Как создать авторскую методику. Метафорические ассоциативные карты для новичка.

Как создать авторскую методику. О-карты для новичка.

Итак, случилось: вы познакомились с метафорическими ассоциативными картами. Где это произошло? Вы  посетили мастер-класс психологического фестиваля, или коллега поделилась своим опытом, или вы увидели колоду карт в книжном магазине, или прочитали статью в интернете? У каждого из нас свой путь. И вот  теперь вы влюблены в карты и с трепетом держите свою первую колоду в руках. А, может, вы загорелись настолько, что сразу скупили 5 или 6 колод?

В любом случае: теперь перед вами волшебный мир колод, а внутри вас – сильное желание пробовать и помогать. Сначала вы тренируетесь на родных, друзьях и коллегах, с опаской или восторгом используете в работе с клиентами. Перечитываете инструкции к колодам и книги мастеров и восхищаетесь тем, как интересны упражнения, как тонко подмечают они скрытое, как бережно помогают человеку разобраться в себе.

Затем вы замечаете, что иногда упражнение, которое вы наметили для работы пошло не так, как написано в инструкции, однако осознание ситуации человеком было важным, а выводы, к которым он пришёл, помогли изменить эту ситуацию или отношение к ней. Спонтанно произошло создание нового упражнения.

В следующий раз, с другим человеком, вы пробуете этот новый вариант: и убеждаетесь, что да – оно работает! На самом деле метафорические карты – это инструмент. Он выражает то, что вы, как специалист, в него вкладываете. Поэтому работать с ним может профессионал любого направления психологии и психотерапии.

Для целенаправленного, а не спонтанного, создания своей авторской методики, вам понадобится интерес к теме, знание психологических механизмов метафорических карт и обширное понимание самой темы. Скорее всего, к любой проблеме можно подойти с разных сторон и с разной степенью углублённости: поэтому на одну тему у вас может появиться множество методик, и каждый другой специалист выразит что-то своё.

Шаги создания методики.

Я хочу рассмотреть механизм создания методики на примере темы целеполагания. Сначала вам нужно примерно понять, как вы видите эту тему и в чем именно хотите помочь человеку разобраться. В моем случае это идея о том, что порой люди идут не за своими истинными целями.

Как это проявляется в жизни? Человек ставит перед собой цель, но либо не находит сил и времени для её выполнения, либо все время откладывает её, либо находятся внешние препятствия на пути, либо всё вроде удаётся, но внутри нет той радости, которая ожидалась. Или человек умеет поставить цель и добиться её, но в результате оказывается или разочарованным, или мало удовлетворённым результатами.

Сразу скажу, что препятствия на пути к цели – это нормально. И преодоление их делает нашу жизнь интересной, а нас – более опытными и более мудрыми. Но если препятствий слишком много, а движения нет, или если большинство из этих препятствий не внешние, а внутренние, значит, возможно,  эта цель не отвечает нашим настоящим ценностям и мы неосознанно саботируем её выполнение. На самом деле в этой цели по-настоящему нет нашего интереса. То есть это цель, поставленная, глядя на других людей и их успех, их счастье.

В качестве препятствий может быть ещё несколько аспектов. Например, страх: страх неудачи, страх не добиться успеха, страх добиться успеха, страх выделиться, страх потерять время, и множество других страхов. Или человеку банально не хватает навыков ответственности и самоорганизации: не могу отказаться от приятных дел в пользу сложного и большого. Откладываю потому, что сиюминутное удовольствие сильнее тех выгод, которые можно получить через длительное время. Не умею планировать своё время. Не умею разбивать цель на более мелкие и стремиться к ним.

Что лично я вижу основным в вопросе выбора цели? Её соответствие настоящим внутренним стремлениям человека: его потребностям и ценностям. Назовём это «аутентичностью»: оригинальное, настоящее, соответствующее истиной природе конкретного человека. Проверив цель на аутентичность, клиент сможет понять: то, что я хочу – выражает ли оно то, что мне на самом деле нужно, может ли привести к этому?

И, на мой взгляд, это важный этап: ведь можно вкладывать свои ресурсы и добиться практически любой цели, но вот принесёт ли она, а самое главное, путь к ней то, за чем на самом деле я иду? Понять это можно, лишь взглянув вглубь себя и отделив то, что не является по-настоящему моим, попробовать выделить настоящие ценности, для реализации которых и нужна мне конкретная цель.

Итак, у нас есть вводные данные: есть человек и есть цель, которую он хочет достичь. Если бы мы работали без карт, то исследование этих аспектов, скорее всего, проводилось бы методом сократовского диалога с использованием управляемого открытия. Но карты дают человеку шанс просто и наглядно на картинке увидеть то, что стоит за его ситуацией.

Как подобрать вопросы к упражнению

Вам нужно помнить:

  • время встречи ограничено,
  • много вопросов могут «размыть» информацию и запутать клиента,  
  • лучше одно ясное осознание, чем множество неопределённых,
  • вам с клиентом нужно будет время для завершения методики.

Исходя из этих принципов и вашей идеи раскрытия темы, и можно формулировать  вопросы, на которые клиент будет подбирать в открытую или вытягивать вслепую карты.

В моем случае мне важно исследовать человека в этот момент его жизни и аспекты его цели. На каждый вопрос клиент вслепую выбирает карту и сначала отвечает на стандартные вопросы:

  • Что сразу бросилось Вам в глаза?
  • Что Вы почувствовали?
  • Какие реакции выдало Ваше тело?
  • Какие возникли ассоциации?
  • Как эта карта связана с вопросом?

О принципах задавания таких вопросов я писала в своей статье «Некоторые аспекты использования метафорические карт как инструмента осознания проблемы». Затем к каждой карте я предлагаю выбрать карту-слово из классической колоды «О-карты» - и мы анализируем, как это изменило значение расклада, и что внесло нового в его понимание.

«Аутентичность цели»: соответствие цели вашим настоящим внутренним стремлениям: потребностям и ценностям

  1. Ваша исходная ситуация (кем вы являетесь в тот момент, когда ступаете на путь к своей цели, или уже идёте по нему)
  2. Проясните некоторые аспекты вашей цели или мечты.
  3. Возможные препятствия на пути к вашей цели.
  4. Средства для преодоления возникающих препятствий.
  5. Готовы ли Вы  сейчас воплотить свои задумки в реальности.

После этого блока вопросов можно обсудить и сформулировать осознание ситуации, ответив на вопросы: Что мне понятно? Что мне не понятно? На этом этапе могут стать явными страхи, особенности мотивации, внутренние ценности, проблемы с отсутствием навыков и ресурсов. и т.д.

Следующим шагом для меня важно прояснить те личностные качества, навыки и ресурсы, которые необходимы для достижения цели. Это могут быть как качества, которые уже есть у клиента, так и те, которых пока ему недостаёт. И здесь я использую свою адаптацию упражнения из направления коучинга, которое описано у Е.Морозовской в инструкции к колоде «Быть. Действовать. Обладать». То есть в своих методиках вы, естественно, будете использовать и то, что создано до вас вашими коллегами. Как образно выразился один из основателей НЛП Фрэнк Пьюселик, мы все стоим на плечах наших предшественников, то есть используем  их опыт и профессиональные наработки.

 «Средства и препятствия»: что у Вас есть,  какие ресурсы, навыки и личностные качества, чтобы двигаться по намеченному  плану для исполнения вашего желания.

Клиент выбирает вслепую:

  1. три карты «что мне помогает в достижении цели?», что у меня уже есть, что я уже использую, или могу использовать
  2. две карты «что мне мешает в достижении цели?», или не используется, или не так используется, или не хватает,
  3. заменить или дополнить две «мешающие карты» двумя помогающими: заменить в случае, если качества, ресурсы или навыки действительно мешают достижению цели, а дополнить в случае, если они требуют развития или корректировки в рамках поставленной цели.

Как завершить методику

Осознание, каким бы мощным оно ни было - это знание, когнитивный аспект решения проблемы: «О! Теперь я знаю, что это!» Но что теперь с этим делать? Чтобы закрепить новые смыслы а, главное, внести их в свою жизнь так, чтобы изменить её, человеку придётся что-то делать с тем, что он узнал с помощью карт. Я заканчиваю любую свою методику планом, который мы составляем вместе с клиентом.

Основные вопросы этого плана: о чём я буду думать, и что я буду конкретно делать. И может оказаться так, что для ответа на эти вопросы вам понадобятся новые встречи и новые упражнения с метафорическими картами. А, возможно, на этих встречах вы будете обучать клиента тайм-менеджменту, или работать с ним над его личностными особенностями и страхами, искать его истинные ценности, или формировать навыки самодисциплины. В любом случае: в завершении методики вместе с клиентом обговаривается и составляется примерный план решения проблемы и даётся домашнее задание по его выполнению.

Для того, чтобы подключить не только логическое, но и эмоциональное и образное  закрепление выводов встречи, я использую выбор ещё одной карты вслепую. Это проводит работу на ценностном уровне, соединяет работу с целью и жизненную философию человека.

Клиент выбирает вслепую карту с притчей из колоды, читает и ищет связь с проведённой работой и своим будущим.

«Девиз и Метафора» – как это может быть связано с вами, вашими желаниями, ценностями и ресурсами.

Итак, методика готова. Она состоит из трёх взаимосвязанных частей: прошлое (исследование проблемы), настоящее (анализ текущей ситуации) и будущее (план и домашнее задание). Время индивидуальной работы 50 минут. Можно сделать бланк для методики с местом для записи размышлений клиента. Расклад карт можно сфотографировать.

Как подобрать колоды к упражнению

Мой опыт говорит, что может быть достаточно одной колоды, если вы понимаете, что и зачем делаете с клиентом. Для меня такая колода  - «О-карты» немецкого издателя Морица Эгетмейера. Однако, благодаря творчеству и знаниям коллег, сейчас в мире карт существует множество колод, и будет появляться ещё больше.  Какие-то колоды вам «приглянутся» и окажутся в вашем арсенале. И тогда  вы можете выбирать специализированные колоды под каждый вопрос или упражнение.

Для своей методики я использовала 5 колод. Принцип подбора: специализированная колода должна максимально проявлять ту идею, которую я заложила в вопрос. Я выбрала карты немецкого («ПЕРСОНА», «САГА», «ХАБИТАТ», «О-КАРТЫ»), украинского («БЫТЬ. ДЕЙСТВОВАТЬ. ОБЛАДАТЬ» «ХАСИДСКАЯ МУДРОСТЬ») и российского («ВСЕ ГРАНИ ГАРМОНИИ») издательств. Создатели: Моритц Эгетмейер, Ева Морозовская и неизвестные авторы издательства «Речь». Однако, для первого этапа вполне подойдёт и классическая колода «О-карты». К картам немецкого издательства при раскладе добавляются карты-слова из колоды «О-карты».

  1. 1.    «Аутентичность цели»
  • Ваша исходная ситуация.

Колода  «ПЕРСОНА» Это портретная колода, которая много может сказать человеку о его внутреннем состоянии.

  • Проясните некоторые аспекты вашей цели или мечты.

Колода «ХАБИТАТ»  - колода отражает связь человека и мира, а цель  - это внутренне желание человека что-то сделать с миром.

  • Возможные препятствия на пути к вашей цели.

Колода «САГА» - сказочная колода, которая может помочь обойти рациональную часть и выйти за пределы обычных суждений.

  • Средства для преодоления возникающих препятствий.

Колода «САГА».

  • Готовы ли Вы  сейчас воплотить свои задумки в реальности.

Колода «ХАБИТАТ» 

  1. «Средства и препятствия».

Колода «БЫТЬ. ДЕЙСТВОВАТЬ. ОБЛАДАТЬ» - коучинговая и ресурсная колода для анализа и открытия  личностных качеств, навыков, ресурсов.

  1. «Девиз и Метафора».

Колоды притч «ВСЕ ГРАНИ ГАРМОНИИ» или «ХАСИДСКАЯ МУДРОСТЬ».

 

Как опробовать методику

Итак, методика продумана и создана. Как проверить, насколько хорошо она работает? Естественно, только на практике. Каждую свою методику я проверяю на себе. В процессе такой проверки вам могут прийти новые идеи, которые помогут её улучшить. Однако помните, что вы  - «испорченный клиент». То есть вы, как человек, уже не раз сталкивающийся с изучением собственного внутреннего мира, лучше подготовлены к такой работе. Поэтому упрощайте вопросы и задания: ваша задача – задать направление работы, остальное человек сделает сам.

В идеале затем вы пробуете методику в индивидуальной работе с клиентами. Но, может так случится, что клиенты именно с этим запросом у вас бывают не так часто. Что тогда вам остаётся? Интервизорские группы, тренинги и мастер-классы. В таких условиях вы можете проверить методику на большом количестве человек, получить обратную связь (в варианте интервизорских групп – в том числе и от коллег), и выбрать тот вариант, который легче и лучше всего помогает человеку прийти к собственным выводам.

Как убедиться, работает ли ваша методика?

С помощью благодарных отзывов ваших клиентов.  J Вот некоторые отзывы людей, которые работали с представленной  методикой (и в дальнейшем над проблемами целеполагания в рамках когнитивно-поведенческой терапии):

  • «Спасибо вам огромное! За короткое время победить прокрастинацию нереально, но с вашей помощью я это сделал!»
  • «Неприятно осознать, что то, за чем я шла столько времени, не то, что мне нужно. Но теперь я знаю, чего хочу. Спасибо!»
  • «Я сменила негативную установку, которая мешала мне достигнуть цели, на конструктивную. После работы я чувствую такой прилив сил и веры в себя, в то, что смогу разрешить вставшие передо мной проблемы. Спасибо!»

Желаю вам творческих успехов и благодарных клиентов!



Просмотров: 998
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Мечта - что это и для чего? (отличия от фантазии и цели)
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Что нужно для достижения результатов – Цель, Желание или Намерение?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Коучинговые ассоциативные карты (КАК)- что это? Развенчиваю мифы и знакомлю с выгодами
  • Помнить про цель цели - или, "что дают"?
  • Метафорические карты: что это?
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Что мешает вам приблизиться к вашей цели?
  • «Как мне жить?» и «Что мне теперь делать?» или «В Диких условиях» собственной жизни.
  • Новый год – новая жизнь или что мешает в достижении цели
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • И что мне с этим делать? или еще раз о том, как работает терапия
  • Декрет это отпуск? Или что надо маме для счастья...
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Стараться для мужчины - это не совсем то, что нужно мужчине, чтобы любить Вас
  • Что такое цели и для чего они нужны?
  • Как достичь любую цель. Что это за загадочный коучинг? И при чем тут нейропластичность и жизненный опыт.
  • Давай останемся друзьями. Часть 1. Что это может означать для ваших отношений.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь