Дочки - матери и метафорические карты.

Недавно мой взгляд случайно упал на колоду карт Таро, купленных лет десять назад и сиротливо стоящих в самом дальнем углу шкафа. Мелькнула мысль: «Почему бы не использовать их в терапии в качестве метафорических карт?». И тут же включился внутренний критик, уверенно заявивший: «Ты не умеешь ими пользоваться. Ты не обучалась техникам работы с метафорическими картами». Но первый голосок тоже оказался «не лыком шит» и уверенно возразил: «Ты ведь любишь метафоры, много лет работаешь и со сказками, и с рисунками, с песком, с пластилином. Ты знаешь многие направления терапии. Делай, и все получится!» И критик сдался.

Оказалось, что работать с метафорическими картами легко и интересно. Я уверена, что с этим справится любой психолог, интересующийся метафорами.

Предлагаю две выдержки из терапевтической работы на тему – отношения с мамой. Эта тема – бесконечна, неисчерпаема, именно отношения с мамой дают больше всего любви, гнева, страха и прочую палитру эмоций. Отношения с мамой оставляют самый большой след с рождения на всю оставшуюся жизнь. По отношению к маме я слышу от клиентов больше всего претензий, но, именно в ее любви больше всего нуждаются все девочки и мальчики мира, даже, если им много – много лет…

Пример 1. Изменение «фигуры» и «фона». Перераспределение значимости объектов.

В. – двадцатипятилетняя девушка, она живет самостоятельно, отдельно от мамы, они живут даже в разных городах. Но, мама звонит по нескольку раз в день. Все, что в жизни мамы «не так», постоянно слышит ее дочь. А в жизни мамы все «не так». И как – то так получается, что во всех бедах мамы виновата дочка. После разговоров с мамой В. чувствует себя «как выжатый лимон», пробовала не брать трубку, но, потом «захлестывает» вина, и состояние становится «еще хуже».

Предлагаю клиентке выбрать из колоды карту, рисунок на которой ассоциируется с ее эмоциональным состоянием на данный момент.

Дочки  матери и метафорические карты

- Что вы видите на картинке?

- Я вижу девушку. Это я. Я закрываю уши, чтобы не слышать маму. И кричу от ужаса. И весь черный фон вокруг – шторм, это – мама. Сквозь эту темноту даже проглядывают ее руки, которые хотят схватить меня.

- А сейчас выберите то состояние, в котором вам хотелось бы находиться.

Выбирает карту.

- Что вы видите на ней?

- Я вижу цветок, который пробился через каменистую почву. Он излучает свет.

- Что произойдет с цветком, если разразится шторм?

- Цветку будет некомфортно, но он устоит. Может быть пригнется на время шторма к земле. Если он будет противостоять шторму, может погибнуть.

- Как эту метафору можно применить к вашей реальной жизни?

- Когда я как цветок, который принимает все явления природы и понимает, что погода от него не зависит, во время шторма можно пригнуться и подождать, когда закончится шторм. У цветка много жизненных сил, он справится.

Сейчас я вижу и цветы, которые расположены на первой карте, над штормом. Шторм пройдет, и девушка может любоваться цветами, нюхать их. Жизнь – прекрасная штука, а шторм – явление временное.

То, что я живу, и это благодаря маме, намного важнее, чем ее плохое настроение и крики. Ее гнев проявляется в отношениях с разными людьми. Она была такой и до моего рождения. Отец не выдержал, ушел от нее. Но, я дочь, я не хочу прерывать с ней контакт. Я хочу научиться пережидать ее приступы гнева, как цветок пережидает шторм.

Пример 2.  Разделение слияния.

А. – тридцатилетняя женщина, семь месяцев назад вышла замуж. У нее с мужем отдельная квартира, но, все свободное время она предпочитает проводить с мамой, так как «маме скучно, мама плачет, мама болеет, маме не с кем поговорить и т.д.». С мужем из – за этого частые ссоры.

Предлагаю А. выбрать из колоды карту, рисунок на которой ассоциируется с ее отношениями с мамой.

 

- Образ «я и мама». Я – львица, а на мне лежит мама – овечка.

- Как себя чувствует львица?

- Ей грустно. Хочет уйти, но она связана с овечкой.

- В живой природе львица, наверное, уже пообедала бы овечкой?

- Ей и в голову это не приходит. Ведь она с рождения связана с ней.

- Как львице удалось родиться у овечки?

Внимательно рассматривает рисунок, и, с удивлением произносит: «Это не овечка. Это львица. Она надела на себя овечью шкуру».

- Зачем?

- Чтобы о ней заботились и опекали. Да, сейчас я понимаю, что мама может вести себя как настоящая львица.

- Что сейчас хочет молодая львица?

- Она хочет освободиться. Но, кто ее может развязать?

- А сама она может освободиться?

Раздумывает.

- Да, может перегрызть веревки. И она хочет этого.

- Что произойдет потом?

- Потом она осторожно опустит овечку на землю, а сама пойдет по своим делам.

- Что произойдет с овечкой мамой?

- У нее есть выбор: она может продолжать оставаться «овечкой», может признать, что она львица и начать вести себя, как львица, или она может менять роли: то она львица, то, когда надевает шкуру овечки – овечка. Я впервые поняла, что то, как живет мама – это ее выбор. А то, как живу я – мой!

И я могу общаться с мамой не потому, что я с ней связана, а потому, что мне этого хочется. Когда не хочется, могу не общаться.

В процессе терапии происходит понимание, что идеальных мам не бывает, и именно это позволяет детям отделяться, жить своей жизнью. При помощи метафорических карт, как и в других видах терапии, происходит трансформация образа «внутренней матери», что дает возможность установить новые здоровые отношения с реальной мамой.

 

Статьи про отношения с мамой: 

Болезнь как проявление эмоциональной зависимости. Работа с рисунком

Благодарность дочери на критику мамы, возможно ли это?

Мать и дитя – одно целое?

 



Просмотров: 547
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Страшнее мамы зверя нет: Если не хочется общаться со своей мамой
  • Если с мамой невыносимо общаться. Часть 2. Почему мама меня не любит?
  • Мама может устать. Когда маме нужен отдых!?
  • Если с мамой невыносимо общаться. Часть 1. Мама лучше знает
  • Мама, зачем ты так со мной? Как влияют отношения с мамой на лишний вес
  • Если с мамой невыносимо общаться. Часть 5. Слово в защиту мамы
  • Дорогая мама, как ты меня достала. Почему взрослые дочери избегают общения с мамой
  • Материнская любовь. Что происходит, если мама не может любить?
  • Если мама стала подругой своему ребенку, то кто тогда стал его мамой?
  • Размышления о маме - 4. У мамы тоже была мама.
  • 6 вещей, которым мама может научить свою дочь
  • Когда твоей маме 70. Четыре стадии развития отношений между мамой и дочерью
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Может ли мама выйти замуж?
  • Как лучше вести себя с мамой, ей 79 лет...
  • Дочки-матери: 5 типов отношений с мамой, которые портят тебе жизнь
  • Мама не может быть человеком
  • Может ли мама помочь дочери больной анорексией? Вопрос расстановщику.
  • Не хочу быть мамой. Или нянькой? Причины негативного отношения к материнству.
  • Умирающе-бессмертная мама. Когда есть дочь, на которой можно «ездить».
  • Мама может, мама может…..
  • Если с мамой невыносимо общаться. Часть 3. Обида, вина и ответственность
  • Шизофрения Излечима, или Ребёнок, Который Должен Сам для Себя Стать Мамой
  • Хочу наладить отношения с мамой! Статья- размышление.
  • Если Вас недолюбили в детстве, станьте для себя самой лучшей мамой
  • Дочь мамы, мама дочери
  • Возможно ли наладить отношения с мамой?
  • Отношения со своей мамой



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь