ОПЫТ РАДОСТИ И СВОБОДЫ

 

«Все мы родом из детства» - это крылатое выражение звучит как заурядная банальность (типа «всё имеет начало, середину и конец»). И, тем не менее, оно содержит в себе одну очень важную идею, а именно, что сила, благородство, достоинство и мудрость взрослого человека опирается на наивный и эмоциональный фундамент нашего детства. Этот самый фундамент представляет собой некую совокупность, а лучше сказать, систему наших детских сказочных переживаний. В реальности ребёнка дошкольника отсутствует тема суровой жизненной необходимости и долженствования. В детстве никто никому ничего не должен.

В детстве человек похож на растение – для его благополучия и нормального развития очень важны внешние благоприятные условия. Не только физические условия, но, прежде всего психологическая атмосфера семьи. Если ребёнок изначально погружён в атмосферу доброжелательности, уверенности взрослых в завтрашнем дне и взаимоуважения, то это есть та «питательная среда», в которой естественным образом формируются и развиваются здоровые личностные качества. И, конечно же, наоборот, - в атмосфере эмоциональной нестабильности, недоброжелательности (критичности и конфликтности), неуверенности его родителей в будущем существенным образом искажается естественный ход развития человека и как биологического существа, и как личности.

Для того чтобы расти, растению необходимы тепло, свет и удобренная почва. Это абсолютно справедливо и для нормального, то есть для естественного развития человека в детском возрасте. Специфика только в том, что ребёнок не только питается и растёт, но учится и развивается. Мы в детстве усваиваем ту информацию, которую нам предлагают (навязывают), мы вынуждены брать те уроки, которые нам дают…. В зависимости от этого мы можем более или менее естественно развиваться. Иначе говоря, развитие человека может быть естественным или неестественным (компенсаторным). Путь компенсации радости и свободы – это путь страдания (страхи, унижение, одиночество…).

Как говорил Короленко, человек рождён для счастья как птица для полёта. Счастье – это естественно для человека. Развитие человека по счастливому сценарию в детском возрасте – это путь обретения здоровья, радости и раскрытия способностей. Счастье – это переживание радости и свободы. А несчастливый сценарий наоборот, - это неестественно. Это путь компенсаций и искажений. Если в детстве нет радости и свободы в достаточном количестве (если это можно выразить количественно), то это путь компенсаций и искажений. Радость и свобода в детстве – это именно те «питательные вещества», - та энергия, которая необходима для естественного развития.

Тем не менее, независимо от количества «счастливых питательных веществ» в почве и тепла и света в атмосфере нашего детства, мы продолжаем стремиться быть счастливыми, будучи уже взрослыми людьми. Мы ходим «найти себя», или хотя бы найти этот «путь к себе», чтобы, наконец, обрести себя. Только вот не у всех это получается. Потому что основы нашего счастливого восприятия мира и образа жизни формируются как раз именно детстве. Попросту говоря, некоторые взрослые люди не знают, как быть счастливыми. Или не могут себе этого позволят, или уже не верят в это счастье в принципе. Дефицит радости и свободы в детстве сопровождается отсутствием или чудовищным искажением соответствующих критериев у взрослого. Великодушие и мужество, способность любить и творить, умение прощать, понимать, принимать и поддерживать других людей, - всё это тесно коррелирует с опытом радости и свободы в детстве.

 

Жестокость и эгоистичность, критичность и претенциозность, конфликтность и подозрительность, завистливость и жадность, лень и сплетничество, трусость, безволие и приспособленчество - вот далеко не полный список «добродетелей», - личностных качеств, которые сформировались по механизму компенсации детской радости и свободы. Все известные библейские грехи и все человеческие слабости построены на дефиците, искажении или полном отсутствии радости и свободы.

Для ребёнка дошкольного возраста естественным образом его жизни является игра. Играть во что-то или играть роль кого-то - это для ребёнка непреодолимый и самый главный мотив. Удивительно то, как дети находят повод для радости и игры. Создаётся впечатление, что дети могут играть с чем угодно, как угодно и сколь угодно долго. Играя, дети проживают полноценную (радостную и свободную) жизнь. Только если ребёнок в силу особо неблагоприятной атмосферы в семье, или по каким-то ещё крайне печальным обстоятельствам лишается возможности играть, то возникает вышеупомянутый дефицит радости и свободы. Играя, ребёнок моделирует взрослых. Здесь легко увидеть такую простую связь: полнота и разнообразие игр в детстве для взрослого выражается в его творческой дееспособности. Взрослый человек продолжает играть. Только теперь – это уже азарт, смелость и ответственность взрослых решений и действий.

 



Просмотров: 383
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О радости семейной жизни и не только....
  • "Танец Радости" для всех - техника произвольной активации эмоции радости
  • Главная психологическая Техника для развития и Радости Жизни!
  • Что нужно знать про горе? Только прожив горе, можно жить в радости.
  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека
  • Общение – источник радости и развития
  • Радость и счастье. 8 компонент ощущения радости
  • Маленькие радости взрослых женщин
  • Мой путь - от "смертельного диагноза" до возвращения радости ЖИТЬ! (продолжение)
  • Мой путь - от "смертельного диагноза" до возвращения радости ЖИТЬ! (продолжение)
  • Мой путь - от "смертельного диагноза" до возвращения радости ЖИТЬ! (продолжение)
  • 79 вопросов себе чтобы жить на 100% смысла, радости, без сожалений!
  • Мой путь - от "смертельного диагноза" до возвращения радости ЖИТЬ!
  • «Cтрасть, лишающая человека внутренней свободы»
  • Трагедия свободы воли современного человека
  • Глубинные убеждения, которые формируются в детстве.
  • Счастье жить в радости или злости?!
  • Если отношения не приносят радости, как завершить их?
  • Если отношения не приносят радости: спасать или расстаться?
  • Горести и радости небиологических родителей в ЛГБТ-семьях: есть ли для меня здесь место и какое оно?
  • Взрослые дети в поиске свободы от родителей.
  • Взрослые дети в поиске свободы от родителей.2.
  • Потребность в радости или как быть счастливым?
  • Психология счастья. Как получать от жизни больше радости?
  • Две радости, которые мешают похудеть.
  • Список радости
  • Если Вас недолюбили в детстве, станьте для себя самой лучшей мамой
  • Что делать, когда достижения есть, а радости нет?!
  • Когда радости в жизни нет.
  • Притча про Девочку без детства и плюшевого Зайца(о тяжёлом детстве, обиде на родителей, прощении)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь