Мотивация к обучению. Что делать ?

 

      Одна из болезненных проблем школы сегодня – это часто встречающееся нежелание детей учиться…… и это действительно большая проблема. Ведь если ребенок не хочет учиться – он и не учится. Сидит на уроке с отсутствующим взглядом…. Молчит, когда его спрашивает учитель… не выполняет домашние задания… и наконец, просто перестает ходить в школу.

   Соответственно параллельно усиливаются симптомы родителей и учителей. У родителей возрастают беспокойство, тревога.   агрессивность по отношению к ребенку, моральное и эмоциональное давление на ребенка, наем репетиторов, санкции и наказания к ребенку, меры сверхконтроля за выполнением домашних заданий…… У учителя – сходный процесс – попытки контролировать процесс с помощью замечаний и двоек в дневнике…………. Возрастание негативного отношения к учащемуся, нарушение контакта из-за сдерживаемого гнева, интерпретация нежелания учиться как вызов и борьба с учителем, ответный вызов и борьба с ребенком и его семьей, затем попытка объединиться с семьей в борьбе с учеником, давление на семью и учащегося с помощью районной комиссии по делам несовершеннолетних и затем скрытая или открытая попытка вытеснить ученика в другой класс или школу, которая зачастую оканчивается «победой» таки учителя.

Что же происходит и каковы причины этого явления ? Что происходит ? И как помочь ребенку ? Если заглянуть в школу и побывать в каждом классе, можно обнаружить интересную закономерность: чем старше класс: чем больше детей, нежелающих учиться. Правда, часть из них уходит после 9 класса в разные всякие училища, колледжи и т.п., поэтому их число в классической школе как-бы уменьшается.

   Но давайте заглянем в 1 класс и рассмотрим попристальнее, что происходит там ? И оказывается, что в первом классе почти все дети – хотят учиться !!!! То есть оказывается, вопрос и не в том, как повысить мотивацию ученика. А в том, как ее сохранить. В течение обучения ученика. И что мы такого взрослые делаем (или не делаем ) , что дети перестают хотеть учиться ? Или это они сами такие злодеи перестают хотеть на зло себе и человечеству ?

Теперь посмотрим повнимательнее на тех единиц из первого класса. Которые все-таки уже как-бы сразу не хотят учиться. Что это за детки ?

   За многолетний период работы в школе у меня накопилась таки статистика по этим отдельно взятым ребяткам. И оказывается, что среди них встречаются две основные категории .

   Первая категория – это слишком рано отданные в школу дети, когда родители приходят со своим ребенком – первоклассником –на консультацию по поводу, я спрашиваю относительно возраста ребенка. И оказывается, что все они – были отданы в школу слишком рано, то есть на момент поступления в школу им не исполнилось еще 7 лет.   Конечно же, дело здесь не буквально в возрасте ребенка. А в его психофизиологическом и социальном созревании, происходящем, как правило, к определенному возрасту. И выражается оно в закономерном переходе от игровой мотивации в деятельности к учебной мотивации. Если собственно учебная мотивация не сформирована, а у ребенка пока преобладает игровая мотивация, то обучение в той форме, как оно происходит в современной урочной форме, ему не подходит ! Ему – неинтересно !

     Некоторые возможно в этом случае спросят: а почему в Англии ребенок ходит в школу с 5 лет и ничего ? Все в порядке там у них ? Да потому. Что в Англии хоть и назвали это предприятие школой, а процесс организации ребенка и взаимодействия с ним учителя, организация познавательной (а не учебной!) деятельности ребенка – приближен к нашему детсадовскому.

     Рассмотрим вторую категорию нежелающих учиться первоклассников. Это дети уже имеющие 7 лет на момент поступления в школу. Однако, при более детальном опросе родителей о предыстории выясняется интересная деталь – 95 процентов таких деток пришли в школу……… после логопедического детского сада ! Почему такая «странная» связь ? Ее можно понять,  побывав  в логопедическом детском саду и изучив. какие детки сюда попадают и что они здесь делают. Первая обнаруживаемая  причина состоит в том, что дети с речевыми нарушениями. как правило, имеют эти речевые нарушения в результате психофизиологической биохимической родовой травмой (гипоксией), на которую среди прочего организм реагирует продлением фаз развития, что ведет к более позднему созреванию некоторых функций. Соответственно и переход от игровой мотивации к учебной происходит немного позднее, чем в среднем в норме. Вторая причина  состоит в  том, что в логопедическом детском саду – много дополнительных учебных занятий, направленных на исправление речевого дефекта, и строятся они не в игровой форме, а в учебной, то есть история повторяется: налицо слишком ранее включение в собственно учебную деятельность, до того, как у ребенка сформирована зрелая учебная мотивация.

Что делать  родителям?  Извечный вопрос.

       Но если ребенок еще не поступил в школу, еще раз рассмотреть все «за» и против относительно раннего (до 7 лет) поступления в школу. Проконсультироваться со специалистом-психологом, который проведет детальную диагностику развития и готовности ребенка к обучению в школе. Консультация врача, медицинская и педагогическая поддержка детей, с трудностями в рождении. А если ребенок уже поступил в школу,  помочь ему  компенсировать  имеющийся дефицит игровой деятельности.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

  



Просмотров: 372
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Напутствие ребенку в школу или Что сказать, если он не хочет учиться
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Почему ребенок не хочет ходить в школу? И что с этим можно сделать
  • Когда отдавать ребенка в школу? Куда пойти учиться: лицей, гимназия или обычная школа?!
  • Мне задали вопрос: можно ли отдавать ребенка в школу с 6 лет?
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Подросток не хочет посещать школу, что делать? Вопрос - ответ
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться
  • Если ребенку 6 лет- пора в школу?
  • "Не хочу учиться, а хочу...." или что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться
  • 4 аргумента против дошкольного образования и поступления в школу в 6 лет
  • Зачем ходить в школу 11 лет, если я ее ненавижу, и там ничему не учат?
  • Первый раз в первый класс: идти или не идти в школу с 6 лет - вот в чем вопрос
  • Утренние сборы ребенка в школу – это ваш кошмар? Несколько рекомендаций
  • С таким телефоном в школу не пойду! Что делать родителям?
  • Не пойду в школу! Что делать?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Как ребенку помочь учиться? Часть 1. Как встречать ребенка со школы?
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Что делать, если подросток не хочет учиться, а сидит в гаджетах?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Учиться, не посещая школу. Альтернативы, перспективы, подводные камни
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться?
  • Про школу | Как учителю поддержать ученика в “трудный период”
  • Как начать что-то, если постоянно устаешь и не хватает на что-то еще мотивации?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь