|
Как создать авторскую методику. Метафорические ассоциативные карты для новичка.Автор статьи: Сивизина Алёна Васильевна
Как создать авторскую методику. О-карты для новичка. Итак, случилось: вы познакомились с метафорическими ассоциативными картами. Где это произошло? Вы посетили мастер-класс психологического фестиваля, или коллега поделилась своим опытом, или вы увидели колоду карт в книжном магазине, или прочитали статью в интернете? У каждого из нас свой путь. И вот теперь вы влюблены в карты и с трепетом держите свою первую колоду в руках. А, может, вы загорелись настолько, что сразу скупили 5 или 6 колод? В любом случае: теперь перед вами волшебный мир колод, а внутри вас – сильное желание пробовать и помогать. Сначала вы тренируетесь на родных, друзьях и коллегах, с опаской или восторгом используете в работе с клиентами. Перечитываете инструкции к колодам и книги мастеров и восхищаетесь тем, как интересны упражнения, как тонко подмечают они скрытое, как бережно помогают человеку разобраться в себе. Затем вы замечаете, что иногда упражнение, которое вы наметили для работы пошло не так, как написано в инструкции, однако осознание ситуации человеком было важным, а выводы, к которым он пришёл, помогли изменить эту ситуацию или отношение к ней. Спонтанно произошло создание нового упражнения. В следующий раз, с другим человеком, вы пробуете этот новый вариант: и убеждаетесь, что да – оно работает! На самом деле метафорические карты – это инструмент. Он выражает то, что вы, как специалист, в него вкладываете. Поэтому работать с ним может профессионал любого направления психологии и психотерапии. Для целенаправленного, а не спонтанного, создания своей авторской методики, вам понадобится интерес к теме, знание психологических механизмов метафорических карт и обширное понимание самой темы. Скорее всего, к любой проблеме можно подойти с разных сторон и с разной степенью углублённости: поэтому на одну тему у вас может появиться множество методик, и каждый другой специалист выразит что-то своё. Шаги создания методики. Я хочу рассмотреть механизм создания методики на примере темы целеполагания. Сначала вам нужно примерно понять, как вы видите эту тему и в чем именно хотите помочь человеку разобраться. В моем случае это идея о том, что порой люди идут не за своими истинными целями. Как это проявляется в жизни? Человек ставит перед собой цель, но либо не находит сил и времени для её выполнения, либо все время откладывает её, либо находятся внешние препятствия на пути, либо всё вроде удаётся, но внутри нет той радости, которая ожидалась. Или человек умеет поставить цель и добиться её, но в результате оказывается или разочарованным, или мало удовлетворённым результатами. Сразу скажу, что препятствия на пути к цели – это нормально. И преодоление их делает нашу жизнь интересной, а нас – более опытными и более мудрыми. Но если препятствий слишком много, а движения нет, или если большинство из этих препятствий не внешние, а внутренние, значит, возможно, эта цель не отвечает нашим настоящим ценностям и мы неосознанно саботируем её выполнение. На самом деле в этой цели по-настоящему нет нашего интереса. То есть это цель, поставленная, глядя на других людей и их успех, их счастье. В качестве препятствий может быть ещё несколько аспектов. Например, страх: страх неудачи, страх не добиться успеха, страх добиться успеха, страх выделиться, страх потерять время, и множество других страхов. Или человеку банально не хватает навыков ответственности и самоорганизации: не могу отказаться от приятных дел в пользу сложного и большого. Откладываю потому, что сиюминутное удовольствие сильнее тех выгод, которые можно получить через длительное время. Не умею планировать своё время. Не умею разбивать цель на более мелкие и стремиться к ним. Что лично я вижу основным в вопросе выбора цели? Её соответствие настоящим внутренним стремлениям человека: его потребностям и ценностям. Назовём это «аутентичностью»: оригинальное, настоящее, соответствующее истиной природе конкретного человека. Проверив цель на аутентичность, клиент сможет понять: то, что я хочу – выражает ли оно то, что мне на самом деле нужно, может ли привести к этому? И, на мой взгляд, это важный этап: ведь можно вкладывать свои ресурсы и добиться практически любой цели, но вот принесёт ли она, а самое главное, путь к ней то, за чем на самом деле я иду? Понять это можно, лишь взглянув вглубь себя и отделив то, что не является по-настоящему моим, попробовать выделить настоящие ценности, для реализации которых и нужна мне конкретная цель. Итак, у нас есть вводные данные: есть человек и есть цель, которую он хочет достичь. Если бы мы работали без карт, то исследование этих аспектов, скорее всего, проводилось бы методом сократовского диалога с использованием управляемого открытия. Но карты дают человеку шанс просто и наглядно на картинке увидеть то, что стоит за его ситуацией. Как подобрать вопросы к упражнению Вам нужно помнить:
Исходя из этих принципов и вашей идеи раскрытия темы, и можно формулировать вопросы, на которые клиент будет подбирать в открытую или вытягивать вслепую карты. В моем случае мне важно исследовать человека в этот момент его жизни и аспекты его цели. На каждый вопрос клиент вслепую выбирает карту и сначала отвечает на стандартные вопросы:
О принципах задавания таких вопросов я писала в своей статье «Некоторые аспекты использования метафорические карт как инструмента осознания проблемы». Затем к каждой карте я предлагаю выбрать карту-слово из классической колоды «О-карты» - и мы анализируем, как это изменило значение расклада, и что внесло нового в его понимание. «Аутентичность цели»: соответствие цели вашим настоящим внутренним стремлениям: потребностям и ценностям
После этого блока вопросов можно обсудить и сформулировать осознание ситуации, ответив на вопросы: Что мне понятно? Что мне не понятно? На этом этапе могут стать явными страхи, особенности мотивации, внутренние ценности, проблемы с отсутствием навыков и ресурсов. и т.д. Следующим шагом для меня важно прояснить те личностные качества, навыки и ресурсы, которые необходимы для достижения цели. Это могут быть как качества, которые уже есть у клиента, так и те, которых пока ему недостаёт. И здесь я использую свою адаптацию упражнения из направления коучинга, которое описано у Е.Морозовской в инструкции к колоде «Быть. Действовать. Обладать». То есть в своих методиках вы, естественно, будете использовать и то, что создано до вас вашими коллегами. Как образно выразился один из основателей НЛП Фрэнк Пьюселик, мы все стоим на плечах наших предшественников, то есть используем их опыт и профессиональные наработки. «Средства и препятствия»: что у Вас есть, какие ресурсы, навыки и личностные качества, чтобы двигаться по намеченному плану для исполнения вашего желания. Клиент выбирает вслепую:
Как завершить методику Осознание, каким бы мощным оно ни было - это знание, когнитивный аспект решения проблемы: «О! Теперь я знаю, что это!» Но что теперь с этим делать? Чтобы закрепить новые смыслы а, главное, внести их в свою жизнь так, чтобы изменить её, человеку придётся что-то делать с тем, что он узнал с помощью карт. Я заканчиваю любую свою методику планом, который мы составляем вместе с клиентом. Основные вопросы этого плана: о чём я буду думать, и что я буду конкретно делать. И может оказаться так, что для ответа на эти вопросы вам понадобятся новые встречи и новые упражнения с метафорическими картами. А, возможно, на этих встречах вы будете обучать клиента тайм-менеджменту, или работать с ним над его личностными особенностями и страхами, искать его истинные ценности, или формировать навыки самодисциплины. В любом случае: в завершении методики вместе с клиентом обговаривается и составляется примерный план решения проблемы и даётся домашнее задание по его выполнению. Для того, чтобы подключить не только логическое, но и эмоциональное и образное закрепление выводов встречи, я использую выбор ещё одной карты вслепую. Это проводит работу на ценностном уровне, соединяет работу с целью и жизненную философию человека. Клиент выбирает вслепую карту с притчей из колоды, читает и ищет связь с проведённой работой и своим будущим. «Девиз и Метафора» – как это может быть связано с вами, вашими желаниями, ценностями и ресурсами. Итак, методика готова. Она состоит из трёх взаимосвязанных частей: прошлое (исследование проблемы), настоящее (анализ текущей ситуации) и будущее (план и домашнее задание). Время индивидуальной работы 50 минут. Можно сделать бланк для методики с местом для записи размышлений клиента. Расклад карт можно сфотографировать. Как подобрать колоды к упражнению Мой опыт говорит, что может быть достаточно одной колоды, если вы понимаете, что и зачем делаете с клиентом. Для меня такая колода - «О-карты» немецкого издателя Морица Эгетмейера. Однако, благодаря творчеству и знаниям коллег, сейчас в мире карт существует множество колод, и будет появляться ещё больше. Какие-то колоды вам «приглянутся» и окажутся в вашем арсенале. И тогда вы можете выбирать специализированные колоды под каждый вопрос или упражнение. Для своей методики я использовала 5 колод. Принцип подбора: специализированная колода должна максимально проявлять ту идею, которую я заложила в вопрос. Я выбрала карты немецкого («ПЕРСОНА», «САГА», «ХАБИТАТ», «О-КАРТЫ»), украинского («БЫТЬ. ДЕЙСТВОВАТЬ. ОБЛАДАТЬ» «ХАСИДСКАЯ МУДРОСТЬ») и российского («ВСЕ ГРАНИ ГАРМОНИИ») издательств. Создатели: Моритц Эгетмейер, Ева Морозовская и неизвестные авторы издательства «Речь». Однако, для первого этапа вполне подойдёт и классическая колода «О-карты». К картам немецкого издательства при раскладе добавляются карты-слова из колоды «О-карты».
Колода «ПЕРСОНА» Это портретная колода, которая много может сказать человеку о его внутреннем состоянии.
Колода «ХАБИТАТ» - колода отражает связь человека и мира, а цель - это внутренне желание человека что-то сделать с миром.
Колода «САГА» - сказочная колода, которая может помочь обойти рациональную часть и выйти за пределы обычных суждений.
Колода «САГА».
Колода «ХАБИТАТ»
Колода «БЫТЬ. ДЕЙСТВОВАТЬ. ОБЛАДАТЬ» - коучинговая и ресурсная колода для анализа и открытия личностных качеств, навыков, ресурсов.
Колоды притч «ВСЕ ГРАНИ ГАРМОНИИ» или «ХАСИДСКАЯ МУДРОСТЬ».
Как опробовать методику Итак, методика продумана и создана. Как проверить, насколько хорошо она работает? Естественно, только на практике. Каждую свою методику я проверяю на себе. В процессе такой проверки вам могут прийти новые идеи, которые помогут её улучшить. Однако помните, что вы - «испорченный клиент». То есть вы, как человек, уже не раз сталкивающийся с изучением собственного внутреннего мира, лучше подготовлены к такой работе. Поэтому упрощайте вопросы и задания: ваша задача – задать направление работы, остальное человек сделает сам. В идеале затем вы пробуете методику в индивидуальной работе с клиентами. Но, может так случится, что клиенты именно с этим запросом у вас бывают не так часто. Что тогда вам остаётся? Интервизорские группы, тренинги и мастер-классы. В таких условиях вы можете проверить методику на большом количестве человек, получить обратную связь (в варианте интервизорских групп – в том числе и от коллег), и выбрать тот вариант, который легче и лучше всего помогает человеку прийти к собственным выводам. Как убедиться, работает ли ваша методика? С помощью благодарных отзывов ваших клиентов. J Вот некоторые отзывы людей, которые работали с представленной методикой (и в дальнейшем над проблемами целеполагания в рамках когнитивно-поведенческой терапии):
Желаю вам творческих успехов и благодарных клиентов! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|