Изменение атрибуций как стратегия регуляции эмоций

Широ­кий спектр регуляторных стратегий (подкрепленных  доста­точным количеством эмпирических ис­следований)  раскрыт в  процессуальной  модели, представленной  в работах шко­лы Дж. Гросса (Gross, Thompson). Это  пять  классов  стратегий эмоциональной  регуляции  как развернутый во времени процесс: выбор ситуации (situation selection), изменение ситуации (situation modification), управление вниманием (attentional deployment), когнитивные изменения (cognitive change), модуляция ответа (response modulation). На основе вышеописанных стратегий, разрабатываются различные психологические интервенции, связанные с эмоциональной регуляций. 

Но на мой взгляд,   важным моментом в обсуждении вопроса  регуляции эмоций является не эффективный подбор (научение, обучение)   стратегий, а   проблема  использования стратегий индивидом  дезадаптивно. Например, рассмотрим первую  стратегию   эмоциональной  регуляции модели  Дж. Гросса.  Выбор ситуации (situation selection) предполагает, что   индивид принимает    решение   о том, избегать ли той ситуации, которая может усилить или уменьшить эмоции, или принять ее.  Избегание определенных ситуа­ций может носить адаптивный характер, однако использование этой стратегии слишком часто сопровождается опре­деленными проблемами. При недоста­точной гибкости хроническая привер­женность стратегии избегания может привести к психопатологии (например, воз­никновение социальной фобии или патологического  страха, что  негативно влияет на психосоциальное функцио­нирование и снижает качество жизни). Иными словами,  избегание как дезадаптивная  стратегия эмоциональной  регуляции является причиной повышения  общего уровня переживания негатив­ных эмоций при том, что исход­но она  применяется индивидом  для  избегания  дистресса, связанного с какой-то конкретной ситуацией.  

Изменение атрибуций как стратегия регуляции эмоций

Если предположить, что  источник  дезадаптивных стратегий  в опыте, а не во внутренней патологии,  то смысл эмоциональной  регуляции, который  индивид усматривает в происходящем, имеет или когда то имел функцию. Использование дезадаптивных   стратегий  эмоциональной  регуляции базируется на  внутренних предпосылках, которые логичны и верны относительно идентичности и внутреннего опыта индивида (например, это объяснимо с позиции психологических защитных процессов  личности (Freud, Vaillant, Schacter, Gilbert, Wegner)).  Эти внутренние логические предпосылки не являются «неправильными», они просто отличаются от внешних условий и от того, что другие люди считают «правильным» относительно внешних условий. Например, человек исключает какие-то части происходящего из мира своих представлений, а какие-то другие части, наоборот, преувеличивает.  Появление  иррациональных  мыслей, чувств и образа  действия влияет на внутренние мотивировки, их неупорядоченность, поскольку они возникают из когнитивно необработанных эмоциональных реакций. Индивид  приходит к ошибочным выводам и ему становиться трудно ориентироваться в отношениях между людьми  и в социальных связях.

То есть, причина использования  дезадаптивных   стратегий  эмоциональной  регуляции заключаться в том, что на процесс атрибуции повлияли личные потребности  индивида (Jones&Davis), поэтому его ценности и убеждения влияют на результат атрибуции (Berger&Luckman). Атрибуция определяет то, каким будет осмысление и истолкование поступков, своих и чужих, кто мы сами и кто другие, а так же в каком мире мы живем. Без атрибуции индивид  не сможет  ориентироваться в мире и вступать в отношения с другими людьми, делать  заключения  о причинах и следствиях, устанавливать  каузальные связи.

Иными словами, в процессе социального взаимодействия  вырабатываются не только  индивидуальные стратегии осмысления, но и дезадаптивные    стратегии   эмоциональной  регуляции. Сила и степень  дезадаптивных   стратегий   зависят от приобретенного опыта,  конкретных обстоятельств формирования. Поэтому их можно рассматривать  как «ответ» на старые неразрешенные конфликты и ситуации,  как попытку психики переработать то, что еще не было переработано. 

Что бы выяснить, какой терапевтический подход (по изменению атрибуций) подойдет индивиду, терапевту следует разобраться в его стратегии установления причинно-следственных связей. Можно сказать, что психотерапия в этом ключе  – это работа по реатрибуции и пересмотру связей, которые индивид установил между событиями  в прошлом, событиями  в настоящем и своей самооценкой (Vallins&Nisbett). По мере того, как входят в употребление более адекватные ситуации стратегии эмоциональной  регуляции,  дезадаптивные способы утрачивают свою значимость и обязательность.

Например, терапевтическая работа с жизненной клиента (White) поможет  понять, как формировались и развивались дезадаптивные  стратегии эмоциональной регуляции.    Новый взгляд  как развитие альтернативной метафоры (Roysamb), как пересмотр формулировок, приводящий к отмене старых ограничений, которые спровоцировали появление дезадаптивных  стратегий,   может быть средством осмысления,  принятия себя, уменьшения хаоса, перевода  смысла с языка неконтролируемых мыслей, чувств и симптомов на упорядочивающий язык разума.   Это осмысление должно подходить клиенту и быть основой для  использования в процессе дальнейших   социальных коммуникаций. 

Но у данного психотерапевтического подхода есть ограничения. Функциональность дезадаптивных  стратегий  эмоциональной регуляции определяется тем, насколько они могут «защитить» индивида. Поэтому чем больше функций у дезадаптивных  стратегий, тем больший внутренний конфликт будут вызывать изменения. Иными словами, несмотря на внешнюю  мотивацию   клиента  «избавиться» от дезадаптивных стратегий, он  может себе этого не позволить из-за их «полезных» функций. Кроме того, если элементы дезадаптивных  стратегий  в значительной  степени автоматизированы, то условные реакции будут  проявлять в поведении индивида  большую устойчивость. Например, на определенные стимулы человек будет продолжать повторять  одни и те же мысли, чувства, поведенческие схемы.



Просмотров: 391
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Еда как способ эмоциональной регуляции
  • 5 стратегий поведения в конфликтной ситуации.
  • Приемы психологической регуляции в стрессовой ситуации
  • Выбор спутника жизни (анализ стратегий)
  • Способы регуляции эмоций
  • Игра на выживание: практический эксперимент для исследования стратегий социального взаимодействия
  • Как быть присутствующим или 12 стратегий для развития осознанности
  • взаимосвязь копинг-стратегий и социальной средой у спортсменов
  • Техники и приемы регуляции эмоций
  • Осознание эмоций как способ их регуляции
  • 12 «полезных» стратегий стать «дрожащей тварью» или АнтиУверенность в себе и полный Крах самооценки
  • Пять стратегий по управлению эмоциями «для всей семьи»
  • 5 коммуникативных стратегий
  • 9 стратегий безработных:
  • Пять стратегий во время конфликта – нужно выбрать лучшую
  • 9 стратегий + 25 быстрых советов о том, как повысить уверенность в себе
  • Семь жизненных стратегий людей
  • Анализ жизненных стратегий при помощи МАК
  • Топ-10 малоизвестных стратегий самопомощи при тревоге.
  • Взаимосвязь прокрастинации и копинг-стратегий
  • Как поднять настроение: 5 проверенных стратегий
  • Десять стратегий психологического манипулирования СМИ
  • Особенности стратегий защиты при базальной тревоге
  • 7 стратегий поиска мужа, друга, любовника
  • Шесть эффективных стратегий против депрессии
  • Сравнительная таблица двух основных невротических стратегий.
  • Особенности современных образовательных стратегий в университетской среде
  • Исследование жизненных стратегий в отечественной и зарубежной литературе
  • Как сделать из ребенка стопроцентного алкоголика: 5 беспроигрышных стратегий
  • выиграть нельзя проиграть? (об особенностях детских стратегий)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь