Когда не рано в школу?

 

Что такое школа? Школа – это место, где учат, воспитывают и ставят оценки. Так, наверное, ответят многие дети.

Школа – это твоя обязанность, ты должен хорошо учиться, чтобы потом работать «не дворником». Так, наверно, ответят некоторые родители.

Школа – это то место, где человек получает образование и готовится к взрослой жизни. Так, наверное, ответят педагоги.

Школа – это часть жизни родителей и детей, та часть жизни, которая должна максимально плавно влиться в общее течение и стать для ребенка комфортной. Так, возможно, ответят психологи.

Школа в жизни каждого ребенка рано или поздно наступает.

И очень важно, чтобы не наступила она слишком рано. Потому что начало школьного обучения – это стрессовая ситуация для ребенка, к которой он должен быть готов.

Так когда же наступает эта готовность?

Все мы знаем, что в школу ребенок поступает в 7 лет. И этому правилу есть серьезные основания. Уже давно доказано учеными, что к этому возрасту основные психические процессы могут подчиняться волевому усилию. А это значит, что в 7 лет ребенок уже в состоянии заставить свой мозг выполнять интенсивную умственную работу  на протяжении определенного времени, даже тогда, когда она ему не интересна.

Вроде  как все понятно.

Но все-таки не до конца.

Хорошо, если ребенок весеннее-летний, тогда в школу он, действительно, пойдет в 7 полных лет. Как правило, и вопросов в этом случае не возникает.

А когда ребенок родился зимой? Или поздней осенью?

Вот тут и возникают у мам вопросы. Когда лучше отдать ребенка в школу? В 6,5 или в 7,5 лет?

Я думаю, многие специалисты согласятся со мной в том, что в школу отдать ребенка лучше позже, чем раньше.

Почему?

Ведь часто бывает так, что в свои 6 лет дети хорошо читают, знают буквы и умеют считать простые примеры. Мама, естественно, гордится успехами ребенка, и считает, что к школе он готов.  Только совершенно при этом забывается, что умения читать-считать – это далеко не все умения, которые необходимы для успешного начала обучения.

Я бы даже сказала, что они совсем не главные.

Главное же, что должно сформироваться у ребенка к началу школьного обучения – это ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКА.

Этот термин был введен в психологию еще в 1968г.  Л.И. Божович.

Внутренняя позиция школьника предполагает, что ребенок считает себя школьником не только потому, что мама так считает, но его волевые процессы и  его мотивация перешли на качественно новый уровень.

То есть ребенок способен решать примеры не тогда, когда ему этого захотелось, а тогда, когда прозвенел звонок на урок. Кроме того, он сможет волевым усилием переключить свое внимание с решения примеров на написание букв, и усилием воли это внимание удерживать в течение урока. Возможно, в этот момент ему и не хочется буквы писать, но благодаря развитой волевой регуляции он учится подстраивать свои желания под ту ситуацию, в которой он находится.

Еще один важный момент – мотивация к учебной деятельности. Есть мотивы внешние, а есть – внутренние.

Внешние мотивы к овладению учебной деятельностью развиваются у ребенка рано и означают, что ребенку нравится школа, но только с ее внешней стороны. Например, ему нравятся ручки и тетрадки, карандаши и портфель. Ему нравится, что он, как большой, пойдет в школу.

Исходя из этих своих интересов, ребенок желает пойти учиться. Но это не те мотивы, они не делают обучение успешным. Потому что внешняя сторона очень быстро поблекнет за трудностями, которые обязательно появятся, если не развита внутренняя мотивация к обучению.

Внутренняя мотивация – более качественный уровень мотивов, который предполагает, что ребенок хочет учиться в школе, потому что ему нравится выполнять некоторые учебные действия (писать, учить буквы, считать и т.д.). Возможно, ему хочется в школу потому что, он будет как взрослый -  не просто играть, а получать знания. Он прекрасно понимает, что школа – это не как детский сад, нужно внимательно слушать учителя на уроках, выполнять задания. НО! Ему хочется этого. Ему это интересно.

Заинтересованность внешней стороной школьной жизни как бы дает основу для созревания  внутренних мотивов.

Без достаточной внутренней мотивации разочарование от школьных будней у первоклашки наступит очень и очень быстро просто потому, что он поймет, что в школе нужно трудиться, а портфель и тетради – не игрушки, а инструмент для данного труда.

И волевая готовность, и внутренняя мотивация формируются у ребенка к 7 годам. Именно поэтому даже самым способным шестилеткам в школе, как правило, тяжело. Я говорю «как правило» потому что, безусловно, бывают исключения.  Встречаются детки, у которых велики адаптационные возможности организма, развитие воли у которых опережает возрастные нормы. Но… в  подавляющем большинстве  в 6 лет внутренняя позиция школьника находится в зачаточном состоянии.

В 6 лет детки еще дошкольники, они еще не доиграли.

И в 6 с копеечками, как правило, тоже…

Чем рискуют родители, отдавая неподготовленного ребенка в школу?

Прежде всего, здоровьем своих детей.  Когда стресс для ребенка слишком велик – организм начинает давать сбой. В этом случае появляется либо неврологическая симптоматика, либо снижается иммунитет.

Кроме того, дети с несформированной позицией школьника не могут долгое время находиться в режиме учебной деятельности. Они просто не понимают, что на уроке нужно сидеть, а не ползать под партами, а для того, чтобы что-то попросить, нужно поднять руку. Или же понимают, но не могут справиться со своими импульсивными реакциями. Их мозг еще не умеет этого делать! Он до сих пор нацелен на то, чтобы воспринимать информацию через игру, а не через учебную деятельность.

А чем же рискуют родители, если они отдают в школу ребенка в 7,5 лет и старше?

Максимум тем, что в данном конкретном классе на данной конкретной учебной программе ребенку будет неинтересно. Потому что слишком легко.

Но в этом случае ситуация не будет столь стрессовой для ребенка. Кроме того, отличное решение проблемы здесь -  просто подобрать школу по уровню подготовленности ребенка.

И не зацикливаться на том, что в классе он – один из самых старших. Родителям не делать из этого проблему.

Лучше подумать о плюсах – ребенок будет действительно готов, с большой долей вероятности, адаптация к школе у него пройдет тихо и незаметно, а результатами своей учебы он будет радовать и себя, и родителей!

 

В связи с вышесказанным хочется попросить Вас, уважаемые родители! Не торопите своих детей, дайте им наиграться! Дайте им созреть до школьной жизни. Ведь от того, как она начнется, зависит очень и очень много!

 

 

 



Просмотров: 394
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда отдавать ребенка в школу? Куда пойти учиться: лицей, гимназия или обычная школа?!
  • Скоро в школу I Готов ли ребенок к школе?
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Когда отдавать ребенка в школу. Опыт психолога и мамы.
  • Кризис 6-7 года жизни. Готов ли ваш ребенок идти в школу?
  • Если ваш ребенок в этом году идет в школу
  • Ребенок и школа. Что такое готовность к школе?
  • Готовность ребенка к поступлению в школу.
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Школа жизни или как научить ребенка быть счастливым?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Ваш ребенок скоро пойдет в школу
  • Ребенка в школу? Не отдам!
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Ребенок и школа. Развитие и воспитание воли у детей - 1.
  • Ребенок и школа. Развитие и воспитание воли у детей - 2.
  • Если ребенок не хочет идти в школу...
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Готовность ребенка к школе. Что нужно знать родителям?
  • Мне задали вопрос: можно ли отдавать ребенка в школу с 6 лет?
  • Зачем собеседование с психологом при приеме в ребенка школу
  • Ребенок не хочет идти в школу (первоклашки)
  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...
  • 10 признаков того, что ребенок готов к школе!
  • Утренние сборы ребенка в школу – это ваш кошмар? Несколько рекомендаций
  • Ребенок, родители, школа: как наладить сотрудничество? Часть I
  • Ребенок, родители, школа: как наладить сотрудничество? Часть II
  • Ребенок, родители, школа: как наладить сотрудничество? Часть III



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь