|
Мотивация к обучению. Что делать ?Автор статьи: Соковнина Марина Соломоновна
Одна из болезненных проблем школы сегодня – это часто встречающееся нежелание детей учиться…… и это действительно большая проблема. Ведь если ребенок не хочет учиться – он и не учится. Сидит на уроке с отсутствующим взглядом…. Молчит, когда его спрашивает учитель… не выполняет домашние задания… и наконец, просто перестает ходить в школу. Соответственно параллельно усиливаются симптомы родителей и учителей. У родителей возрастают беспокойство, тревога. агрессивность по отношению к ребенку, моральное и эмоциональное давление на ребенка, наем репетиторов, санкции и наказания к ребенку, меры сверхконтроля за выполнением домашних заданий…… У учителя – сходный процесс – попытки контролировать процесс с помощью замечаний и двоек в дневнике…………. Возрастание негативного отношения к учащемуся, нарушение контакта из-за сдерживаемого гнева, интерпретация нежелания учиться как вызов и борьба с учителем, ответный вызов и борьба с ребенком и его семьей, затем попытка объединиться с семьей в борьбе с учеником, давление на семью и учащегося с помощью районной комиссии по делам несовершеннолетних и затем скрытая или открытая попытка вытеснить ученика в другой класс или школу, которая зачастую оканчивается «победой» таки учителя. Что же происходит и каковы причины этого явления ? Что происходит ? И как помочь ребенку ? Если заглянуть в школу и побывать в каждом классе, можно обнаружить интересную закономерность: чем старше класс: чем больше детей, нежелающих учиться. Правда, часть из них уходит после 9 класса в разные всякие училища, колледжи и т.п., поэтому их число в классической школе как-бы уменьшается. Но давайте заглянем в 1 класс и рассмотрим попристальнее, что происходит там ? И оказывается, что в первом классе почти все дети – хотят учиться !!!! То есть оказывается, вопрос и не в том, как повысить мотивацию ученика. А в том, как ее сохранить. В течение обучения ученика. И что мы такого взрослые делаем (или не делаем ) , что дети перестают хотеть учиться ? Или это они сами такие злодеи перестают хотеть на зло себе и человечеству ? Теперь посмотрим повнимательнее на тех единиц из первого класса. Которые все-таки уже как-бы сразу не хотят учиться. Что это за детки ? За многолетний период работы в школе у меня накопилась таки статистика по этим отдельно взятым ребяткам. И оказывается, что среди них встречаются две основные категории . Первая категория – это слишком рано отданные в школу дети, когда родители приходят со своим ребенком – первоклассником –на консультацию по поводу, я спрашиваю относительно возраста ребенка. И оказывается, что все они – были отданы в школу слишком рано, то есть на момент поступления в школу им не исполнилось еще 7 лет. Конечно же, дело здесь не буквально в возрасте ребенка. А в его психофизиологическом и социальном созревании, происходящем, как правило, к определенному возрасту. И выражается оно в закономерном переходе от игровой мотивации в деятельности к учебной мотивации. Если собственно учебная мотивация не сформирована, а у ребенка пока преобладает игровая мотивация, то обучение в той форме, как оно происходит в современной урочной форме, ему не подходит ! Ему – неинтересно ! Некоторые возможно в этом случае спросят: а почему в Англии ребенок ходит в школу с 5 лет и ничего ? Все в порядке там у них ? Да потому. Что в Англии хоть и назвали это предприятие школой, а процесс организации ребенка и взаимодействия с ним учителя, организация познавательной (а не учебной!) деятельности ребенка – приближен к нашему детсадовскому. Рассмотрим вторую категорию нежелающих учиться первоклассников. Это дети уже имеющие 7 лет на момент поступления в школу. Однако, при более детальном опросе родителей о предыстории выясняется интересная деталь – 95 процентов таких деток пришли в школу……… после логопедического детского сада ! Почему такая «странная» связь ? Ее можно понять, побывав в логопедическом детском саду и изучив. какие детки сюда попадают и что они здесь делают. Первая обнаруживаемая причина состоит в том, что дети с речевыми нарушениями. как правило, имеют эти речевые нарушения в результате психофизиологической биохимической родовой травмой (гипоксией), на которую среди прочего организм реагирует продлением фаз развития, что ведет к более позднему созреванию некоторых функций. Соответственно и переход от игровой мотивации к учебной происходит немного позднее, чем в среднем в норме. Вторая причина состоит в том, что в логопедическом детском саду – много дополнительных учебных занятий, направленных на исправление речевого дефекта, и строятся они не в игровой форме, а в учебной, то есть история повторяется: налицо слишком ранее включение в собственно учебную деятельность, до того, как у ребенка сформирована зрелая учебная мотивация. Что делать родителям? Извечный вопрос. Но если ребенок еще не поступил в школу, еще раз рассмотреть все «за» и против относительно раннего (до 7 лет) поступления в школу. Проконсультироваться со специалистом-психологом, который проведет детальную диагностику развития и готовности ребенка к обучению в школе. Консультация врача, медицинская и педагогическая поддержка детей, с трудностями в рождении. А если ребенок уже поступил в школу, помочь ему компенсировать имеющийся дефицит игровой деятельности. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|