|
Курение и психологическая травмаАвтор статьи: Грахова Елена Владимировна
КУРЕНИЕ И ПОДВИГ в России всегда рядом. Люди, которые бросили курить самостоятельно, совершают личный подвиг, освободившись от никотиновой зависимости. Но я сегодня хочу рассказать о других подвигах, связанных с курением. Через личные работы клиентов, решивших бросить курить, я вижу, как часто никотиновая зависимость переплетается с историческими событиями нашей страны. У меня накопилось много вопросов о национальных особенностях распространения этой привычки в России. - Почему, начав курить на 200 лет позже чем вся Европа, в ХХI веке Россия стала одной из самых курящих стран в мире? Это особенность русского характера во всем доходить до упора, или есть другие причины, которые к этому привели? - Почему все клиентские работы идут до третьего, редко до четвертого поколения, а дальше в роду не курили? Получается, что раньше в России никотиновая зависимость не была массовой. Почему в ХХ веке вдруг начали курить сразу и много? Обратившись к истории, я обнаружила ряд интересных фактов. Первое, на что я обратила внимание – распространение курения иерархическое, то есть сверху вниз. Все напрямую зависит от того, курит ли первое лицо государства или нет. Взять, к примеру, Россию. Табак на Руси появился во времена Ивана Грозного. Сначала эта привычка не прижилась, потому что царь сам не курил, а церковь активно выступала против «дьявольского зелья». Поэтому, попробовали иноземную новинку из любопытства, и забыли. Следующие цари курение также не одобряли, а немногочисленных курильщиков вяло вразумляли палками. Но после пожара 1634г., когда Москва выгорела почти дотла, и причиной возгорания посчитали курение, царь Алексей Михайлович ужесточил наказание до смертной казни. На деле все обходилось вырыванием ноздрей и дальней ссылкой. Курить на Руси по-взрослому, надолго и всерьез начали только при Петре I, который сам был заядлым курильщиком. Он привез заморскую привычку и в принудительном порядке заставлял приближенных курить. Кроме легализации табака в 1697г., он, по примеру других европейских монархов, ввел государственную монополию на продажу табака, что значительно обогатило российскую казну. Царю-реформатору удалось сделать курение популярным, но не массовым. Оно не стало повседневным занятием, а скорее, как средство общения и отдыха. Ни одна ассамблея, ни один праздник не обходился без курения табака. Курение стало постепенно распространятся по Руси и ассоциировалось с праздным образом жизни. Широкому распространению курения в России, как и во всем мире, способствовал технический прогресс: - создание сигарет/папирос; - разработка технологии их массового производства; - изобретение швейцарских спичек, которые снизили опасность пожаров от курения. Теперь процесс курения сильно упростился и стал доступен даже женщинам и детям. Производителям теперь нужен был рынок, который смог бы принять такой объем табачных изделий. Проблему рынка решила Первая Мировая война, когда табак стал стратегическим продуктом и входил в состав солдатских и офицерских пайков всех армий. Курение стало доступным и дешевым средством психологической реабилитацией, которое помогало поддерживать моральный дух солдат и пережить ужасы войны. Эта война сделала курение массовым. С ее полей вернулось первое курящее поколение. Россия в этом процессе не отстала от других стран, участниц войны. А вот дольше мы пошли своим путем. В смутные времена революции и Гражданской войны, распространение курения сдерживалось только дефицитом табака. НЭП эту проблему во многом решил. Наряду с государственным гигантом МосСельПромом появилось множество частных табачных лавочек, которые, все же, не до конца удовлетворяли потребителей. Спрос превышал предложение. После смерти Ленина, который не курил и больше был занят революцией, чем развитием табачной промышленности или борьбой с курением, к власти пришел Иосиф Сталин. При отце народов, который был заядлым курильщиком и не расставался с трубкой, сам вопрос о вреде куреня и борьбе с ним мог стать политической провокацией со смертельными последствиями. Поэтому вопрос этот даже не поднимался. У партии были более важные планы, чем борьба с курением – Коллективизация, Электрификация, Индустриализация. Стране нужна была промышленность и чудо, чтобы сделать огромный рывок из полуразрушенной страны, с нарушенными связями и производством должна была за считанные годы вырасти новая страна, сверхдержава наравне с мировыми экономическими лидерами. И русские это чудо сотворили. Ценой неимоверных сверхусилий была построена промышленность. Какой ценой это было сделано, мы знаем. Курению в этой истории, с легкой руки наркома пищевой промышленности Анастаса Микояна было отведено особое место. «Рабочий, крестьянин изнывают в труде и просят: дайте хоть немножко покурить. Трактористы, шахтеры хотят покурить – ведь без этого тяжело… На лесозаготовках говорят: “Дайте махорки!” На уборке – то же самое. Зернотрест прямо заявляет: “Хотите наладить уборку – папирос дайте!” Инженеры, приезжая с новостроек, говорят: “Все сделаем, дайте только папирос”. Нам заявляют: “Нужно заготовить масло, яйца и так далее – дайте папирос, и все сделаем”. Вот какое орудие теперь для экономической политики государства папиросы… Когда при коммунизме люди перестанут курить — другое дело, а сейчас как воздух нужен табак…» заявил он в 1931г. Курение стало инструментом государственной политики, которое помогало отвлечься от неустроенности, мобилизоваться и совершить индустриальный прорыв. Национальным примером стал Алексей Стаханов, который установил рекорд добыв за смену угля в 14,5 раза больше нормы. Он стал национальным символом труда и орудием социалистической пропаганды. Важна была победа любой ценой, ударный труд на грани возможностей. Для этого все средства были хороши. Курение стало одним из средств, которое обеспечило этот экономический подвиг. Оно помогало руководителям страны выжать максимум производительности при минимуме вложений. Партия поощряла грандиозные рекорды, тем самым нормализуя трудоголизм – уход в работу, вытесняя личные внутренние конфликты. Забыть себя и отдаться общей идее использовались на уровне государств – это стало национально идеей. Думать о личном было слабостью антиреволюционным поступком. Человек должен был заглушить личное и жить общественным. Так в коллективном бессознательном в один образ соединились курение и победа, добытая тяжелым трудом. Что отражается в закрепившихся ритуалах «собраться покурить перед работой», или «покурить после окончания дела», «собраться мыслями, чтобы решить сложную задачу», которые поддерживают клиенты с запросом «хочу бросить курить». Эти социальные убеждения живы сегодня и играют на стороне этой курения. Великая отечественная война закрепила связку КУРЕНИЕ и ПОДВИГ. В тяжелых условиях, начинали курить не только мужчины, но женщины и дети. Табак, махорка, папиросы по-прежнему оставались важной частью солдатского и офицерского пайка. Даже в блокадном Ленинграде, табак ценился наравне с едой, а иногда и больше. «С целью экономии табака интендантству разрешалось по желанию солдат производить замену: 300 г табаку на 200 г шоколада. Однако успеха такой обмен не имел. Желающих сменить табачное довольствие на шоколад или другие кондитерские изделия оказалось очень мало». В Советской России на протяжении всей ее истории, всегда было место подвигу – трудовому или военному. Революция, Гражданская война, Коллективизация, Электрификация, Индустриализация, Великая Отечественная, Целина, БАМ… Где подвиг, там жизнь на гране физического и психологического ресурса и часто выход за грань. А это уже психологическая травма. Таким образом, в ХХ веке молниеносный рост курения на фоне исторических событий привело к тому, что оно из вредной привычки, сопровождающей праздный образ жизни, стало средством первой необходимости, для компенсации психологической травмы. Первые лица государства - Иосиф Сталин, Никита Хрущев, Леонид Брежнев - активно курили, тем самым поощряя эту модель поведения. Совершить этот исторический экскурс меня побудила история одной клиентки. С ее разрешения, изменив имя, я опешу ключевые моменты нашей с ней работы, и покажу, как никотиновая зависимость была устроена в ее семейной системе. Марина обратилась запросом, «никак не могу бросить курить». Ей 38 лет. Начала курить в 17. Она разведена, живет с дочерью подростком (15 лет). Марина устроилась на новую работу. Ее начальник не курит и не приветствует курение в коллективе. Она хочет бросить курить, но у нее не получается. Каждый раз, как только она собиралась бросать курить, у нее поднимаются страх, боль, злость, бессилие, чувство, что ей придется отказаться от очень важного в жизни. В результате, она начинает курить в 2 раза больше. В ее семье курили женщины четырех поколений. Ее мать курила с 16 лет и умерла от рака легких. Она растила Марину одна. Развелась с отцом, когда дочери было 2 года. Бабушка и прабабушка по материнской линии тоже курили. То есть в семье Марины женское курение – это семейная привычка. Поэтому расстаться с ней Марине, действительно, оказалось не просто. В расстановке мы выявили две причины курения. Первой в роду начала курить прабабушка, когда ее муж ушел на войну и погиб зимой 1941г. Похоронка на прадеда разделили ее жизнь на до и после. Отгоревать его смерть у нее не было времени. После получения похоронки, ее вмести с двухлетней дочерью эвакуировали в Сибирь. Ей пришлось вытеснить горе и боль, потому, что жить с этим было невозможно, а умирать рано. Война, эвакуация, маленькая дочь на руках, горевать было некогда, надо было выживать и много работать. В эвакуации она начала курить. Это помогло ей заглушить боль, загнать ее внутрь, собрать себя, чтобы выжить и при этом тяжело трудиться по 18 часов в сутки, почти без выходных. Курение для Марины было связано с непрожитым травматическим горем, запертым внутри трауром прабабушки по своему мужу. Боль, слезы, злость, апатия и бессилие что-то изменить, которые возникали у Марины тогда, когда она пыталась бросить курить - это вытесненные чувства прабабушки, которые она не прожила, и передала по наследству. Как только мы это проявили, у Марины сразу же наступило облегчение. «С груди упала каменная плита», как сказала Марина. Впервые за многие годы ей удалось вдохнуть полной грудью. Но теперь симптом курения перешел к бабушке. Это также было связано со смертью прадеда. Когда он погиб, она подсознательно встала на его место, чтобы с одной стороны привлечь часть внимания своей матери, которое было направлено на мужа, к себе. С другой стороны, облегчить ее боль, взяв часть ее на себя. Это свойство магического мышления ребенка, который старается все исправить непоправимое и по наивности верит, что ему это удастся. Фактически, она осталась для своей матери дочерью, на бессознательном уровне, она заменила ей мужа встав на опустевшее место, как бы говоря «мама, я тебе помогу, я заменю тебе любимого». Этим она скомпенсировала систему. Замуж прабабушка больше и не вышла. Непрожитое горе сформировало новую структуру в семейной системе (Рис.2.). Встав на место партнера, дочь стала курить с 17 лет. С одной стороны, у нее перед глазами был пример матери («мама, я как ты, буду курить, чтобы не чувствовать боль»), с другой стороны, через курение она приняла на себя часть мужских функций. Бабушка вышла замуж за геолога. Они должны были уехать на его место работы в Сибирь. Муж уехал раньше. Бабушка должна была с дочерью приехать к нему, как только защитит диплом. Но так и не переехала. Дед в экспедиции утонул. Бабушка в 22 года, как и ее мать стала вдовой. Маме Марины только исполнилось 2 года. Бабушка осталась с дочерью в Москве. Мама Марины выросла, вышла замуж в институте и на третьем курсе родила дочь. Когда Марине исполнилось 3 года, они с мужем развелись. Причины развода Марина не может вспомнить. Мать говорит, что разлюбила. Больше она замуж не вышла. Марина повторила сценарий матери. Она вышла замуж, и когда ее дочери исполнилось 2 года, они с мужем развелись. «Просто сработал какой-то выключатель – раз, и больше не люблю. Не могу даже рядом находиться с этим человеком», - рассказывала Марина. Она посвятила себя работе и воспитанию дочери. Психологическая травма прабабушки, у которой не хватило сил и времени отгоревать смерть мужа, передавалась по наследству, привела к тому, что мужчины в этой семье, начиная со смерти прадеда, были исключены. На их место вставали дети. Так развернулась история курения Марины, и охватила 4 поколения. Тяжелая история, которая произошла много лет назад стала семейным сценарием, который по наследству передается следующим поколениям – когда ребенку исполняется 2-3 года, мужчина из семьи исчезает и на его место встает ребенок. Девочки, чтобы удерживаться в этой роли начинают курить. Проявив этот сценарий, мы с Мариной восстановили порядок в семейной системе, где она заняла свое место – дочь для своей матери и мать для своей дочери, и остановила передачу курения, как симптома следующим поколениям. Марина стала свободна в выборе – курить или не курить. Обычно после расстановки я прошу клиентов в течении месяца не бросать курить. Мы постепенно формируем индивидуальный план, выбирая наиболее подходящие варианты, формируем широкий набор стратегий для выхода из никотиновой зависимости. Работаем, если возникает необходимость, с другими причинами, которые в первой расстановке не проявились. Однако, все истории курения индивидуальны и непредсказуемы. Марина позвонила мне через две недели и сообщила что она бросила курить. Сама! Просто больше не хотелось. После того, как было снято внутренне напряжение, которое поддерживало зависимость, потребность в курении ушла. Ее случай, самый легкий и быстрый на моей практике. Марина отметила еще, что у нее лучше стали отношения с дочерью подростком. Конфликты не исчезли, но они стали менее болезненными, им легче стало договариваться. Дочь стала гораздо спокойнее. Это было стало результатом того, что мы восстановили порядок в семейной системе, сняли с дочери дополнительную нагрузку и она заняла в семье свое место (Рис.1.). На примере этой истории, можно увидеть, что курение не просто вредная привычка. Никотиновая зависимость здесь проявилась, как семейный симптом. Появилась как компенсация непрожитого горя после смерти прадеда, чтобы сдерживать сложные чувства. Передавалась и укреплялась через принятие на себя части мужских функций. Каждый раз, когда Марина пыталась бросать курить, ей приходилось сталкиваться с исключенными чувствами прабабушки, плюс удерживаться в мужской позиции. Это для ее психики было большой нагрузкой. Курение эту нагрузку снимало. На протяжении ХХ века, начиная с Первой мировой войны, в России всегда было место подвигу боевому или трудовому. Курение сопровождало этот подвиг как средство психологической адаптации, защищало психику от стресса, при необходимости, компенсировала психологические травмы. Идее о том, что курить не модно в России всего 10 лет. Она начала внедрятся в коллективное бессознательно с момента подписания Россией Международной Рамочной конвенции по борьбе с курением в 2008г. Поэтому вес и влияние первой идеи в коллективном подсознательном гораздо больше. На семейном уровне курение связано с тяжелыми семейными историями. Когда в семье курят три-четыре поколения, то оно становиться уже семейным симптомом и нужно смотреть, что за ним стоит. Часто там мы находим психологическую травму, которая передается по наследству следующему поколению. Курение возникает там, где есть внутренний конфликт, психологическая травма или неудовлетворенная потребность. Бросить курить – этот индивидуальный подвиг. Разобраться с семейными и родовыми историями, которые поддерживают курение – это отдать должное подвигу предыдущих поколений, исцелить трансгенерационную травму и остановить семейную передачу этого симптома в будущие поколения. Если Вы хотите бросить курить, но самостоятельно не получается. Если курение у вас история семейная и охватывает три и более поколений, приходите на группу «Зачем я курю?» https://www.psyoffice.ru/trainings/zachem_ya_kuryu/
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|