А живым закончить школу шансы есть? (часть первая)

А живым закончить школу шансы есть  часть первая

На написание статьи меня подтолкнула вот такая вот анекдотическая картинка. И было бы все это смешно, если бы не казалось так грустно. Ребенок приходит в школу за знаниями. Приходит, обычно мотивированный на учебу. Редко когда встретишь первоклассника, который не хочет учиться. Если уж так и случилось, то причиной тому обычно служит перегруженность разного рода занятиями, которые казались родителям в период его дошкольного детства более важными, чем скажем, его потребность играть. Я не выступаю против того, что детям полезно раннее развитие, просто всего должно быть в меру. И играть – это вовсе не значит впустую проводить время, которое скажем можно потратить на изучение английского (китайского, французского, тут уж каждый выбирает сам), ментальную арифметику и обучение письму, играть – это значит познавать мир в той форме, которая доступна ребенку. Однако порой родителям кажется иначе.

Ну что ж, перешагнув порог школы, возьмем все-таки для примера ребенка, который хочет учиться, он сталкивается с тем, что результат его труда теперь будут не просто оценивать, но и ставить отметки. И хорошо, если родители окажутся к этому подготовлены. Да-да, я пишу именно родители, потому что с этого момента как раз и возникают разного рода проблемы, которые в те самые злополучные отметки и упираются. Отметки становятся мерилом всего. Уровня знаний, способности ребенка усваивать учебный материал, его поведения. И вот тогда родителям приходится выбирать, как относиться к тому, что ребенок, скажем, приносит из школы «плохие» отметки. Ругать, стыдить, наказывать, искать «корень зла» в учителе, школьной программе, или же махнуть на все рукой?

Мой собственный ребенок учится в третьем классе. И вот, буквально на днях, встречаю маму его одноклассника. «Не знаю, что и думать, - поделилась она, - за русский «тройка», за математику «тройка». Может, учитель не в настроении? Или просто требовать стали больше?» Встревожена, и, как и многие родители, чувствует себя виноватой за то, что не может уделить сыну достаточно внимания. Вернее даже не сыну, а его урокам. Работа с девяти до шести, домой не раньше семи-восьми возвращается. А там пока ужин приготовишь, пока посуду помоешь, а ему уже и спать ложиться пора. «Я уже и ругала его, - поделилась она, - а толку все равно никакого».

А у меня сложилось впечатление, будто это не ребенка в школе оценили, а маму, то, как она справляется (или не справляется) с возложенными на нее родительскими функциями. А раз не справляется, то родительский контроль надо усилить. Тут уже вход идут всевозможные формы «кнута и пряника». Кто-то лишает компьютера, кто-то сладкого, а кто-то обещает за хорошие отметки материальное поощрение.

Но вернемся-таки к ребенку. Итак, классу к третьему, реже к пятому-шестому желание учиться у большинства ребят практически сходит на «нет». «Как бы вообще выйти из  школы живым, если за «пятерки» в рай, а за двойки» в ад»? Если в школе повсеместно ругают за отметки, и дома ситуация повторяется, то о какой мотивации вообще будет идти речь?

Изменить позицию учителей мы не сможем (даже если очень сильно этого захотим). Однако родителям может быть и имеет смысл задуматься, какую именно роль они отводят отметкам, которые получает ребенок. Видят ли они за ними его самого? Знают ли они о его чувствах, переживаниях, мыслях? Понимают ли, что боязнь получить «двойку» может быть продиктована страхом потерять родительскую любовь, а постоянные укоры в том, что он не успевает, формируют в нем убежденность, что «он плохой» и «его попросту не за что больше любить». Тут уже, простите, не до желания учиться, тут бы просто «выжить».

Из этих укоров потом на гора вырастают целый ряд проблем (симптомов): низкая самооценка, неуверенность в себе, тревожность.

И, мне кажется, стоит всерьез подумать, что именно мы измеряем отметками и стоит ли отводить им такую уж большую роль.



Просмотров: 660
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Напутствие ребенку в школу или Что сказать, если он не хочет учиться
  • Что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться?
  • Если ваш ребенок не хочет учиться
  • Если ребенок не хочет учиться…
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться
  • "Не хочу учиться, а хочу...." или что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Ребенок не хочет учиться. Что делать? Советы родителям.
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Как ребенку помочь учиться? Часть 1. Как встречать ребенка со школы?
  • Если ребенок не хочет идти в школу...
  • Деньги за отметки
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Ребенок не хочет ходить в школу: 3 совета родителям
  • Почему он выбрал именно Вас, даже если вы потом расстались?!
  • Что делать родителям, если ребенок влюбился.
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Что делать,если ребенок дерется. Рекомендации родителям и педагогам.
  • Если учитель отбивает желание учиться у ребёнка
  • Постоянная драма как способ почувствовать себя живым: а что если научиться просто жить?
  • 5 типов родовых травм, которые влияют на нас, даже если мы этого не осознаем
  • Если подросток не хочет учиться
  • Если ребенок не хочет учится... вдохновенье от учебы
  • Ребенок и смерть. Часть 4. Если родители вегетарианцы…
  • Если вам надоело быть «кроликом Роджером»: про долги Рода, когда вас назначают виноватой



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь