между равными партнерами.
б) Киберзапугивание должно различать связанные явления, которые часто связаны с киберзапугиванием или частично совпадают с ним, но сами они указывают на другой тип насильственного поведения.
Программа профилактики школьного буллинга состоит из 13 компонентов:
- картографирование ситуации - анализ и оценка (до и после реализации программы, а также во время программы);
- мотивация учителей к изменениям;
совместное обучение и контроль всех учителей;
- тесная команда внедрения (представитель руководства - предпочтительно директор, представители классных руководителей, методолог по профилактике в школе, консультант по вопросам образования, школьный психолог и т. д.);
- общий подход к буллингу (шесть базовых сценариев);
- первичная профилактика в классе;
- первичная профилактика в обучении;
- первичная профилактика в школьных и внешкольных программах;
- режим защиты (демократически созданный значимый школьный порядок, эффективный надзор за учителями);
- сотрудничество с родителями (подходящий способ узнать бескомпромиссную борьбу школы против издевательств, например, на веб-сайте, посредством информативного письма и во время школьных встреч);
- школьные консультации;
- сотрудничество со специализированными объектами;
- взаимоотношение со школами по соседству (соглашение директоров о сотрудничестве в борьбе с буллингом, в которых участвуют ученики из разных школ).
Как опознать жертв и хулиганов: несколько тревожных звонков.
Первый шаг, который может сделать родитель - это уметь распознавать издевательства, не путая их с другими типами поведения.
Чтобы определить, подвергался ли ребёнок неоднократному преследованию со стороны других или он сам является автором оскорбительных действий, можно обратиться к некоторым поведенческим показателям.
ПОКАЗАТЕЛИ ВОЗМОЖНОЙ ЖЕРТВЫ
• возвращается из школы в порванной или смятой одежде и с испорченными школьными вещами;
• имеет синяки, раны, порезы и царапины, которые нельзя объяснить естественным путем;
• не приглашает одноклассников или сверстников домой и редко проводит с ними время;
• не имеет друзей для прогулок и игр;
• не приглашается на вечеринки;
• боится и не хочет ходить в школу утром (у него плохой аппетит, боль в животе, головная боль ...);
• выбирает более длинные маршруты для поездки из дома в школу;
• плохо спит и жалуется на плохие сны;
• успеваемость и интерес к школе снижаются;
• имеет частые перепады настроения: он кажется несчастным, грустным и подавленным, часто проявляет раздражение и вспышки;
• просит или крадет деньги у семьи (для хулиганов);
ХУЛИГАН? ВОЗМОЖНО:
• дразнит многократно;
• ругается;
• запугивает;
• угрожает;
• дерётся ногами, удары руками;
• повреждает вещи ...
Хулиганы могут проявлять такое поведение по отношению к нескольким компаньонам, но, как правило, обращаются к самым слабым и особенно беззащитным в частности.