|
Безопасность – это то, что нужно детям?Автор статьи: Станкевич Елена Михайловна
«…Я ведь должна обеспечить его безопасность. Ведь, правда? Что значит: как я понимаю, что такое «безопасность» трёхлетнего ребёнка? Это постоянный контроль за ним, это – быть вместе с ребёнком, глаз с него не спускать. Знаете, я не из тех родителей, которые своим детям внимание не уделяют. Мы всё время вместе: гуляем, играем, смотрим мультфильмы. Я иду в туалет и он за мной…стоит у двери ждёт». Такие монологи вы, наверное, тоже слышите: на улице, в транспорте, на пляже, словом, там, где есть супермамы: мама «скорая помощь», мама «живу ради ребёнка», мама «золотая клетка для ребёнка», мама «сына (доча), я всегда с тобой» и проч. Их легко опознать по внешним признакам. Мама снаряжена, как боец спецназа, вид у неё сосредоточенный и напряжённый, она всё время анализирует происходящие события с позиции «есть ли угроза для ребёнка?», движется она, как боевой корабль: уверенно и прямо по курсу. Она не гуляет, не отдыхает, не наслаждается жизнью, нет, она всегда на боевом посту. Если задать вопрос родителям: «Что нужно вашим детям в первую очередь?», то, как правило, они отвечают - «Любовь и безопасность…». Как пишет Дональд Вудс Винникотт в свой книге «Семья и развитие личности. Мать и дитя», говоря о безопасности для детей: «…Если доводить идею безопасности до предела, то самым безопасным, самым подходящим местом для воспитания детей, была бы тюрьма. Но это нелепо» [1, с.46]. Вопрос безопасности ребёнка не так прост, как кажется, на первый взгляд. Находясь рядом с дошкольником, родителям необходимо с одной стороны обеспечить стабильность его жизни и сформировать у него чувство защищённости, а с другой – дать возможность ему познакомится с внешним миром, в котором он будет жить, адаптироваться к нему. По исследованиям Эрика Эриксона, базовое доверие к миру формируется на оральной стадии: от рождения до года. Если у младенца сформировалось это чувство, то тогда он воспринимает своё окружение, как надёжное и предсказуемое. Он переносит отсутствие матери, без повышенной тревоги и страдания. Он доверяет окружающему миру, так, как доверяет матери. Чувства недоверия, тревоги, подозрительность и беспокойство проявляется, если мать ненадёжна, отвергает ребёнка, пребывает с ним эпизодически. Выход из младенческого возраста знаменует для ребёнка осознанное знакомство с внешним миром и его изучение. И здесь, родителям необходимо увеличить степень самостоятельности и создать условия для автономии ребёнка. Он учится сам ходить, одеваться, соблюдать гигиену и проч. И тут, как отмечает Д. В. Винникотт начинается борьба ребёнка против безопасности, той самой безопасности, которая обеспечивается его окружением. Таким образом, рост и взросление происходит через кризисы: трёх, семи лет, подростковый, которые выражаются в протестах и расширении пределов свободы. Родители допускают «вторжение мира» и нормальный ребёнок использует любую возможность, чтобы преодолеть ограничения окружения., бросить ему вызов. Не всегда они готовы принять эти вызовы, часто действуют как тюремщики во время поиска сбежавшего заключённого, и детские поползновения жёстко пресекаются ими. Поэтому, работая с родителями, мы говорим им об определении пределов безопасности для ребёнка. Где нужно учитывать многие факторы: его возраст, уровень развития высших психических функций, индивидуальные особенности, интересы и проч. Нельзя лишать его свободы выбора, самостоятельных действий, ошибок и экспериментов. Когда ребёнок сталкивается с закрытыми замками и решётками на окнах, он их взламывает и вырывается наружу, выражая собственную личность, испытывая себя и получая нужный и ценный опыт. А если ему это не удаётся, то он замыкается, озлобляется, валяется дома на диване или бежит в виртуальную реальность. Нуждаются ли дети в безопасности, которая обеспечивается контролем? Да, конечно, однако, меры дисциплины должен поддерживать человек, которому ребёнок доверяет, на которого можно опереться и одновременно, которому можно бросить вызов. Удушающий, механический контроль – бесполезен. «…Для подлинного роста всегда необходим контакт с любящим человеком, который обеспечивает всё большее пространство для этого роста. Подлинный рост происходит постепенно и с течением времени проводит ребёнка через подростковый возраст к взрослому чувству ответственности за обеспечение безопасности маленьким детям нового поколения» [1, с.50-51].
Гармоничных вам отношений с собой и миром, дорогие подписчики!
Список литературы
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|