|
Терапевтический случай. Безопасная/небезопасная мама. Метафорические картыАвтор статьи: Юлия Яцкевич
“Безопасная и небезопасная мама: путешествие с метафорическими картами” Рассказ Киры начался с недоделанных дел. К тому моменту Кира была у меня в консультировании около пяти месяцев. Она пришла и сказала, что у нее есть ощущение, что во время встреч со мной у нее остались недоделанные дела. «Как будто мы открыли что-то и незакрыли это». Запрос ,который был озвучен, хочу доделдать эти дела. Точнее «хочу избавиться от этих коробок». Так как я могла лишь предполагать о каких открытых коробках идет речь и о каких незавершенных делах, мне стало интересно, от чего хочет избавиться моя клиентка. Кире тяжело было не контролировать сам процесс встречь и собственную жизнь. Контроль давал ей чувство безопастности. Кире было тяжело осознавать, что она чувствует, вначале она начинала думать. Так как ей не удавалось осознать, что за незавершенные дела остались, я предложила ей пофантазировать на эту тему. «Если это коробки, то какого они цвета? Какого размера и из чего сделаны? Сколько их штук?». По описанию они напоминали обычные картонные каробки из-под обуви, коричневого цвета и их было четыре». Так как дальнейшее фантазирование на эту тему сопровождалось сильным сопротивлением. Дальше я предложила воспользоваться метафорическими картами и посмотреть, что окажется в этих коробках. Для этого Кира воспользовалась картами «1001». Так как тема контроля очень сильно всплывало во время встречи и мешала выбрать хотя бы одну карту, я предложила выбрать их не глядя в случайном порядке. Кира вытянула четыре карты. Вот они. Кира переворачивала их по очереди и говорила с чем ассоциируется карта. Так как сила сопротивления была достаточно велика, Кире было сложно определить есть ли отклик на карту и какие эмоции она испытывает. Также трудно было и с ассоциациями, «в голову ничего не приходит» говорила она. Мы начали с карты , где была изображена лошадь и человек, в целом Кире она нравилась, но сильных эмоций не вызывала, ее привлекала дорога и перекресток изображенные на карте, затем она описала карту с рукой и ассоциация, которая пришла ей в голову «меня как будто удерживают», « я начинаю тревожиться, когда смотрю на эту карту». Следующая карта, которую она открыла была карта с арками и шкатулкой. Эта карта вызывала приятные чувства и нравилась, Кира описывала ее как «что-то очень спокойное, даже слишком спокойное, это такое запредельное спокойствие и умиротворение». Когда Кира описывала эту карту, я начала чувствовать легкую тревогу, как будто это какое-то нереалистичное спокойствие, которое не бывает у человека, когда он чувствует себя счастливым и живым. Меня насторожило, что эта карта нравится клиенту. Кира продолжала описывать карту и свои ассоциации: «Это прекрасное чувство спокойствия, но этого места как будто не существует и не существовало никогда в реальности, оно как из мультфильмов, когда поля и холмы уходят далеко за горизонт и там всегда тихо и спокойно.» Последняя карта, которую перевернула Кира была карта с пещерой и воином с мечом. Эта карта вызывала чувство страха и опасности и ассоциация, которая первая пришла в голову Кире была ее мать. Далее я попросила Киру подумать: где бы она сама могла находиться на этих картах? Первые две карты не вызывали сильного эмоционального отклика и она не могла сказать, что она есть на картах, а две другие начинали вызывать, все больший и больший отклик. В карте с арками и шкатулкой, Кира сказала, что она и есть эта шкатулка. Она стоит и смотрит вдаль на бескрайние зеленые поля и чувствует себя очень спокойно, спокойно настолько, что это похоже на отсутствие чувств вообще, будто она неживой предмет. Она не может пошевелиться, просто созерцает, ей не хочется никуда двигаться и ничего делать. Я спросила ее нравиться ли ей это состояние и она ответила положительно. Откликом на ее описание у меня было чувство тревоги. Как будто эта карта была выдуманной реальностью, где можно спрятаться, но если «безопастное» место не существует в реальности, это значит, что в момент опасности человек решает просто уйти в фантазии и никак не менять актуальную ситуацию, фактически он остается в выдуманном мире и не может защитить себя. Ко мне пришла мысль, что в свое время Кира приняла решение стать “ шкатулкой”, которая ничего не чувствует, и обезопасить свою психику таким образом, но это мешало ей сейчас жить, получать удовольствие от действий и общения и удовлетворять свои желания. Мир был для нее все еще не безопасен. Возможно в детстве для маленькой Киры это был единственный выход (уйти в фантазии о спокойном и тихом месте) при взаимодействии с «токсичным» поведением и реакциями матери, о которых говорил ее образ в виде человека с саблей. Я решила подождать со своей теорией и посмотреть, что будет дальше. В карте с пещерой , которая ассоциировалась с матерью, Кира сказала, что она находится в пещере и ждет нападения, поэтому нападет первой. Так как для Киры была очень важна тема контроля и чувства небезопастности, когда она не может контролировать ситуацию – ее нападение первой было обосновано. Это то, что она делала в своей реальной жизни. Контролировала свои эмоции, старалась узнать о других больше, чтобы можно было иметь «козырь в рукаве». Нападения Кира ждала от человека с саблей, который ассоциировался с матерью. Мы поговорили с ней о том, как часто ей приходилось испытывать страх и отсутствие поддержки со стороны матери. Она чувствовала, что не имеет право испытывать эти чувства к матери, так как сейчас ее мать изменилась (к тому моменту мать Киры уже 3 года посещала психолога и терапевтическую группу). Я спросила Киру о том, поднимала ли она эту тему изменений матери в разговорах с ней и Кира ответила «нет». «Мне стыдно говорить об этом»- сказала она. (Забегая вперед , скажу, что в течение нескольких встреч мы работали над темой стыда, страха и обиды к матери и через несколько недель Кире удалось поднять эту тему дома и поговорить с матерью о своих чувствах. К слову, Кира была сильно удивлена, что стыд чувствовала не только она, но и ее мать, а также свою вину перед дочерью.) Когда я попросила Киру разместить карты на столе, так как хочется ей, опираясь на свои ощущения. Следующее, что сделала Кира - это разместила две карты рядом. И отложила остальные две в сторону. «Они должны быть рядом», - сказала она. Когда она разместила их рядом, я стала убеждаться в своих догадках и спросила, что происходит с Кирой, которая ждет нападения и которая стоит в спокойном месте, происходит ли это одновременно? Ее ответ был утвердительный, будто тело остается сражаться и нападает, а душа уходит в спокойное безопасное место. Я заметила, что похоже это то, что случалось с ней в прошлом и поинтересовалась: случается ли с ней до сих пор такие «выходы из тела» в фантазийный мир? Такое случалось периодически, особенно, если ситуация вызывала тревогу или требовала взаимодействия с другими в плохо знакомой ситуации. И ей это не очень нравится и скорее даже пугает. Она старается избегать таких ситуаций и контролировать их. Я заметила, что похоже такую реакцию она приобрела в детстве,когда была практически беззащитна к критике или угрозам со стороны матери и не могла противопоставить им ничего, кроме фантазии о спокойном месте и контроля ситуации. Кире очень глубоко отозвались мои слова, она почувствовала печаль, боль и облегчение, что наконец-то кто-то озвучил и принял ее ситуацию, что ее чувства и переживания не были проигнорированы или обесценены. Мы решили не останавливаться на образе прошлого, но продвинуться в настоящий момент, чтобы найти ресурс для изменения кириной картины реальности и посмотреть как изменилась ее мать и сама жизненная ситуация. Я попросила выбрать подходящую карту, ассоциирующуюся с образом матери в настоящем. Кира вытянула карту с женщиной под луной. Она разительно отличалась от карты с мужчиной с саблей. Карта нравилась Кире, она чувствовала радость и безопастность. Она назвала карту «гармоничной». Когда я спросила, где она хочет находиться, Кира ответила, что ей хочется сесть рядом с женщиной и чтобы та прижала ее к себе и обняла ее. Я спросила, насколько это реально в ее жизни и Кира дала утвердительный ответ. Кира выбрала еще одну карту с рукой, которая ассоциировалась у нее с поддержкой и положила рядом. После того, как Кира сконструировала образ поддержки и безопастности рядом с образом своей матери, восприятие карты с арками и шкатулкой стало совсем другое. Карта стала казаться не такой привлекательной, она начала вызывать чувство тревоги и ассоциироваться с остановкой и со смертью. Эта карта стала символически напоминать Кире период , когда она обратилась ко мне, период связанный с депрессией и страхом «неуспеть». После того как Кира смогла взять образ поддержки и безопасности от внутреннего образа своей матери, у нее поднялся уровень энергии и появилось желание чем-то заняться, она говорила о перспективе активности и взаимодействия с другими с удовольствием и чувством радости. «Будто мир стал немного безопаснее для меня», - сказала она. На столе появились еще четыре карты, которые ассоциировались со свежестью, удовольствием, радостью и активностью. Потом мы неоднократно возвращались к теме безопасности и страха, теме остановок/смерти и процесса/жизни. Кире удалось прояснить для себя важные отношения с матерью и проработать травмы, оставленные образами ее детского восприятия. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|