|
Психотическая травма (Психотические переживания)Автор статьи: Городничий Олег Валериевич
«Боль это не психопатология, это жизнь. Психопатология это тогда, когда боль проживаешь сам и никто не может помочь. Проживая боль вместе с клиентом в психотерапии на границе контакта, боль превращается в красоту и эстетику встречи двоих.» Дж. Франчесетти Джанни Франчесетти : «Для работы с психотической травмой на первом этапе важно собрать фон: «Когда было? Что произошло ? Где ? В котором году ? С кем?» и другую необходимую информацию. В нашей жизни любое событие рискует стать травмой. Этот факт может дать хорошую службу для терапии, это жизнь. Травма это не только шокирующие событие в жизни человека, но и отсутствие поддержки, когда это событие происходит. Травма это психологическая боль, которую невыносимо пережить. Вспомните свое детство. Вспомните боль, которую вы глубоко спрятали. У каждого что-то было. Кто-то подал и обдирал коленки, бежал и кричал «Мама, мама…» со слезами, чтобы мама пожалела, а мама била по попе и кричала «Ты зачем новые штаны испортил ! Увалень !» А у кого-то была боль посильнее. Травма это событие острое или хроническое плюс отсутствие опоры, и как результат опыт который невозможно ассимилировать и как последствие боль низкой интенсивности и снижение чувствительности человека в целом. Травма это событие превышающее размер психики человека – как сыр для мышонка Джерри. Мышонок приобретает форму сыра, он не может его ассимилировать переварить. Слово «ОПЫТ» на итальянском esPERienza, частица PER – “через”, «сквозь», дословно можно перевести как «Пройти через что-то трансформирующее» Травма – рана – Tarani – быть пронзенным, то, что ломает меня. Опыт – я становлюсь лучше. С точки зрения психотерапии, чтобы боль прошла и остался рубец – нужен другой, чтобы вместе ассимилировать опыт. Опыт – которые невозможно ассимилировать – это страдание, дыра во мне, которую я ношу в себе. Самые сильные травмы возникают у детей в возрасте от 1 до 3 лет, обычно внутри семьи, они трудно осознаются и трудно вспоминаются. В более взрослом возрасте человек тоже травмируется : физическое насилие, избиение, сексуальное насилие, ABUSE или абьюз – психологическое насилие, пренебрежение, газлайтинг и много другое. В теле остаются не выраженные эмоции. Травма – событие, которого много для одного тела. Необходимо отметить, что недостаточно снова прожить травму. Важно воспроизвести аффектное телесное состояние во время травмы, это так же важно как искренняя совместность во время сессии. Современные исследования auris media – среднего уха показали, что во время травматической ситуации ухо становится более чувствительным к низким частотам, более типичным для хищников, поэтому в некоторые моменты стоит снижать тембр голоса и необходимо делать паузы, насколько это возможно. Можно сделать краткий вывод:
Травма – воспоминание с дырками, там, где нет четких воспоминаний. Проживание травмы еще раз – это травматизация. Задача терапевта прижить травму вместе с клиентом как психологически так и телесно. Телесный контакт – очень важен. Важно конечно, не нарушать границы другого человека. Сначала выстроить границы, а только потом может быть близость. Необходимо создать положительную среду с клиентом, с явными границами. В некоторых странах, культурные ограничения таковы, что телесный контакт – не возможен или затруднен. Индивидуальная свобода терапевта дает возможность телесных интервенций, учитывая культурные традиции. Также необходимо отметить, что в случае травматического опыта насилия – клиент осознает, что с ним происходит во время сессии, в случае абьюза осознавание наступает позднее. Наиболее давняя история травмы – более травматическая, поэтому очень важно построить атмосферу безопасности, куда можно будет вернуться, перед началом работы. Не имея этой безопасной бухты – работу с травмой начинать нельзя. Важно взглянуть на травму с точки зрения нейробиологии. В ситуации опасности, в которой невозможно сбежать и приходится оставаться – включается система иммобилизации – «замирания». Происходит активация заднего ядра блуждающего нерва парасимпатической нервной системы – сердце замедляется, дыхание становится реже, мышцы спазмируются. Это рептилоидный рефлекс замирания (широко распространен у пресмыкающихся). Часто используют млекопитающие, например лиса – при охоте. (известное видео , лиса – хватает белку). Во время сессии с клиентом видно, как лицо цепенеет, застывает, при работе с травмой. Когда мы проходим травмирующий эпизод клиент снова оживает. Именно так происходят обмороки, млекопитающий может погибнуть. Система симпатическая, мобилизуется когда необходима борьба или бег – возникает страх или злость, увеличивается уровень кортизола и адреналина в крови, человек готов бороться или бежать. Содержание кортизола снижает кратковременную память. Кортизол действует на гипоталамус. Совсем недавно обнаружен новый механизм реакции нервной и эндокринной системы на травмирующее событие. Этот механизм описал Стефан Роджерс, и назвал его – поливагальная теория. В процессе исследований было обнаружено, что блуждающий нерв имеет вторую часть – переднюю вертальную часть. Блуждающий нерв – оказался более сложный, чем считалось ранее. Эта чать блуждающего нерва сформировалась гораздо позднее в эволюционном развитии и отвечает за социальное взаимодействие. Это переднее ядро отвечает за аффективное взаимодействие и контролирует:,
Человеческий мозг постоянно проверяет уровень безопасности в среде с помощью механизма интероцепции. Enteroсимпатическая система безопасности человека состоит из трех частей:
Все эти части работают едино и непрерывно и реакцией системы является гормональный всплеск. Боль это не психопатология, это жизнь. Психопатология это тогда, когда боль проживаешь сам и никто не может помочь. Проживая боль вместе с клиентом в психотерапии на границе контакта, боль превращается в красоту. Обесценивание боли это попытка исцеления, но боль от этого не проходит. Если активизируется воспоминание то это не регрессия, а прогрессия. Травма прерывает временной континуум, происходит сжатие пространства, Расширение пространства и чувствование времени – это тоже хороший вариант при работе с травмой. Если у клиента возникает тошнота при работе с травмой – это нормально, происходит парасимпатическое замораживание. Особый момент – это передача травмы через поколения.» В завершения хочу добавить, что мне потребовалось более двух месяцев, чтобы ассимилировать этот семинар. Джанни Франчесетти – талантливый психотерапевт, у которого стоит учиться. Психотерапия – это наука, объединяющая психологию, медицину и философию, это совершенно новый этап эволюции человека. И я счастлив быть участником этого процесса !
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|