Стратегии жизни после 50-ти

Автор статьи: Татьяна Никулина

Стратегии жизни после 50 ти

В 53 года я решила поступить в институт, чтобы получить второе высшее по психологии. Через три года, выбирая тему дипломной работы, по совету руководителя, я выбрала тему психологии пожилых людей. Сначала я внутренне сопротивлялась: многих из нас страшит тема старости и не хочется в нее углубляться. Но, как бывшая спортсменка, я все-таки набралась смелости и нырнула в нее. Сразу скажу, что все оказалось, как в поговорке: не так страшен черт, как его малюют.

Я изучила почти сотню разных материалов и вот чем могу с вами поделиться: все существующие исследования и теоретические материалы сводятся к трем основным стратегиям или способам жизни в пожилом возрасте, а именно:

  • Угасание
  • Поддержание
  • Развитие

Стратегия угасания соответствует стратегии постановки на первое место здоровья. Да, да, именно так. Если поставить на первое место здоровье, то попадаешь в ловушку.

Вот данные Всемирной организацией здравоохранения, которые свидетельствуют о том, что
• не менее 50% здоровья человека зависит от его образа жизни;
• 20% приходится на наследственность;
• 20% - на влияние внешней среды (экология);
• 10% - на факторы, зависящие от здравоохранения (медицинская помощь).

А если половина нашего здоровья приходится на наш образ жизни, почему же мы пеняем на возраст? Не потому ли, что просто не имеем достаточно веских причин для поддержания активного образа жизни, например,
• Смыслов: для чего мне надо поддерживать физическую форму?
• Противоречивость мотивации – будет здоровье, займусь физкультурой. 
• Отрицание: я еще не настолько стар, чтобы начать беспокоиться.

А между тем примеров много: К.Орлокк описывает 8-недельный эксперимент, участникам которого было больше 90 лет. Это была программа по усиленной тренировке мышц. В результате: у 9 из 10 участников..., выполнивших всю программу, сила мышц увеличилась (трудно поверить!) на 174%. По-честному, мы биологии становимся не нужны уже с момента передачи генетического материала нашим детям. Так что, одной биологией старость не задержать.

Стратегия поддержания имеет гораздо больше преимуществ, и входят сюда социальные связи. Здесь можно выделить два типа связей:

  1. Социальные контакты без глубоких близких отношений.
  2. Глубокие близкие отношения.

Последние исследования доказывают положительное влияние социальных связей на ментальное здоровье пожилых людей. Да, именно общение более важно, чем разгадывание кроссвордов в одиночестве. Поэтому учить иностранные языки, заниматься в кружках и секциях, чем угодно, но только не в одиночку.

А вот более глубокие близкие отношения имеют несомненные преимущества. Под глубокими отношениями, конечно, понимаются любовь и привязанность (привет нам всем от Фрейда!), готовность помогать близкому человеку и готовность обратиться за помощью. И самое главное, возможность быть самим собой, не играть больше ни в статусы, ни в социальные роли. Почему-то пока это позволяется только в отношениях с внуками. Но, вот незадача – дети сейчас не торопятся заводить своих детей!

Почему стратегия поддержания имеет приоритет над стратегией угасания? Потому что она направлена на социальную и культурную жизнь человека. Как дети нуждаются в поддержке до взрослого возраста, так и культура сама себя не производит, а нуждается в людях, ее воспроизводящих. Попробуйте не ездить на дачу один сезон и посмотрите, что будет в вашем саду или огороде!

Именно уменьшение социальных контактов после 50-ти лет является отрицательным фактором, который отмечает большинство психологов. Некоторые авторы предлагают пожилым людям сосредоточиться на настоящем, заняться переосмыслением прошлой жизни, но это ловушка.

Как только человек перестает планировать свое будущее, он легко теряет связь с современностью, а зацикленность на прошлом опыте, без его переработки для будущего приводит к закрытой системе и, как следствие, к энтропии, то есть угасанию. Вывод: надо любить и дружить, и не ждать, когда к нам придут, а самим идти на контакт. Тут и биология подтянется.

А вот, стратегия развития – это для тех, кому удалось, помимо социальных контактов еще и найти свой индивидуальный путь развития, свое призвание.

Ведь основной период нашей социальной жизни можно считать уроком, тренировкой, переходным периодом к тому, чтобы мы научились находить свои внутренние мотивы жизни. Если человек не выучивает этот урок сам, то биология и социум мягко подталкивают к этому путем: 1) снижения биологической функции, отражающейся на внешности у женщин, и на половой функции у мужчин; 2) потери конкурентных преимуществ в социуме: как в личной жизни, так и в профессиональной, можно сказать, что биология бьет по самому больному.

А для чего социуму и культуре необходимо, чтобы человек выучил урок? Здесь опять логически прослеживается приоритет культуры как над биологией, так и над социумом: культура нуждается в тех, кто ее развивает, а не просто ее воспроизводит и использует; культура нуждается в эволюции, но может ее осуществить только с помощью человека, приумножая и передавая культурный код следующим поколениям. В ответ на это биологическая функция, при соответствующих усилиях со стороны человека, дольше остается работоспособной, как бы поддерживая такую линию развития человека.

Человек, не нашедший внутри себя смысла дальнейшего существования и не имеющий больше ничего, что способствует эволюции и воспроизводству культуры, становится не интересен (или не выгоден) ни культуре, ни биологии.

«Даже достигнув финиша, человек, …не исчерпывает свои возможности» (Анцыферова Л.И.). Или по Э. Фромму: «Человек умирает прежде, чем успевает полностью родиться».

Изучение материалов о вопросах жизни в пожилом возрасте выводит на первый план психологический аспект. «Каждое поколение приобретает свой жизненный опыт, которым не пользуется последующее поколение. Однако в целом общество создаёт свой стереотип старения, старого человека, черты которого экстраполируют на всю категорию пожилого населения» (Анцыферова Л.И.).

Возникает вопрос, какие стереотипы выберет для себя конкретный человек, приближаясь к 50-ти? Будет ли он продолжать строить свою уникальную, не похожую на других жизнь, или возьмет готовый пример, но тогда - какой?

 



Просмотров: 599
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Человек жив, но в твоей жизни его больше нет.
  • Игрушки в жизни маленького человека: какие они выполняют функции и почему они так важны?
  • Программа МИРОТОК позволяет увеличить срок жизни человека ддо 500 лет и больше.
  • Можно или Нельзя - чего в твоей жизни больше? Почему?
  • Я – человек. Эссе о людях, жизни и психологии
  • Почему человек теряет смысл жизни?
  • Как сделать, чтобы нужный человек появился в жизни?
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Стратегии устройства личной жизни мужчин и женщин после развода. Опыт одного лонгитюдного исследования
  • Контакт с собой, или главный человек в нашей жизни.
  • Трудно быть богом: о деликатных вопросах половой жизни / Только для мужчин!
  • Что делать, когда умирает близкий человек? Короткая продолжительность жизни и наша карма. Страх будущего
  • Чем меньше любви получает человек, тем больше он в ней нуждается
  • Как поставить себя на первое место в своей жизни?
  • «Эффект одноклассников» или почему нужный человек не появляется в жизни?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Семимильными шагами по жизни, или про семилетние циклы развития человека.
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • В сотый раз в первый класс, или Человек для жизни.
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."
  • Как понять, какой человек подойдет тебе для жизни?
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении?
  • Кто такой здоровый человек? Что такое «здоровье»? Какие «критерии здоровья»?
  • Социальные сети: волшебство, которого больше не будет
  • Влияние ключевых посланий на качество жизни человека
  • Почему мы выбираем именно этого человека? 6 причин страдать в отношениях
  • Нужно ли ломать себя, чтобы получить новый опыт для изменений в жизни?
  • Николай Козлов: Ешьте меньше, и радости в жизни будет больше
  • Письмо поддержки в трудный период жизни. Отправьте тому, кто в нём нуждается.
  • Человек в моей жизни



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь