Играть нельзя учиться!

За последнее время рынок детской индустрии накопил и продолжает накапливать продукты, посвященные детскому развитию. Издаются книги о том, как развить и правильно воспитать ребенка, открываются центры детского развития, изобретаются развивающие игрушки. Несмотря на обилие подобной продукции и информации, интерес к этой теме все увеличивается. Давайте разбираться, нужно ли детям такое количество развивающих игрушек и секций. 

Для начала определим, что такое развитие. 

Развитие – степень умственной, духовной зрелости, просвещённости, широта кругозора. Процесс развития – это активный процесс познания окружающей действительности. Проблемой познания и развития начали заниматься еще с античных времен. Тем не менее, именно сейчас понятие «развития» для каждого современного родителя выступает краеугольным камнем в процессе воспитания своего ребенка. 

При всем обилии способов и средств развивающей среды растет статистика по поведенческим, эмоциональным и когнитивным нарушениям детей. Например, по статистике ВОЗ, 1 ребенок из 160 детей в мире страдает расстройством аутистического спектра. Насчет синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) статистика (Заваденко Н.Н.) говорит о том, что в России таких детей 4 - 18 %, в США – 4 - 20 %, Великобритании – 1 - 3 %, Италии – 3 - 10 %, В Китае – 1 - 13 %, в Австралии – 7 - 10 %. От 60% до 90% детей в дошкольных учреждениях имеют те или иные проблемы в развитии, в большинстве случаев это речевые нарушения разной степени сложности. Возможности развивать себя и своего ребенка увеличиваются, в то же время усложняется понимание как это сделать правильно. 

Современная детская индустрия предлагает развивать у ребенка:

  • когнитивные способности (память, внимание, речь, мышление)
  • творческие способности (пение, актерское мастерство, игра на музыкальном инструменте и т.д.)
  • двигательную активность (профессиональный спорт, танцы и т.д.)
  • отдельно акцент ставится на изучении иностранных языков, развитие математических способностей.  

 

Мода на смышленого малыша, который, не успев родиться, уже умеет говорить на нескольких языках, забивать без промаха гол и вычислять сложные математические формулы растет. Современный ребенок стал ассоциироваться с «емкостью» накопления знаний, с заранее заданным алгоритмом приема информации. То ценное, что отличает человека от животного или человека от искусственной машины стало не браться в расчет, а именно активность познания.

Активность – это, прежде всего действие, движение, деятельность. Именно через двигательную активность познание окружающей действительности становится гармоничным. В большинстве случаев, моторное, двигательное развитие относят к натуральному, «низшему» ряду развития, что приводит к отделению физического воспитания от умственного. Почему так важно движение в гармоничном развитии ребенка? 

 

Ж. Пиаже в своих работах писал, что ребенок не просто воспринимает информацию об окружающей действительности. Ребенок активно конструирует реальность. Любое знание не просто приобретается или усваивается, а активно конструируется познающим субъектом. Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо осуществить переход от конструирования представления мира в действии (сенсомоторный интеллект) к конструированию его в мышлении. Через действие и с помощью действия можно составить образ мира, который впоследствии будет регулировать, и направлять деятельность человека. Таким образом, познание и действие неразрывно связаны.

 

Целостное развитие человека идет вместе с его психомоторным развитием. В процессе развития ребенок приспосабливает свой организм с данным набором ограничений к физической и социальной среде, ищет новые средства и способы решения двигательных и познавательных задач, которые встают перед организмом. Именно решение двигательных задач способствует гармоничному развитию человека. 

 

Для того, чтобы появилась потребность в решении двигательной задачи, должна появится проблемная ситуация. Технический прогресс, который во многом облегчает человеческую жизнь, блокирует естественную потребность в познании у детей. Где бы ребенок ни оказался, с чем бы он ни взаимодействовал, решение проблемных ситуаций уже заранее предопределено технологичной средой. Казалось бы, развивающие игрушки, созданные для того чтобы способствовать развитию, уже заранее ограничены тем, что они должны развивать. Ребенку нет необходимости придумывать, что с этим предметом можно сделать, сам предмет несет в себе все способы взаимодействия с ним. Если ребенок решит использовать этот предмет не по назначению, тут же появится взрослый, который подскажет «как нужно». 

 

С самого рождения ребенок включен в систему обучающего развития. «Ленивое» время, свободная игровая деятельность строго подчинена обучению. Мир фантазий, придумок заменен «развивающей средой». Взрослый, стремясь сделать из своего чада интеллектуально развитого ребенка, взращивает в нем «игровой инфантилизм». Ребенок научается мыслить шаблонно, как требует от него социальная среда. Естественное творчество и фантазия заменяется успешным решением интеллектуальных задач. Это занимает много времени, которого совершенно не остается на двигательную активность. В результате, появляются соматические, психологические и эмоциональные нарушения.  

 

Для гармоничного развития ребенка необходима такая искусственная среда, которая будет способствовать психическому и моторному развитию ребенка. Позвольте ребенку лениться, выдумывать, фантазируйте с ним вместе. Позвольте экспериментировать и использовать предметы не по их основному назначению. Позвольте ему получать удовольствие от того, что он делает. Поверьте, способность познавать, любить сделает вашего ребенка счастливым и умным! 



Просмотров: 265
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Чувствительный ребенок: особенности развития чувствительного человека
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Момент развития: ребенок или взрослый?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • О многомерности развития или почему не стоит сравнивать своего ребенка с другими.
  • Важные этапы развития ребенок - подросток - взрослый по 7 летним циклам.
  • Летнее время для развития маленького ребенка (от двух лет).
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Способность играть как личностный ресурс развития ребенка.
  • Незавершенные этапы развития и их влияние на развитие человека
  • Сказка как средство воспитания и развития ребенка
  • Развитие интеллекта и двигательная активность у детей
  • Развивать ребенка….. Как? Что именно?
  • Как не заглушить естественную активность ребенка
  • Гиперопека - помеха для полноценного развития ребенка.
  • Тактильные упражнения для развития начальных математических представлений ребенка.
  • Ребенок и школа. Развитие и воспитание воли у детей - 2.
  • Ребенок и школа. Развитие и воспитание воли у детей - 1.
  • Воспитание наших детей. Как НЕ сделать своего ребенка невротиком.
  • Развитие ребенка с учетом психотипов человека
  • Комплекс игр и упражнений для развития двигательной сферы ребенка 3-5 лет
  • Если ребенок с задержкой речевого развития...
  • Важность развития внимания у ребенка.
  • Развитие ребенка, взрослого, семейного рода Человека
  • Влияние средств массовой информации на развитие личности ребенка
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 1.
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 2.
  • Задачи развития ребенка первого года жизни
  • Этапы развития ребенка. №2 - Стадия действия, 6-18 месяцев
  • О чем молчит не говорящий ребенок. Психологические причины задержки речевого развития



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь