Ни у кого из нас не было идеальной жизни. И нет таких людей, которые не встречались бы с болезненными событиями. Но каждый по-своему и индивидуально проживает свой негативный опыт и находит способы с ними справляться. К счастью, есть известные здоровые способы (поддержка близких и друзей, способность поделиться своими переживаниями и попросить о помощи). Но не всегда мы ими пользуемся.
Иногда определенный жизненный опыт может восприниматься как нормальный, так как часто встречается, становится уже знакомым и распространненым. Таким "нормальным" опытом может быть культурный опыт бытового пьянства, трудоголизма, пренебрежения и насилия в семье. В такой ситуации "норма" является дисфункциональной (нарушенной).
Общество и семья задают "нормы", которые не всегда идентифицируются, как травмирующие, но такими являются. Например, запреты на проявление чувств, а особенно гнева, забота о других, вместо заботы о себе, игнорирование и пренебрежительное отношение к своим потребностям, а также "молчание" о своих трудностях и переживаниях, предпочтение "не выносить сор из избы". Носителями таких норм являются пословицы, поговорки, былины и "народные мудрости", которые иногда несут совершенно пародоксальный смысл, например "Бьет - значит любит", "любишь кататься - люби и саночки возить". Большинство из таких культурных установок формируют "удобную обществу" созависимую личность, которая не может опираться на свои чувства, потребности и ценности, потоянно выбирая зависимые отношения. В такой ситуации здоровые отношения человеку просто не знакомы и воспринимаются, как что-то аномальное. Оказавшись когда-то давно в травмирующей ситуации мы можем неосознанно моделировать эту ситуацию в будущем бесконечное количество раз, в попытках переиграть драматический конец на "хэппи енд".
Отдельно можно выделить ситуации сексуального насилия и домогательства. В нашем обществе не принято говорить и прояснять с детьми особенности сексуальной стороны жизни. А потому, подвергшись сексуальному домогательству или насилию дети и подростки не только не могут разделить эти переживания с родителями, но и только годы спустя понимают, что же это было на самом деле.
Мы все прекрасно понимаем как правильно обходиться с физической болью и раной. Но с эмоциональной травмой, которой нужно уделять внимание и производить лечение, мы обходимся по другому - отрицаем. Если вы не заботитесь о физической ране - она загнивает. Если не заботиться об эмоциональной травме, то она становится инфекцией в жизни человека.
По аналогии с шоком, при котором организм защищается от сильной боли, мы отрицаем эмоциональную боль, пытаясь ее подавить или вытеснить. Но подавляя негативные чувства мы снижаем свою чувствительность, автоматически лишая себя и интенсивности других чувств, таких как радость, любовь, нежность, счастье. Аналогично работает принцип депрессии.
Иногда мы предпринимаем попытки контролировать свои переживания с помощью способов, приобретенных в родительской семье или одобряемые обществом. У каждого может быть свой индивидуальный перечень (медикаменты, алкоголь, никотин, секс, еда, компьютер, телевизор, церковь, работа, покупки, постоянная занятость, наркотики, путешествия). Не все из перечисленных занятий токсичны. Но если их использовать только для анестезирования своих переживаний, то рано или поздно они начинают нас разрушать. Человек лишающий себя возможности проживать боль, грусть, гнев, одиночество - лишается возможности испытывать сострадание и эмпатию к трудностям и переживаниям других людей.
Испытывая постоянную эмоциональную боль внутри, можно создавать отношения с такими же травмированными личностями, с целью не чувствовать себя "не нормальным", одиноким, поддерживая свое отрицание проблемы.
Интересный факт - подавляющее число преступников, отбывающих срок за сексуальное насилие, имели травматичный опыт насилия над ними в детстве.
Но самым рациональный способ - прочистить гниющую рану, обработать дезинфицирующим средством и дать ей время зарубцеваться. А потому, чтобы придти к здоровому и уравновешенному образу жизни, справиться с результатами дисфункционального воспитания или травматичного опыта - важно научиться чувствовать то, что мы чувствуем, вычищать инфицированную рану, отказываться от созависимости, и учиться понимать и удовлетворять свои потребности.
Иногда это становится возможно только с помощью психотерапии.