Исследование жизненных стратегий в отечественной и зарубежной литературе

Актуальность исследования жизненной стратегии связана с ростом потребности общества в поисках создания благоприятного пути для развития личности, эффективности её жизни. Однако, несмотря на актуальность темы, до сих пор не существует чёткого представления о структуре и типологии жизненной стратегии, механизмах и процессе её формирования.

         В психологии понятие жизненной стратегии имеет множество определений. Обычно исследователи, подразумевая некое представлением человека о собственном будущем и пути к этому будущему, используют термины жизненный путь, направленность личности, жизненные планы, жизненные цели, жизненные стратегии и т.п. В нашей работе мы отталкиваемся от представления о жизненной стратегии как о представлении о собственном будущем, имеющим цель, а также стратегию (тактику) её достижения в глобальном аспекте жизни личности.

На наш взгляд, самым широко освещённым в отечественной психологии является подход к изучению жизненной стратегии К. А. Абульхановой-Славской. Она определяет понятие жизненной стратегии как способность человека самостоятельно строить свою жизнь, осмысленно её регулировать в соответствии с неким кардинальным направлением. По мнению автора, жизненная стратегия – это «стратегия поиска, обоснования и реализации своей личности в жизни путем соотнесения жизненных требований с личностной активностью, ее ценностями и способом самоутверждения». [1; С. 299]

Основным параметром выделения жизненной стратегии К.А. Абульханова-Славская считает активность личности. При этом активность личности проявляется с помощью инициативы и ответственности при использовании собственных ресурсов и организации жизненного времени. Автор выделяет следующие типы стратегий личности:

  1. Стратегия учёта наличных возможностей, которая предполагает использование личностью своего собственного потенциала с учётом индивидуальных особенностей.
  2. Развивающая стратегия предполагает стремление личности к формированию недостающих личностных качеств и свойств, взятию на себя ответственности и проявлению инициативы.
  3. Стратегия избегания предполагает избегание трудных для личности условий, трудных ситуаций, видов работы, общения и т.д. Это стратегия стагнации, которая при постоянном использовании, может привести к неудовлетворённости жизнью по причине отсутствия реализации личностью собственной индивидуальности.

С точки зрения К.А. Абульхановой-Славской, «человек должен осознавать и свои цели, и особен­ности своей психики, и масштабы своей личности, их соответствие-несоответствие обстоятельствам, оп­ределять, что и как нужно изменить для достиже­ния этих целей, в каких пределах, каким спосо­бом что-то нужно изменить, а чем-то и пожертво­вать» [1; С. 269]. Таким образом, любая из перечисленных выше стратегий может использоваться личностью в разные периоды собственной жизни для достижения промежуточных целей, и главным критерием в данном случае должно стать бережное использование собственных психических возможностей. На основании этого критерия можно определить, является жизненная стратегия оптимальной или неоптимальной. [1]

Отечественные психологи Ю.М. Резник, Т.М. Резник также рассматривают стратегию жизни как систему, которая изменяется в течение жизни с учётом цели личности и условий её развития. В данном случае жизненная стратегия является элементом деятельности людей, а главным её качеством выступает активность личности. [2; C. 260]Они выделяют три типа жизненной стратегии:

  1. Стратегия жизненного успеха, основой которой является «приобретательская» активность.
  2. Стратегия благополучия, предпосылкой которой является активность, направленная на достижение общественного признания.
  3. Стратегия самореализации, для которой характерна творческая активность, направленная на создание новых форм жизни безотносительно к их внешнему признанию (непризнанию).

Нам также представляется интересным подход Д. А. Леонтьева, который предложил два вида жизненных стратегий, основываясь на понятии смысла жизни человека:

  1. Путь адаптации – приведение смысла жизни в соответствии с реальностью жизни.
  2. Путь самореализации – приведение жизни в соответствии со своим смыслом [3].

Активность личности выделяют большинство исследователей как важный элемент построения стратегии жизни личности. На наш взгляд, с понятием активности личности также связано понятие жизнетворчества как способа осуществления себя по собственному представлению. Например, Р. Мэй, А. Адлер и другие считали, что человеку всегда присуща творческая энергия, свобода воли, которая дана ему для духовного развития. А. Адлер ввёл понятие жизненного стиля, который понимается как «единство, формирующееся в процессе преодоления трудностей, пережитых в детстве и основывающееся на стремлении к цели» [4; С.27]. А. Адлер считал, что процесс формирования жизненного стиля является творческим актом. Он был убеждён в том, что человек способен на свободный выбор и реально отвечает за свои поступки - а стало быть, в состоянии изменить свое поведение. [4] Данным автором было дополнительно введено понятие «нормальный жизненный стиль», который характеризуется социальной адаптацией и способностью справляться с жизненными трудностями.

Ролло Мэй считал, что человек способен принять на себя ответственность за творческое планирование своей будущей судьбы в том случае, когда он освобождается от собственных неврозов, которые блокируют его инстинктивные побуждения, то есть если он фактически станет психически здоровым. В основе данного подхода также лежит неразрывность свободы и творчества.[5]

С точки зрения мотивационных стремлений личности рассматривали жизненные стратегии Т. Кассер и Р. Райан. Они выделяют следующие типы стратегий:

  1. Стратегии, основанные на внешних стремлениях (внешность, популярность, богатство). Данный тип стратегий определяются оценками других людей.
  2. Стратегии, основанные на внутренних стремлениях, опираются на ценности личного развития, любви и служения людям.

Т. Кассер и Р. Райан определили взаимосвязь психического здоровья с типом жизненных ценностей, согласно которой более низкие показатели психического здоровья имеют личности с ориентацией на внешние ценности. [6]

Здесьнам представляется уместным вспомнить Э. Фромма, который выделяет два типа жизненных стратегийв зависимости от превалирующего типа ценностей:

  1. Стратегия «Иметь», которая связана с внешними стремлениями. По мнению Э. Фромма «человек с ориентацией на «иметь» относится к миру как хозяин к собственности, к своему имуществу.» [7; C.29] При таком типе стратегии, человек игнорирует свои собственные внутренние интересы, что может привести к невозможности реализации собственной индивидуальности и личного потенциала.
  2. Стратегия «Быть» связана с внутренними стремлениями.«Быть» - значит развивать в себе все заложенные природой способности и силы, «быть многим». Также, по мнению Э. Фромма, данный тип стратегии «подразумевает способность к активности, в этом смысле бытие и пассивность исключают друг друга.» [7; C.91]

Э. Фромм считал, что «обладание и бытие – это две совершенно разных формы человеческих переживаний: от наличия и интенсивности той или иной формы зависят различия индивидуальных и коллективных характеров». [7; С. 23]

К. Хорни рассматривает стратегии жизни в контексте типов характера, направленных на оптимизацию межличностных отношений. С её точки зрения, человек, для удовлетворения своих невротических стремлений, с детства вырабатывает три основные стратегии по отношению к другим людям:

  1. Движение к людям. Все цели людей данного типа подчинены единственной цели – заслужить любовь других людей. Это люди конформистского типа, которые подстраивают свои желания под желания других людей.
  2. Движение против людей. Люди такого типа ориентированы на конкуренцию, борьбу и эксплуатацию других людей.
  3. Движение от людей. Данный тип личности стремится к уединению и избеганию зависимости от других людей.

Здоровый человек свободен двигаться к, против или прочь от людей в зависимости от обстоятельств, но у человека, невротически организованного, "выбор" движения становится безальтернативным. Каждое из трех решений включает некий набор поведенческих стереотипов и личностных черт, концепцию справедливости и набор верований, представлений о природе человека, об общечеловеческих ценностях и условиях жизни человека. Нам кажется интересным то, что К. Хорни считает, что проблема смысла жизни, которую можно рассматривать как глобальную жизненную цель, возникает только в невротизирующих личность ситуациях и не характерна для здоровой личности. Из этого можно сделать вывод о том, что без жизненных кризисов невозможно развитие личности и формирование продуктивных, удовлетворяющих личность жизненных стратегий. [8]

Теоретический анализ феномена жизненных стратегий позволяет сделать вывод, что различные учёные рассматривают данное понятие, основываясь на определённых критериях, среди которых основными являются активность личности, способность брать на себя ответственность и проявлять инициативу, способы взаимодействия с другими людьми, жизненные ценности и мотивационные стремления. Кроме того, очевидным является тот факт, что осмысленность жизни, способность личности к рефлексии являются основой для изменения жизненной стратегии во взрослом возрасте. Также многие авторы обращают внимание на то, что для формирования оптимальной жизненной стратегии, необходимо обрести психологическое здоровье и избавиться от неврозов.

Можно утверждать, что жизненные стратегии, направленные на раскрытие собственной индивидуальности, являются наиболее перспективными для субъективного благополучия личности, так как человек, ориентированный на самореализацию, обладает большими шансами быть психически и нравственно здоровым.

 

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991.
  2. Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа)/ Резник Ю.М., Смирнов Е.А. – М.: Ин-т человека РАН, Независимый ин-т гражданского об-ва, 2002.
  3. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (методическое руководство). – М.: Смысл, 1999.
  4. Адлер А. Наука жить. - Киев: 1997.
  5. Мэй Ролло Искусство психологического консультирования. – М.: Апрель Пресс, 2009.
  6. Kasser, T., Ryan, R. M.,. Be careful what you wish for.// Life goals and well-being: Towards a positive psychology of human striving, ed. by Schmuck & K. Sheldon. Goettingen, Germany: Hogrefe& Huber 2001
  7. Фромм Э. Иметь или быть? – Литрес: 2014.
  8. Хорни К. Невроз и развитие личности. М.: Смысл, 1996.


Просмотров: 322
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психологические стратегии нивелирования личности в человеке
  • Стратегии личности в период процесса старения
  • Стратегии терапии сфокусированной на переносе при пограничной патологии и организации личности.
  • Стратегии личности в период процесса старения, часть вторая
  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности
  • Цена стратегии жизни не зависит от её конечной цели.
  • Внутренний конфликт шизоидной личности. Отличие от других типов личности
  • О личности и тени или о фигуре и фоне в субъективной жизни человека.
  • В жизни всего 2 пути, 2 стратегии, 2 возможности.
  • Истерический тип личности. Часть 1. Портрет человека этого типа.
  • Депрессивный тип личности. Часть 1. Портрет депрессивной личности и механизмов ее формирования.
  • Стратегии жизни после 50-ти
  • Генеральные стратегии жизни
  • Лес и город. Стратегии жизни.
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.2. Поведение ребёнка.
  • Стратегии жизни «благодаря» и «вопреки» на примерах
  • Стратегии воспитания и их последствия в жизни детей
  • Детские стратегии во взрослой жизни. Осознать и обезвредить.
  • Стратегии устройства личной жизни мужчин и женщин после развода. Опыт одного лонгитюдного исследования
  • Психоанализ в жизни.Развитие личности по Фрейду
  • Социальные способности и успешные жизненные стратегии
  • Жизненные стратегии
  • Теория личности: 4 базовых стремления личности 21 века. Часть 1.
  • Гражданский брак – не брак! 7 принципиальных отличий жизненной стратегии
  • Жизненные стремления в структуре личности.
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.1. Какие они?
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.3. Воспитание.
  • Кризис четверти жизни. Причины страданий 25-летних и стратегии решения проблем.
  • Тайна внутреннего ребёнка. Светлые стратегии жизни. Выводы сегодняшней сессии.
  • Жизненные стратегии при построении отношений для мужчин и женщин



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь