|
Особенности современных образовательных стратегий в университетской средеАвтор статьи: Светлана Белоус
Особенности современных образовательных стратегий в университетской среде Современные образовательные стратегии формирования новых знаний, умений и развития способностей обычно представлены следующими видами: это стратегия интериоризации, стратегия экстериоризации, стратегия проблематизации и рефлексия. При интериоризации для формирования мотивации к действию первостепенное значение приобретает актуализация профессиональных интересов студентов, включение формулируемой задачи в контекст будущей профессиональной деятельности. При стратегии интериоризации (или поэтапного формирования действий) самой важной частью работы преподавателя при формировании понятийного аппарата в вузовском обучении становится содержательный анализ материала с целью выделения таких конструктов (системы обобщающих понятий) в конкретной области знания, которые позволяют значительно, в некоторых случаях во много раз, уменьшить объём информации, подлежащей усвоению. Экстериоризация как перенесение психического содержания изнутри вовне всегда связана с ситуациями коммуникаций, когда возникает необходимость раскрытия свёрнутой мысли (чувства и т.п.), структурирования её для того, чтобы мысль была понятна. Ставка здесь всегда делается на слушающего: именно он задаёт определённые требования к высказываемым мыслям, суждениям с форме социально воспроизводимой структуры. Т.о., мысль становится не только собственным достоянием субъекта, но и достоянием других. Она становится доступной для критики и рефлексии сначала со стороны другого, а затем уже и со стороны самого субъекта. При стратегии проблематизации (проблемной ситуации) привычные навыки и способы действий решить задачу не помогают. В результате возникает необходимость осмысления неудач – рефлексия. Она направляется на поиск причины неудач и затруднений, выявления несоответствия используемых приёмов для решения задач и формирования более широкого круга средств её решения. Выдвигаются догадки, гипотезы происходит интуитивный поиск решения данной проблемы с последующими логическими обоснованиями и реализацией решения. В результате чего формируется новый навык, новое умение, новая способность. Наконец, развитие рефлексивных навыков значительно повышает общий интеллектуальный и личностный уровень студента. Обучение и развитие закрепляются через практическую деятельность, развивают творческое мышление. Стратегия проблематизации реализуется чаще всего через различные формы учебных деловых игр. Деловая игра в учебном процессе воссоздаёт предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студента, моделируя системы отношений, характерные для этой деятельности, а также профессиональные проблемы с характерными для них противоречиями и затруднениями, испытываемые в типичных профессиональных проблемных ситуациях. При подборе и создании деловых игр педагогами реализуются такие психолого-педагогические принципы как: 1) принцип моделирования ситуаций профессиональной деятельности через конкретные производственные условия и динамику производства; 2) принцип воссоздания проблемных ситуаций, типичных для данной профессиональной деятельности через набор игровых заданий, содержащих некоторые противоречия и вызывающих у студентов состояние затруднения; 3) принцип совместной деятельности участников игры, создающий практически максимальное взаимодействие участников, имитирующих производственные функции специалистов; 4) принцип взаимодействия и диалога партнёров по игре как необходимое условие решения поставленной задачи, подготовки и принятия согласованных решений; 5) принцип полярности игровой учебной деятельности (игровые аспекты и элементы реальности). Деловая игра решает очень серьёзные задачи по развитию личности, усвоению знаний и умений в контексте профессии, приобретению профессиональных и социальных компетенций (навыки взаимодействия, общения и управления в коллективе). Но эта «серьёзная» деятельность реализуется через игровую форму, что даёт возможность студентам интеллектуально и эмоционально раскрепоститься, проявить творческую инициативу, освоить роли, определённые условиями и правилами игры, выработки самостоятельных решений и ответственности за последствия принятых решений. Герберт Уолберг (1984), обобщив данные более 3 тысяч исследований, выявил 3 фактора, влияющие на успеваемость: 1) способности обучающихся; 2) сам процесс обучения; 3) окружающая среда. Способности на 30 % завися от наследственности и на 70 % от трудолюбия и тренировки. Если на первое мы повлиять не в силах, то изменить второе - главная задача обучения. В современной образовательной системе, ведущим звеном которой являются такие учебные заведения как университеты, происходит смена парадигмы образовательного идеала: от «всесторонне развитой, гармоничной личности» к «максимальному развитию способностей этой личности» на основе образования и самообразования. Это может быть достигнуто объединением естественно - научной и гуманитарной фундаментальных составляющих образования, которое должно давать целостное представление о современной картине мира, заложить научный фундамент для оценки последствий профессиональной деятельности, способствовать творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы жизни на базе познания особенностей, потребностей и возможностей собственной личности. Если раньше формула образования звучала как «Знать всё о немногом, и немного обо всём», то теперь она звучит как «Знать о сущности всего, чтобы познать новую сущность». Познать сущность, самую суть из множества дисциплин и обилия информации в каждой дисциплине – вот цель современного студента. Сущностный подход может быть осуществлён только посредством синтеза естественных, гуманитарных и технических наук. Он является системным синергическим подходом, который означает, что все преподаватели должны действовать в направлении развития способностей студентов на основе формирования сущностных системных представлений, на основе взаимопроникновения, интегрированного обмена и установления межпредметных связей. Задачей современного образования является не просто развитие творческого потенциала студента, но и выяснение условий и закономерностей достижения различных уровней его раскрытия, достижения самореализации, а также вооружение студента знаниями и технологиями, обеспечивающими возможность его успешной реализации в различных сферах деятельности. В связи с этим складываются определённые социальные ожидания и по отношению к личности и деятельности самого преподавателя. Его хотят видеть «своеобразным компенсатором» того, чего ребёнок не получил в семье и школе; от него ждут преодоления тех трудностей в образовании и воспитании, которые сформировались на предыдущих стадиях обучения и развития. Поэтому постоянное самообразование и саморазвитие педагога становится не просто необходимостью, но и потребностью, отражающей успешную деятельность. Постоянное пополнение знаний не только по собственной дисциплине, но и знакомство с наиболее выдающимися достижениями в областях других наук, знакомство с новыми тенденциями и явлениями культурной и общественной жизни. Как справедливо полагал К.Д. Ушинский, учитель живёт до тех пор, пока он учится, как только он перестаёт учиться – учитель в нём умирает. Результатами многих психологических и педагогических исследований последнего времени доказано, что наиболее эффективен тот метод передачи знаний, при котором данное знание специально выделяется для обучаемого и фиксируется посредством моделирования. Таким образом, оно усваивается в обобщённо-абстрактной форме, т.е. в виде некоей теории, а затем применяется в конкретных условиях и конкретной форме. Дальнейшее формирование и закрепление таких свойств личности студента, как целенаправленность, организованность, произвольность (более высокие уровни структур деятельности) является следующим этапом. Здесь необходимо, чтобы студенты овладевали средствами своей деятельности, когда они учатся выделять её этапы: планирование, организацию, реализацию, контроль и оценку. Всё большую роль в развитии потенциала личности в университетской среде приобретает «Психология успеха», которая предлагает преподавателям давать студентам как можно больше положительных эмоций, чтобы они не боялись ошибаться, выглядеть смешными. К основными принципами психологии успеха можно отнести: - учиться у всех, не подражать никому; - больше хвалить и меньше ругать; - не сравнивать студентов друг с другом, т.к. любого человека можно сравнить только с ним сегодняшним и им вчерашним; - студенты в аудитории – твоё отражение: необходимость постоянной работы над собой; - отдавать предпочтение развитию способностей студентов, не указывая им на недостатки; - работа преподавателя – это работа исследователя, включающая в себя организацию исследовательской работы студентов и совместное творчество. Главная цель психологии успеха – подготовка людей третьего тысячелетия, которые имеют более широкий взгляд на мир, способности к самосовершенствованию, коммуникабельность и толерантность. По мере развития современных средств компьютерной техники, информационных технологий, социальных сетей, конкурентом традиционному источнику информации – книге – становится электронная среда. Овладение информационными технологиями, умение работать с электронными ресурсами и навыки ориентации в универсальном академическом гиперпространстве становятся обязательными при подготовке специалистов высшей квалификации. По материалам инета. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|