|
Дочки - матери и метафорические карты.Автор статьи: Милашина Ольга Георгиевна
Недавно мой взгляд случайно упал на колоду карт Таро, купленных лет десять назад и сиротливо стоящих в самом дальнем углу шкафа. Мелькнула мысль: «Почему бы не использовать их в терапии в качестве метафорических карт?». И тут же включился внутренний критик, уверенно заявивший: «Ты не умеешь ими пользоваться. Ты не обучалась техникам работы с метафорическими картами». Но первый голосок тоже оказался «не лыком шит» и уверенно возразил: «Ты ведь любишь метафоры, много лет работаешь и со сказками, и с рисунками, с песком, с пластилином. Ты знаешь многие направления терапии. Делай, и все получится!» И критик сдался. Оказалось, что работать с метафорическими картами легко и интересно. Я уверена, что с этим справится любой психолог, интересующийся метафорами. Предлагаю две выдержки из терапевтической работы на тему – отношения с мамой. Эта тема – бесконечна, неисчерпаема, именно отношения с мамой дают больше всего любви, гнева, страха и прочую палитру эмоций. Отношения с мамой оставляют самый большой след с рождения на всю оставшуюся жизнь. По отношению к маме я слышу от клиентов больше всего претензий, но, именно в ее любви больше всего нуждаются все девочки и мальчики мира, даже, если им много – много лет… Пример 1. Изменение «фигуры» и «фона». Перераспределение значимости объектов. В. – двадцатипятилетняя девушка, она живет самостоятельно, отдельно от мамы, они живут даже в разных городах. Но, мама звонит по нескольку раз в день. Все, что в жизни мамы «не так», постоянно слышит ее дочь. А в жизни мамы все «не так». И как – то так получается, что во всех бедах мамы виновата дочка. После разговоров с мамой В. чувствует себя «как выжатый лимон», пробовала не брать трубку, но, потом «захлестывает» вина, и состояние становится «еще хуже». Предлагаю клиентке выбрать из колоды карту, рисунок на которой ассоциируется с ее эмоциональным состоянием на данный момент. - Что вы видите на картинке? - Я вижу девушку. Это я. Я закрываю уши, чтобы не слышать маму. И кричу от ужаса. И весь черный фон вокруг – шторм, это – мама. Сквозь эту темноту даже проглядывают ее руки, которые хотят схватить меня. - А сейчас выберите то состояние, в котором вам хотелось бы находиться. Выбирает карту. - Что вы видите на ней? - Я вижу цветок, который пробился через каменистую почву. Он излучает свет. - Что произойдет с цветком, если разразится шторм? - Цветку будет некомфортно, но он устоит. Может быть пригнется на время шторма к земле. Если он будет противостоять шторму, может погибнуть. - Как эту метафору можно применить к вашей реальной жизни? - Когда я как цветок, который принимает все явления природы и понимает, что погода от него не зависит, во время шторма можно пригнуться и подождать, когда закончится шторм. У цветка много жизненных сил, он справится. Сейчас я вижу и цветы, которые расположены на первой карте, над штормом. Шторм пройдет, и девушка может любоваться цветами, нюхать их. Жизнь – прекрасная штука, а шторм – явление временное. То, что я живу, и это благодаря маме, намного важнее, чем ее плохое настроение и крики. Ее гнев проявляется в отношениях с разными людьми. Она была такой и до моего рождения. Отец не выдержал, ушел от нее. Но, я дочь, я не хочу прерывать с ней контакт. Я хочу научиться пережидать ее приступы гнева, как цветок пережидает шторм. Пример 2. Разделение слияния. А. – тридцатилетняя женщина, семь месяцев назад вышла замуж. У нее с мужем отдельная квартира, но, все свободное время она предпочитает проводить с мамой, так как «маме скучно, мама плачет, мама болеет, маме не с кем поговорить и т.д.». С мужем из – за этого частые ссоры. Предлагаю А. выбрать из колоды карту, рисунок на которой ассоциируется с ее отношениями с мамой.
- Образ «я и мама». Я – львица, а на мне лежит мама – овечка. - Как себя чувствует львица? - Ей грустно. Хочет уйти, но она связана с овечкой. - В живой природе львица, наверное, уже пообедала бы овечкой? - Ей и в голову это не приходит. Ведь она с рождения связана с ней. - Как львице удалось родиться у овечки? Внимательно рассматривает рисунок, и, с удивлением произносит: «Это не овечка. Это львица. Она надела на себя овечью шкуру». - Зачем? - Чтобы о ней заботились и опекали. Да, сейчас я понимаю, что мама может вести себя как настоящая львица. - Что сейчас хочет молодая львица? - Она хочет освободиться. Но, кто ее может развязать? - А сама она может освободиться? Раздумывает. - Да, может перегрызть веревки. И она хочет этого. - Что произойдет потом? - Потом она осторожно опустит овечку на землю, а сама пойдет по своим делам. - Что произойдет с овечкой мамой? - У нее есть выбор: она может продолжать оставаться «овечкой», может признать, что она львица и начать вести себя, как львица, или она может менять роли: то она львица, то, когда надевает шкуру овечки – овечка. Я впервые поняла, что то, как живет мама – это ее выбор. А то, как живу я – мой! И я могу общаться с мамой не потому, что я с ней связана, а потому, что мне этого хочется. Когда не хочется, могу не общаться. В процессе терапии происходит понимание, что идеальных мам не бывает, и именно это позволяет детям отделяться, жить своей жизнью. При помощи метафорических карт, как и в других видах терапии, происходит трансформация образа «внутренней матери», что дает возможность установить новые здоровые отношения с реальной мамой.
Статьи про отношения с мамой: Болезнь как проявление эмоциональной зависимости. Работа с рисунком Благодарность дочери на критику мамы, возможно ли это? Мать и дитя – одно целое?
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|