Дневник мамы 1-классника – 9. Большие маленькие дети – самостоятельность или безопасность?

Дневник мамы 1 классника  9 Большие маленькие дети  самостоятельность или безопасность

Осталось совсем немного до конца первого класса. А ведь, кажется, совсем недавно мамы и папы за руку привели совсем еще малышей в школу. Многие дети успешно адаптировались к новому месту, людям вокруг, новой деятельности, режиму дня, организации занятий – им очень много всего пришлось усвоить. Дети заметно подросли, выражения лиц стали взрослее и серьезнее – полным ходом идет перестройка. Это нормальный процесс, один из нормативных возрастных кризисов – переходов на новую ступень жизни и деятельности. Этот кризис существенно мягче, чем, например, кризис трех лет и иногда остается почти незамеченным. В этом-то и скрывается иногда подвох.

Мы не рассматриваем этот период как «кризис», порой не уделяем достаточно много внимания психо-эмоциональному состоянию ребенка именно в части взросления.
В фокусе внимания чаще находятся совсем другие вещи.

  1. Успеваемость. Освоение школьной программы важно для большинства родителей. То, что в первом классе нет оценок – ориентиров, порой вызывает больше напряжения у родителей, чем у детей.
  2. Успешность. Это сложно не держать в фокусе, попробуй забудь – окружающий мир в лице педагогов, друзей, родных, СМИ и т.д. напомнит, что «успех всей жизни ребенка закладывается прямо сейчас, надо больше стараться». Я не против успеха, но я за умеренность и сохранение здоровья ребенка. Лично я не готова оплачивать сиюминутные успехи расшатанными нервами.
  3. Адаптация к школе. Это точно требует внимания и усилия, которые мы прикладываем, помогая ребенку адаптироваться к новой ситуации, чаще всего оправданы, поскольку закладывают фундамент на долгие годы обучения.
  4. Друзья и общение – это тоже обычно родителей интересует. Это важная часть жизни ребенка, но сегодня все-таки не о ней.

Сегодня мне хочется написать о самом ребенке, о том, как меняется его внутреннее состояние на переходе из детского сада в школу. Для ребенка этот очень важен. Это именно другая ступень, это шаг вверх во внутренней картине мира маленького человека, повышение статуса.
Ребенок от него не откажется, он не хочет обратно в детский сад, он понимает, что этот период пройден. Это нормальное стремление к росту, развитию, познанию нового. И, как следствие, стремление к расширению мира.

Я – большой! Значит мне можно больше.

Этот момент легко упустить, не заметить в череде будничных хлопот. А для ребенка это важная точка роста и взросления, она требует подтверждения действиями.

Иногда действия ребенка кажутся странными, становятся для родителей полной неожиданностью и наводят на мысли о «тихом омуте». Спокойные и послушные дети вдруг начинают нарушать правила, уходить, например, без спросу в гости или погулять. Не дожидаясь сопровождающих уходить сами домой из школы. При этом объективная реальность такова, что самостоятельная дорога домой не является необходимостью, продиктованной рабочим графиком родителей или бабушек, дедушек, путь домой может проходить через дороги с интенсивным движением и быть небезопасным, ребенок не тренировался делать это безопасно, у него нет четко сформированных навыков, у него даже может не быть ключей от квартиры. Но он очень хочет сам! Делать, действовать!

Стремление сделать самому, ощутить свою взрослость бывает настолько важным, что перекрывает все наставления родителей.

Самостоятельная дорога домой из школы – это частный случай, всего лишь один из примеров. Кроме того, самостоятельности и взрослости ребенку может хотеться в обращении с деньгами. Да, уже сейчас! Хотя бы немного!

В выборе для себя еды согласно своим предпочтениям (это, вообще-то и раньше вполне можно сделать) и так далее.

Что с этим делать и как заметить?

Замечать хорошо бы до того момента, когда ребенок «своей властью» примет какое-то решение и нам придется иметь дело с его последствиями. Как? Разговаривать с ребенком о его желаниях. Отказывать аргументированно, поясняя на доступном для него уровне почему вы, родители, решили именно так. Наблюдать и своевременно расширять зону самостоятельности. Не готовы отпускать одного во двор гулять? Дайте волю в чем-то другом. Это важно!

Зачем это нужно ребенку и чем полезно родителям?

Первый класс – это период, когда идет активное формирование массы навыков, необходимых для обучения. Самоорганизация, внимание, самоконтроль, память, волевая регуляция …и многое другое. Это зоны роста. Для гармоничного развития ребенка, важно чтобы мы не только требовали с него, повышая ответственность, но и расширяли зону самостоятельного принятия решений. Это взаимосвязанные вещи – свобода и ответственность.

Впоследствии родителям намного проще жить, если не приходится постоянно контролировать выучил ли ребенок уроки и собрал ли он портфель.

А как же быть с безопасностью?

Безопасность обеспечивается не только тотальным контролем и постоянным сопровождением. Безопасность — это информация, просвещение ребенка о разных сторонах жизни, без запугивания, но с ясными понятиями о явлениях жизни и инструкциями по поведению в разных ситуациях.
Безопасность – это внимание к границам своим (родительским) и границам ребенка (личным), а также своевременное четкое и ясное понятие границ семьи, социума, коллектива и т.д. Что они разные, что их можно и нужно регулировать и как именно это делать. Что личная интимная безопасность важна, и ребенок должен знать об этом.
Что эмоции и чувства разрешены все, их можно чувствовать, проживать и про них можно говорить, а вот проявления эмоций в поведении придется регулировать.

Правила никто не отменял. Но мало их просто озвучить, чем старше ребенок, тем больше пояснений придется давать относительно правила и последствий его несоблюдения.

Отношения с ребенком – это труд, это постоянная работа с собой. Но если быть достаточно внимательными к этой части жизни, то взаимопонимание наладить не так уж сложно.

Психолог, семейный психолог, Надежда Керова. Пермь. 20.03.2019.



Просмотров: 356
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Привычка - это диагноз? Отвыкнуть можно. И это проще, чем кажется. (Часть 3 из 3)
  • Привычка - это диагноз? Отвыкнуть можно. И это проще, чем кажется. (Часть 1 из 3)
  • Привычка - это диагноз? Отвыкнуть можно. И это проще, чем кажется. (Часть 2 из 3)
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Стараться для мужчины - это не совсем то, что нужно мужчине, чтобы любить Вас
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что это за звери: «социальная дезадаптация», «девиантное поведение» и почему это важно знать?
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Консультации для пар — как это работает и так ли это страшно?
  • Любовь - это не о том, когда сносит крышу. Это совсем о другом...
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Экзистенциальный кризис: что это такое и как из него выйти (Часть I)
  • Экзистенциальный кризис: что это такое и как из него выйти? (Часть II)
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Психетарапия: Что это и с чем это «едят» ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь