|
МАК в консультировании детей и подростков. Колода «РоботыАвтор статьи: Шуликова Ирина Викторовна
Среди новых интересных открытий практической психологии последних видное место занимают метафорические ассоциативные карты или коротко МАК. Я, как и многие коллеги, не устояла перед неисчерпаемыми возможностями этого уникального психотерапевтического инструмента. Хочу поделиться своим опытом применения МАК в консультировании детей и подростков. В работе с маленькими клиентами редко использую сложные расклады. Но карты незаменимы на этапе установления контакта, на стадии сбора и получения первичной информации о проблеме ребенка. Как правило, ребенка на консультацию приводит взрослый. Даже если подросток пришел сам, то чаще по настоянию родителей. И, обычно, он не очень настроен на открытое общение, напряжен и молчалив. На помощь приходят карты. Одна из любимых колод на этом этапе – колода Татьяны Ушаковой «Роботы». Отлично работает и с младшими школьниками, и с подростками. Кирилл 11 лет прибыл в нашу гимназию из Санкт-Петербурга. По решению суда после развода он остался с отцом. Мама с младшей дочерью осталась в Питере. Конечно же, развод не прошел безболезненно для мальчишки. В новом школе он начал активно протестовать, никак не мог найти контакт с одноклассниками. Естественно, попал в поле зрения психолога. Как часто бывает, рассказывать о себе не торопился, на вопросы отвечал односложно. Вот тут и пришли на помощь карты. Предложила ему представить себя разработчиком роботов и создать робота, похожего на него. Задание его заинтересовало, взялся за работу с энтузиазмом. В результате представил целых трех. - Я неплохо разбираюсь в оружии, люблю стрелять в тире. Раньше стрелял с папой на полигоне (он был военным). Часто умоляю папу дать поиграть в видеоигры-стрелялки - Часто завидую дорогим вещам (даже, когда у меня тоже есть что-то классное). Хочу хороший телефон и нетбук. Сейчас у нас нет компьютера и телевизора. Прошу у друзей телефон, чтобы поиграть. - Почти каждый день прихожу с новыми царапинами. Вчера случайно упал со скамейки, или спотыкаюсь на ровном месте, ноги заплетаются. Когда был маленьким, на каждом шагу спотыкался. Был хронический бронхит. Я даже полюбил больницу (можно предположить скрытую выгоду – только болея, ребенок мог получить достаточно материнского внимания и любви) Итак, из этого небольшого рассказа я услышала, что в подростке скопилось много неотреагированной агрессии. Слабо сформированы интересы и познавательные потребности, поэтому идет перекос в увлечении компьютерными играми. Также есть необходимость поглубже изучить анамнез ребенка. Возможно, в поведенческих проблемах есть и неврологический компонент. Далее предложила мальчику создать для этих роботов родителей. Получился вот такой робот-папа: сильный, работает грузчиком. Не строгий, много всего разрешает. - Робот-мама – кутается в куртку (их у нее много, часто покупает, следит за модой). На вопрос: «Какая она?» - ответил коротко: «Не знаю». - Что ты чувствуешь, когда думаешь о маме? - Грусть… Видимо мама для него далекий человек (общается с ней по скайпу 1-2 раза в месяц) . Эмоциональная связь с матерью явно нарушена. Конечно, это только небольшая первичная информация о ребенке. Но такая работа с картами помогла растопить лед недоверия, создать обстановку безопасности, в которой мальчик просто начал говорить о себе и о своей жизни. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|