|
Круги доверияАвтор статьи: Надежда Мущинкина
Журналист пишет: "25 мая во всем мире отмечают День памяти пропавших детей. По статистике Национального Центра помощи пропавшим и пострадавшим детям, ежегодно в России пропадает 45 000 несовершеннолетних, 10 000 из них объявляются в розыск, 1 500 детей не находятся в течение первого года, кто-то — не находятся никогда. Мы поговорили с руководителем поискового отряда о средствах защиты и контроля над местоположением ребёнка, и с психологом — о том, что делать, если тревога за него становится навязчивой. [...] Как не «потерять» ребёнка, пытаясь его защитить, объясняет кризисный психолог Надежда Мущинкина" (полный текст статьи по ссылке: https://vk.com/zvzda_ru?w=wall-70292912_15193 ). «Первое, что важно сделать в такой момент — это признать собственную тревогу. Второе, если вас переполняют эмоции, поделиться с человеком, которому вы доверяете. В противном случае, тревога будет мешать вам размышлять и предпринять меры реальной защиты. Ваше беспокойство будет расти, и им будет „заражаться“ ваш ребёнок. Следуйте при этом нескольким важным правилам: Помните, что не проговаривая и не находя с ребёнком личный смысл обеспечения его безопасности, а только контролируя, вы создаёте опасную для него ситуацию: он сам оказывается не способен предвидеть риски и избегать их, поскольку его заранее от всего обезопасили, предостерегли. И уж если вы не можете отказаться от контроля, то важно, чтобы ребенок был не пассивным участником процесса, а проявлял активность. Задачи детского развития состоят в освоении этого мира, в узнавании нового, а это бывает сложно сделать, если ты постоянно находишься под контролем (даже твой маршрут до школы прописан заранее и любое отклонение от него вызывает панику родителей). Объясняйте целесообразность защиты на понятном ребёнку языке: дошкольники поймут и освоят навыки через игру, ближе к школе — через то, что называется словом «арт» (рисунок, лепка и прочее), младшие школьники — через рисунок, подростки — через разговор. Причём чем старше ребёнок, тем больше вариантов возможно: так с подростком можно и поговорить, и порисовать, и проиграть ситуацию. Вне зависимости от возраста лучше запоминается то, что мы делаем сами, делаем через тело, через поведение. Поэтому не просто проговорите, но и несколько раз (возможно, много раз) проиграйте,как действовать в опасных ситуациях. Создайте алгоритм действий на случай различных опасных ситуаций (пусть пунктов будет немного, лучше три, иначе не запомнить). Поэкспериментируйте со способами запоминания и повторения алгоритмов. Обсудите ситуацию и разработайте совместно алгоритм. Попадая в обстановку, где может произойти непредвиденное, спрашивайте ребёнка о том, как стоит поступить в ситуации. Нарисуйте рисунок по алгоритму или снова проиграйте ситуацию «на местности» (не забудьте предупредить, что это «учения»). Дайте время на запоминание материала. И помните, повторять придется. Создайте с ребёнком «круги доверия». Нарисуйте рисунок: жирная точка и три расширяющихся круга (похоже на мишень). Попробуйте вместе с ребёнком определить, кто ближе, а кто дальше. Точка — семья, первый круг — расширенная семья с бабушками, дедушками, тетями и дядями, второй круг доверия — воспитатели, учителя, тренеры и т. д., третий — соседи, врачи, продавцы, дальние родственники, за кругом — незнакомые люди. Объясните, в какие отношения возможно вступать с этими людьми и к кому можно обращаться за помощью, в каких ситуациях, при каких условиях (например, на улице можно обратиться к человеку в форме, если потерялся — к полицейскому, продавцу, сотруднику банка и т. д.)" Но что делать, если ребёнка вы научили, а тревога осталась? Конечно, полностью она не уйдет. Но невозможно постоянно находиться в таком состоянии, и в принципе мы успокаиваемся. Но если тревога сохраняется длительное время, усиливается, сопровождается отчаянием, переживанием беспомощности, раздражением, чувством вины, страхом, проявляется физическими симптомами (тахикардией, проблемами с желудком, паническими атаками, навязчивым состояниями) и становится для вас мучительной, вы все время думаете о страшных ситуациях и переживаете хронический ужас, или вы замечаете, что ваш ребенок «закрывается» от вас или даже проговаривает, что вы ему мешаете (другое подростковое слово), еще раз спросите себя, в ребенке ли дело. Возможно, что вам самому нужна в данной ситуации поддержка. Найти баланс между контролем, обеспечением безопасности и доверием происходящему, тому, что ваш ребенок справится, сможет убежать, закричать действительно сложно, это тонкое умение". И еще один важный момент, о котором стоит помнить. О чем нам говорит наша тревога за ребенка? Прежде всего, о том, что мы его любим, очень важен и ценен для нас. Иногда нам бывает проще выразить свою любовь через действие, заботу. А как еще вы можете выразить ценность и важность вашему дорогому ребенку? От чего вы сами почувствуете, что тревога вас отпускает? Речь об отношениях, привязанности, о тех моментах, когда вы можете быть вместе, чувствовать взаимность, теплоту, любовь, нежность, трепет (аж до слез!) и эмоциональную близость. Дело в той связи, которую вы день за днем создаете и укрепляете. И, которая, как бы пафосно не звучало, способна преодолеть страх. Который не уйдет, но переживание ценности любви будет в разы больше. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|