Безопасность – это то, что нужно детям?

«…Я ведь должна обеспечить его безопасность. Ведь, правда? Что значит: как я понимаю, что такое «безопасность» трёхлетнего ребёнка? Это постоянный контроль за ним, это – быть вместе с ребёнком, глаз с него не спускать. Знаете, я не из тех родителей, которые своим детям внимание не уделяют. Мы всё время вместе: гуляем, играем, смотрим мультфильмы. Я иду в туалет и он за мной…стоит у двери ждёт».

Безопасность  это то что нужно детям

Такие монологи вы, наверное, тоже слышите: на улице, в транспорте, на пляже, словом, там, где есть супермамы: мама «скорая помощь», мама «живу ради ребёнка», мама «золотая клетка для ребёнка», мама «сына (доча), я всегда с тобой» и проч. Их легко опознать по внешним признакам. Мама снаряжена, как боец спецназа, вид у неё сосредоточенный и напряжённый, она всё время анализирует происходящие события с позиции «есть ли угроза для ребёнка?», движется она, как боевой корабль: уверенно и прямо по курсу. Она не гуляет, не отдыхает, не наслаждается жизнью, нет, она всегда на боевом посту.

Если задать вопрос родителям: «Что нужно вашим детям в первую очередь?», то, как правило, они отвечают - «Любовь и безопасность…». Как пишет Дональд Вудс Винникотт в свой книге «Семья и развитие личности. Мать и дитя», говоря о безопасности для детей: «…Если доводить идею безопасности до предела, то самым безопасным, самым подходящим местом для воспитания детей, была бы тюрьма. Но это нелепо» [1, с.46].

Вопрос безопасности ребёнка не так прост, как кажется, на первый взгляд. Находясь рядом с дошкольником, родителям необходимо с одной стороны обеспечить стабильность его жизни и сформировать у него чувство защищённости, а с другой – дать возможность ему познакомится с внешним миром, в котором он будет жить, адаптироваться к нему. По исследованиям Эрика Эриксона, базовое доверие к миру формируется на оральной стадии: от рождения до года. Если у младенца сформировалось это чувство, то тогда он воспринимает своё окружение, как надёжное и предсказуемое. Он переносит отсутствие матери, без повышенной тревоги и страдания. Он доверяет окружающему миру, так, как доверяет матери. Чувства недоверия, тревоги, подозрительность и беспокойство проявляется, если мать ненадёжна, отвергает ребёнка, пребывает с ним эпизодически.



Выход из младенческого возраста знаменует для ребёнка осознанное знакомство с внешним миром и его изучение. И здесь, родителям необходимо увеличить степень самостоятельности и создать условия для автономии ребёнка. Он учится сам ходить, одеваться, соблюдать гигиену и проч. И тут, как отмечает Д. В. Винникотт начинается борьба ребёнка против безопасности, той самой безопасности, которая обеспечивается его окружением. Таким образом, рост и взросление происходит через кризисы: трёх, семи лет, подростковый, которые выражаются в протестах и расширении пределов свободы.

Родители допускают «вторжение мира» и нормальный ребёнок использует любую возможность, чтобы преодолеть ограничения окружения., бросить ему вызов. Не всегда они готовы принять эти вызовы, часто  действуют как тюремщики во время поиска сбежавшего заключённого, и детские поползновения жёстко пресекаются ими. Поэтому, работая с родителями, мы говорим им  об определении пределов безопасности для ребёнка. Где нужно учитывать многие факторы: его возраст, уровень развития высших психических функций, индивидуальные особенности, интересы и проч. Нельзя лишать его свободы выбора, самостоятельных действий, ошибок и экспериментов. Когда ребёнок сталкивается с закрытыми замками и решётками на окнах, он их взламывает и вырывается наружу, выражая собственную личность, испытывая себя и получая нужный и ценный опыт. А если ему это не удаётся, то он замыкается, озлобляется,   валяется дома на диване или бежит в виртуальную реальность.

Нуждаются ли дети в безопасности, которая обеспечивается контролем? Да, конечно, однако, меры дисциплины должен поддерживать человек, которому ребёнок доверяет, на которого можно опереться и одновременно, которому можно бросить вызов. Удушающий, механический контроль – бесполезен. «…Для подлинного роста всегда необходим контакт с любящим человеком, который обеспечивает всё большее пространство для этого роста. Подлинный рост происходит постепенно и с течением времени проводит ребёнка через подростковый возраст к взрослому чувству ответственности за обеспечение безопасности маленьким детям нового поколения» [1, с.50-51].

 

Гармоничных вам отношений с собой и миром, дорогие подписчики!

 

Список литературы

  1. Винниккотт Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя. – Екатеринбург, 2004 – 400 с. http://www.klex.ru/chl


Просмотров: 380
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Заботимся о сексуальной безопасности ребёнка
  • Запугиваем ребёнка? Или зачем ему культура безопасности...
  • ПАМЯТКА ДЕТЯМ. Родителям на заметку. Из Стратегии безопасности детей
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • Нужно ли ребёнка отдавать в школу, где учителем работает мама или папа?
  • Родители уводят ребёнка с терапии. В чем заключается опасность для ребёнка.
  • Чем заполнить время ребёнка, если ограничить «общение с гаджетами»?
  • Контакт с телом матери, как возможность для ребёнка - наполниться ресурсом
  • История одного ребёнка. Бывшая жена, испепеляющая неверного супруга. Упущение ребёнка.
  • Когда мама не принимает своего ребёнка
  • О формировании доверия ребёнка к окружающему миру
  • Что делать, если рядом с вами бьют ребёнка
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • Должна ли мать любить своего ребёнка?
  • У ребёнка умерла мама. Детская потеря значимого объекта.
  • Что значит принимать ребёнка таким, какой он есть?
  • Нужен ли детям тайм-менджмент? Временна линия вашего ребёнка.
  • Всегда ли полезно принципиально подходить к воспитанию ребёнка?
  • Из Стратегии безопасности детей. ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
  • Технологии игрокоррекции в помощь родителям «особого» ребёнка
  • Как воспитывать ребёнка, если вы в разводе?
  • Если у ребёнка погиб друг...
  • Первая любовь у ребёнка: как реагировать родителям.
  • Креативное мышление как потенциал роста личности ребёнка. Жизненные возможности и перспективы.
  • Что делать если ребёнка в школе травят?
  • Как родителям защитить себя от «плохого» поведения ребёнка
  • Разговор об отце. Как воспитывать ребёнка, если нет отца?
  • Если учитель отбивает желание учиться у ребёнка
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Рекомендации родителям ребёнка с ОВЗ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь