|
О формировании доверия ребёнка к окружающему мируАвтор статьи: 404
Психологическое состояние или чувство доверия, как и многое другое в психике человека, появляется очень рано, в том нежном детском возрасте, о котором человек ничего не помнит. Это удивляет многих, ведь большинство людей практически ничего не помнит из своего младенческого возраста! Однако именно в этом возрасте у человека складываются многие черты. Именно от черт характера, сформировавшихся в младенчестве, человеку труднее избавиться, скорректировать или хотя бы скрыть. Под “доверием” подразумевается доверие к себе самому и чувство неизменной расположенности к себе других людей. У взрослых резкое снижение доверия и преобладание недоверия проявляется в форме отчуждения, ухода в себя, если человек оказывается не в ладах с другими людьми или с самими собой. Человек полностью закрывается, отказываясь от еды, удобств, забывая все свои дружеские привязанности. Ещё на ранних стадиях уровень доверия человека можно определить по степени его общительности, обратным полюсом которой является отчуждённость. Наверняка каждому приходилось встречать «закрытого» человека. С ним сложно найти контакт, глаза его часто смотрят в пол. Окружающие люди, в свою очередь, избегают общения с такими людьми. В результате человек с низким уровнем доверия считает, что с ним никто не хочет общаться, самооценка его может упасть ещё ниже и так далее. Эрик Эриксон, американский психолог и психотерапевт, рассматривал чувство глубокого доверия в качестве основной психологической предпосылки всей жизни. Это чувство формируется на основании опыта первого года жизни ребенка. Далее оно определяет отношение ребёнка к себе и к миру. Матери формируют чувство доверия у своих детей благодаря чуткой заботе об индивидуальных потребностях ребенка. Мать создаёт у ребёнка отчетливое ощущение того, что она сама — тот человек, которому можно доверять. Благодаря этому у ребенка закладывается основа для чувства “все хорошо”. Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть «нужности» другому, одна из основных человеческих потребностей. В знаменитой пирамиде потребностей Маслоу потребность в принадлежности занимает достойное третье место после жизненно необходимых физиологических потребностей и потребности в безопасности. Удовлетворение потребности в любви — необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у меня родился», «Я рада тебя видеть», «Мне хорошо, когда мы вместе...». Выдающийся семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка минимум четыре раза в день, это количество объятий необходимы каждому просто для выживания! Для хорошего самочувствия рекомендуется не менее восьми объятий в день! Каждому ребёнку особенно необходимы знаки безусловного принятия. Посыл «Я тебя люблю просто потому, что ты у меня есть» может быть отправлен как в словах, так и в объятиях. Подобные знаки внимания питают ребёнка эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно‑психические заболевания. Использованы материалы книги В. П. Зинченко «Психология доверия»
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|