О паллиативной помощи на дому и не только…

Автор статьи: www.rak.by
- К.В., насколько я знаю, на Ваш центр возложена функция развития в г. Минске такого сравнительно нового для города направления деятельности, как паллиативная помощь на дому. Не могли бы Вы подробнее рассказать о центре и его работе.

- Городской центр паллиативной помощи и организации сестринского дела существует в Минске относительно недавно, а точнее с первого марта 2007г. Центр, по сути, является продолжением и развитием пилотного Белорусско-австрийского проекта «Создание первого мобильного хосписа для взрослых», который функционировал с 01.04.2005 г. по 1.10.2006 г. Разумеется, за время существования этого проекта был накоплен опыт оказания паллиативной помощи, была сформирована команда, создана какая-никакая информационная и материально техническая база. Всё это не должно было пропасть после его окончания, именно поэтому комитет по здравоохранению Мингорисполкома в лице Натальи Михайловны Предко – начальника управления лечебно-профилактической помощи решил продолжить эту работу и после окончания проекта. В этой связи и было принято решение о создании городского центра паллиативной помощи и организации сестринского дела на базе 5-й клинической больницы г. Минска. Кстати, в это же время был создан и первый взрослый Хоспис в г. Минске, в который пошли работать многие специалисты и участники проекта «Мобильный хоспис» и паллиативная помощь начала становиться на ноги и формироваться как очень востребованное направление деятельности.

Нужно сказать, что паллиативная помощь или помощь, связанная больше не с лечением, а уменьшением бремени страданий и улучшением качества жизни больного - это весьма не простое направление деятельности и совершенно новое, как для города, так и нашей республики. Особенностью этой работы является то, что в ней используется, прежде всего, командный метод, т.е. работу ведёт слаженная команда специалистов, в которую входят: врачи паллиативной помощи, медсёстры, психотерапевты, психологи, специалисты по ЛФК, духовники, причём, работа паллиативной команды строится на меж- и мультидисциплинарной, а также меж- и мультиконфессиональной основе. По сути, это инновационная медико-психолого-социальная технология помощи нуждающимся.

До недавнего времени было принято считать, что паллиативная помощь может оказываться и вообще имеет отношение исключительно к стационарному медицинскому учреждению (т.е. хоспису или отделению паллиативной помощи), но мировой опыт развития паллиативной помощи наглядно свидетельствует о том, что в последнее время очень востребованными оказываются и другие формы паллиативной помощи. Именно поэтому наряду со стационарной помощью существуют и т.н. дневные стационары, оперативные выездные службы, службы помощи на дому, службы выходного дня и др. виды помощи. Я Вам скажу более того, опыт работы нашего центра и больницы паллиативного ухода Хоспис наглядно продемонстрировал, что для города Минска именно направление паллиативной помощи на дому является одним из приоритетных. Прежде всего, это связано с тем, что данное направление является экономически оправданным в нынешней непростой социально-экономической ситуации и не требует значительных капиталовложений в основные средства. Посудите сами: в столице примерно 2500 жителей, нуждающихся в тех или иных видах паллиативной помощи, из которых где-то 34-35% - это онкологические больные. Если хоспис имеет в среднем где-то 25 - 30 стационарных койко-мест, то сколько нужно создать хосписов для охвата всех нуждающихся и какие потребуются для этого колоссальные суммы средств и человеческих ресурсов? В то же время служба помощи на дому способна за относительно короткое время решить эту проблему без особых затрат в основные средства. Ведь паллиативная помощь на дому - это оперативная и очень мобильная форма работы, которая позволяет за относительно короткое время охватить большое число нуждающихся в паллиативной помощи и уходе. Только в нашем центре за три квартала 2008 г. прирост по активным пациентам составил 126%. Если на начало года на обслуживании центра было только 30 активных пациентов, то на конец квартала их было уже 68 человек. При этом число заявок от пациентов об оказании помощи увеличилось с 90 на начало года до 168 на конец третьего квартала и продолжает расти. Вы должны учитывать, что мы берём под опеку далеко не всех желающих, а только совершенно конкретные формы и нозологии, перечисленные в приказе комитета по здравоохранению и работаем очень ограниченным численным составом. Поэтому экономия бюджетных средств и эффективность службы паллиативной помощи на дому - очевидны.

Между прочим, несмотря на то, что больница паллиативного ухода Хоспис имеет только 28 стационарных койко-мест, она в свою очередь практически снимает для города Минска основную остроту проблемы паллиативной помощи для онкологических больных, ведь при Хосписе есть и дневной стационар и выездная служба в которой состоит на учёте 178 онкологических пациентов. Поэтому, если и говорить о потребности в стационарных койко-местах для города острота проблемы по-прежнему существует, но в большей степени по отношению к неонкологическим больным.

- К. В., а какова вообще специфика мобильной паллиативной помощи или паллиативной помощи на дому?

- Специфика паллиативной помощи на дому заключается в том, что это паллиативная помощь в сочетании с сестринским уходом, причём, сестринский уход на некоторых этапах работы с пациентом является даже доминирующим. Речь идёт об оказании паллиативной помощи широкому спектру немощных и беспомощных людей, лишенных опеки, или немобильным больным, которые составляют около 5% от общего числа гериатрических пациентов и не могут по тем или иным причинам сами себя обслуживать. У данных пациентов, как правило, имеют место и медицинские проблемы, требующие соответствующей помощи в виде тех или иных микрохирургических процедур, удаления некрозов, обработки пролежней, свищей, незаживающих и открытых ран, а также и психолого-социальная и духовная помощь. На первый визит всегда выезжает команда для оценки на месте, как сложности медицинской проблемы, так и сложности психолого-социальной ситуации. Таким образом, помощь на дому – это как бы более социализированный вид помощи, особенно, по отношению к пожилым, одиноким и социально не защищённым категориям населения.

Бытует мнение, что в паллиативной помощи нуждаются только онкологические больные, у которых имеется выраженный болевой синдром. Это далеко не так, и сегодня как ведущие зарубежные, так и Российские специалисты по паллиативной помощи (Г.А. Новиков) настоятельно обращают внимание на то, что в паллиативной помощи могут нуждаться различные категории пациентов, среди которых могут быть и цереброваскулярные больные и больные с заболеваниями органов кровообращения, и ВИЧ/СПИД инфицированные и пациенты с травмами и посттравматическими синдромами и, как я уже говорил, просто беспомощные люди, которые по ряду причин не могут попасть под опеку хосписа. При этом именно Г.А. Новиков подчёркивает важность развития паллиативной помощи на дому, как наиболее доступного и экономически оправданного вида помощи на всей территории бывшего СНГ. Кстати, среди пациентов нашего центра основное количество составляют именно гериатрические пациенты или люди старческого возраста, имеющие не одно, а сразу несколько тяжелых и хронических заболеваний. В этом отношении паллиативная помощь на дому имеет целый ряд преимуществ перед аналогичной помощью в условиях стационара. Во-первых, объём необходимой помощи может оказываться больным без изменения привычной для них домашней обстановки, а дома, как известно и стены помогают. Во-вторых, решается сразу комплекс проблем медицинского, социального, психологического, а в ряде случаев и духовного характера. В-третьих, имеет место экономически эффективная система оказания услуг по сравнению с той же хосписной работой в условиях стационара. В-четвёртых, имеет место преемственность различных служб, паллиативной службы, социальной службы, поликлинической службы, РОВД, которые совместными усилиями могут более эффективно контролировать социальную ситуацию в окружении пациента, на допуская ухудшения социальной обстановки или криминализации (маргинализации или превращения квартиры в алкогольный притон и т.д.). Кроме того, междисциплинарный подход к оказанию помощи на дому имеет более широкий арсенал дополняющих и человеческих возможностей. Именно поэтому помощь на дому и является одним из приоритетных направлений развития паллиативной помощи в г. Минске. Наш центр в какой-то мере ломает традиционный стереотип о паллиативной помощи и хосписном деле, перенося акцент с традиционной «богодельни» или «дома смерти» на мобильную паллиативную команду.

- К.В. а какова структура Вашего центра, каков порядок направления пациентов под опеку и какова стоимость услуг ?

- Я сразу отвечу на последний вопрос. Наш центр все услуги оказывает населению совершенно бесплатно. В настоящее время мы являемся структурным подразделением УЗ «5-я ГКБ» г. Минска. Руководителем центра является главная медсестра 5-ой больницы Нонна Константиновна Загородная, причём, работает она, как ни странно, тоже бесплатно, т.е. является руководителем на сугубо функциональной основе. В центре на сегодняшний день работает два направления: Организационно-аналитический кабинет паллиативной помощи и, собственно, служба помощи на дому. Организационно-аналитический кабинет занимается координацией всей организационно-методической работы по развитию направления паллиативной помощи в г. Минске. Кроме того, кабинет осуществляет сбор, систематизацию и анализ статистической информации по паллиативу, формирование городского регистра паллиативной помощи и банка данных о пациентах, нуждающихся в помощи и опеке. Кабинету выделены три ставки: ставка специалиста, ставка старшей медсестры и ставка медрегистратора. Служба помощи на дому занимается обслуживанием пациентов по месту жительства. Службе выделены 15 ставок медицинских сестёр и две ставки врача. В центре пока даже нет своего транспорта, поэтому сёстры перемещаются по городу на общественном. Вот таким ограниченным составом и решаются те не простые вопросы, о которых я говорил выше. Благо нас поддерживают и Епархия, и волонтёры, и просто активные и неравнодушные люди с гражданской позицией.

Для того чтобы попасть под опеку центра нужно написать заявление и предоставить направления участкового врача о нуждаемости данного пациента в обслуживании. Решение о взятии пациента на обслуживание принимается руководителем центра и координатором службы паллиативной помощи на дому. Оформление осуществляется в плановом порядке ежедневно с 08-30 до 14.00, кроме выходных и праздничных дней по адресу ул. Филатова 9, административный корпус 3-й этаж, кабинет 32, тел. 296 44 38.

Показания для взятия под опеку службы паллиативной помощи на дому:

- пациенты с IV кл. гр. онкологического заболевания,

- пациенты с хроническими заболеваниями органов кровообращения, имеющие 1-ю гр. инвалидности,

- пациенты с хроническими цереброваскулярными заболеваниями, имеющие 1-ю гр. инвалидности,

- пациенты ВИЧ/СПИД инфицированные в V стадии заболевания,

- пациенты с травматическими повреждениями, имеющие 1 или 2-ю гр. инвалидности.

- К.В. несколько слов о проблемах паллиативной помощи и Вашей службы помощи на дому.

Об этом можно говорить долго, очень долго, поскольку проблем, как говорится, выше крыши. Главная проблема одна - это отсутствие соответствующей законодательной и нормативно-методической баз, именно отсюда вытекают все другие вопросы и проблемы связанные с развитием паллиативной помощи, подготовкой государственных программ её развития и финансирования, созданием учебных пособий, подготовкой кадров, организацией исследований, а также и соответствующей оплатой труда персонала. Меня этот вопрос волнует больше всего. Если честно, то в нашей республике настоящих специалистов по паллиативной помощи в полной мере владеющих всеми её аспектами можно сосчитать по пальцам одной руки - буквально. Это: Наталья Михайловна Предко - начальник управления лечпрофпомощи комитета по здравоохранению Мингорисполкома - одна из активистов развития этого направления в г. Минске, Анна Георгиевна Горчакова - первопроходчик и основатель хосписного движения, создатель самого первого детского хосписа и сети детских хосписов, Нонна Константиновна Загородная - главная медицинская сестра УЗ "5-я ГКБ" - исполнитель пилотного проекта "Мобильный хоспис для взрослых", Ольга Викторовна Мычко - главный врач ГУ "Больница паллиативного ухода "Хоспис", в какой-то степени, наверно и я, как автор и создатель первого в Белоруссии благотворительного информационного портала www.rak.by по паллиативной помощи и комплементарной медицине. Закон - это самое главное, поскольку без закона нет системности в подходе. Вот Вам последний пример: всем известно о повышении уровня оплаты труда медицинских работников. Так вот, в силу лоббирования интересов только лишь Минского городского клинического онкологического диспансера (МГКОД) и ГУ "Больница паллиативного ухода "Хоспис" именно их персонал за вредность условий труда попал под повышение уровня оплаты труда свыше 2х базовых величин (до 6), в то время, как персонал городского центра паллиативной помощи и службы паллиативной помощи на дому не попал под это повышение. Разве это справедливо, - спрашивают меня врачи по оказанию паллиативной помощи и медицинские сёстры нашего центра, которые, зачастую, работают в более сложных условиях, чем персонал стационара. А всё только потому, что нет четкого закона с понятиями и определениями, нет единой концепции и, соответственно, единой системы оценки и планирования. Честно говоря, по отношению к этой теме ещё много ханжества, недопонимания и элементарной непросвещённости, я бы сказал неграмотности. Большинство населения и СМИ просто боятся этой темы, поскольку не имеют об этом правильного представления и не знают как правильно подходить к её освещению в условиях информационного и законодательного вакуума.

А ведь работа персонала службы паллиативной помощи на дому связана со многими рисками и трудностями. Это и инфекционный фактор, забор выделений и тканевого материала для анализа, в котором обнаруживают и синегонойную палочку и золотистый стафиллокок и кандиду и протеус и многое другое; это и работа с гнойными ранами и пролежнями; это и работа с онкологическими больными, испытывающими острую боль; это и работа с пациентами имеющими ВИЧ/СПИД; это и работа с пациентами с несохранной когнитивной сферой (неадекватными больными); это и работа с пациентами, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата; это и социальный риск при неблагополучной психологической и эмоциональной обстановке в семье и окружении пациента; это и синдром профессионального выгорания и многое другое.

- К. В., поскольку Ваш центр имеет дело с наиболее тяжелой категорией пациентов, включая неизлечимых онкологических больных в терминальной стадии, Вам наверняка приходилось сталкиваться с фактами использования пациентами тех или иных нетрадиционных средств и методов. Что Вы можете сказать о возможностях нетрадиционной медицины в паллиативной помощи?

Вы знаете, Людмила, разговоры об этом в последнее время идут почти постоянно и что удивительно, несмотря на все эти разговоры, несмотря на всю критику в адрес целителей, магов, эктрасенсов и биотерапевтов, среди которых есть как шарлатаны, так и добросовестные люди, альтернативная медицина и онкология в.т.ч. продолжает существовать, причём, не только существовать, но и развиваться. Причин тому много и одни из основных – это с одной стороны наличие условий и предпосылок (ниш), а с другой – это непросвещенность основной массы населения, отсутствие у нас соответствующей медицинской культуры, опыта и специалистов, разбирающихся в этой непростой сфере.

- К.В., Вы говорите о специалистах в области нетрадиционной медицины?



Да, как ни странно, но я говорю именно о специалистах, но...

...специалистах в области не альтернативной, а правильнее интегративной и комплементарной медицины. Альтернативная медицина и комплементарная медицина это не одно и то же. Если альтернативная медицина подразумевает под собой всё то, что отметает медицина классическая, конвенциальная, западная, аллопатическая или традиционная, то «комплементарная медицина» предполагает использование из широкого перечня альтернативных средств только тех, эффективность которых подтверждена клинической практикой. Иными словами, понятие «комплементаной медицины» гораздо уже понятия альтернативной медицины и гораздо ближе к науке.

Я понимаю, что сегодня это может звучать несколько шокирующее, но нам, точнее, нашей системе здравоохранения и паллиативной помощи в частности в самое ближайшее время будут очень нужны такие специалисты, правда, в ограниченном количестве. Это связано, прежде всего, с тем, что сегодня во всём мире в систему здравоохранения активными темпами начинают внедряться, точнее интегрироваться технологии реабилитации, адаптации и улучшения качества жизни пациентов. Т.е. сегодня во всём мире специализированные технологии лечения соединяются со специализированными технологиями улучшения качества жизни. Иными словами медицина 21 века – это не совсем та медицина, которую мы знаем. Медицина 21 века – это в значительной степени интегрированная медицина, в которой работают не столько отдельные специалисты и отдельные технологии, сколько команды специалистов, использующих арсеналы различных технологий, среди которых есть как стандартные с сугубо медицинские технологии, так и инновационные технологии медико-психолого-социальной помощи и поддержки, реабилитации и адаптации. В использовании инновационных мульти- и междисциплинарных командных подходов мы сегодня ещё отстаём, как от развитых стран мира, так и России. Именно поэтому в сфере медицины на территории всего постсоветского пространства существует своего рода «околомедицинская ниша», которую и стремятся заполнить представители всех существующих направлений альтернативной медицины. Эта ниша достаточно ёмка и в неё входит целый ряд направлений альтернативной медицины, начиная от традиционного знахарства и целительства, и заканчивая специализированными практиками на основе восточной медицины, аюрведы, хиропрактиками и т.д.

- Мне очень понравился Ваш термин «околомедицинская ниша». Не могли бы Вы рассказать о нём подробнее?

Конечно, могу. Для меня это дело чести, поскольку я более пяти лет изучал современную альтернативную медицину. Дело в том, что альтернативная медицина, как явление, имеет под собой совершенно объективную основу и, кроме того, очень богатые традиции, уходящие корнями в глубь веков. Именно поэтому бороться с ней путём запретов государству совершенно бесполезно. Она как птица феникс вновь возрождается из пепла и проползает, точнее - просачивается меж любых запретов и ограничений. Я называю всю альтернативную медицину «околомедицинской нишей» потому, что она, существуя бок о бок с традиционной медициной, удовлетворяет те потребности пациентов, которые не удовлетворяет медицина конвенциальная или традиционная. Это в первую очередь социально-психологические потребности, а уже потом потребности медицинские. Говоря о социально-психологических потребностях пациентов альтернативная медицина, безусловно, способна решать целый ряд проблем. Говоря же о медицинских потребностях, её возможности крайне ограничены. Я Вам скажу так – в худшем своём виде альтернативная медицина представляет собой почти что «деструктивную или тоталитарную секту», в которую вовлекается значительное число доверчивых и наивных людей. Но в большинстве случаев альтернативная медицина ассоциируется у меня всё же с «социальным клубом», куда люди приходят или втягиваются, испытывая потребность в элементарном общении и психологической поддержке. Я уже говорил ранее, что сегодня в социуме появилась целая прослойка населения или ниша, как правило, это основной массе это пожилые и одинокие люди, которые озабочены своим здоровьем и поиском доступных средств поддержания и укрепления здоровья, а заодно и общения. Именно эта ниша и представляет интерес для представителей нетрадиционной и альтернативной медицины. Возьмите, к примеру, программу Геннадия Малахова «Малахов +» и посмотрите на состав его аудитории. Это именно пенсионеры в основной массе, которые ищут простые, доступные и при этом «чудесные» средства решения тех или иных проблем со здоровьем. Вот почему я называю всё это «околомедицинской нишей». Вместе с тем, сама современная или западная комплементарная медицина – это особое явление в научном и медицинском мире.

- К. В., не будем говорить сразу за всех представителей альтернативной медицины, но по отношению конкретно к Геннадию Малахову, как Вы считаете, чего больше в его детище - вреда или пользы?

Это довольно не простой вопрос. Мне довольно трудно ответить на него однозначно. Как говорится - не суди и не судим будешь. С точки зрения «социального клуба» или клуба по интересам польза от передач Малахова, бесспорно, есть. Это удовлетворение вполне конкретных надежд и ожиданий, а также информационных, социальных и психологических потребностей многих людей. Новая информация, позитивный настрой после передачи, как и эффект плацебо, не могут причинить вреда. Вред может причинить только откровенная и намеренная ложь, а также чрезмерный корыстный интерес. Я знаком с книгами Малахова и считаю его, если не «ассом» или магистром народной медицины, то, как минимум хорошим специалистом, который, действительно, знаком со многими утраченными, оккультными знаниями и направлениями целительства. Единственное, что меня смущает в его деятельности, так это откровенный коммерческий интерес. Малахов, по сути, – это типичный предприниматель от альтернативной медицины или бизнесмен, который всё делает только за деньги, большие деньги, но назвать его целителем с большой буквы я не могу. Настоящий Целитель в действительности – это подвижник, живущий высшими ценностями, зачастую вне социума, которого материальные блага интересуют по стольку поскольку. Они для него лишь средство, но не самоцель. Таких целителей во всей альтернативной медицине считанные единицы, а большинство это предприимчивые технологи или лохотронщики.

- К. В., мне очень интересно узнать, что такое современная «комплементарная медицина», каково на Ваш взгляд её место в паллиативной помощи и существуют ли реальные дополняющие методы улучшения качества жизни неизлечимых больных?

Конечно же, они есть. Вопрос только в том, что мы об этом имеем совершенно искаженное представление, поскольку продолжаем нести мировоззренческое наследие научного атеизма, а потому ужасно непросвещённы и косны во многих вопросах альтернативных систем и точек зрения. Дело в том, что даже несмотря на то, что сам термин «комплементарная медицина» ещё не принят ВОЗ к официальному использованию, понятие это существует и используется в кругах специалистов паллиативной помощи и медицины более 20 лет. На мой взгляд, в настоящее время нам следует осторожно подходить к этой категории и не форсировать её внедрение и применение, как в медицине, так и паллиативной помощи. Это связано с тем, что у нас на сегодняшний день ещё нет соответствующей подготовки и культуры для работы с этой темой, нет своего рода социального, интеллектуального и культурного иммунитета против такой «альтернативы», как своего рода «альтернативной агрессии». Тем не менее, изучать эту категорию нам нужно уже давно, как и иметь соответствующих специалистов. На западе комплементарная медицина имеет весьма богатые корни и традиции, в виде соответствующих школ, направлений, ассоциаций специалистов и соответствующей культуры социума, не забывайте. На западе комплементарная медицина развивалась довольно устойчиво, и её развитие шло бок о бок с паллиативной помощью и конвенциальной медициной. Для этого были и есть соответствующие условия и предпосылки: социально-экономические, культурные и т.д. Именно поэтому в наиболее высокоразвитых странах мира США, Великобритании, Скандинавии и т.д. комплементарная медицина достигла того уровня, что её изучением занимаются соответствующие научно-исследовательские институты, среди которых наиболее известен Институт комплементарной и природной медицины (Великобритания), Национальный центр комплементарной и альтернативной медицины (США), Центр интегративной медицины MDAnderson (США), Национальный институт рака (США) и его отделение комплементарной и альтернативной медицины и др. В мире издаётся и выходит несколько специализированных научно-популярных журналов по вопросам комплементарной медицины из которых наиболее известны “E-Cam” (журнал комплементарной и альтернативной медицины) и “FAKT” (фокус на альтернативную и комплементарную медицину). Таким образом, это направление в мире уже достаточно давно систематизировано, упорядочено и активно развивается, а белым пятном оно является только для нас в силу вышеназванных причин. Я более пяти лет занимался изучением этой темы и проблемы, и поверьте, там нет ничего мистического, таинственного и туманного, как многим кажется. Там давно уже всё изучено и описано, начиная от восточных практик и йоги и заканчивая травной медициной, акупунктурой, натуропатией, гомеопатией и диетотерапией. Да, там имеет место своя специфика, но в целом комплементарная медицина – это одно из направлений современной интегративной медицины. Как я уже говорил Вам, на перспективу я вижу много точек соприкосновения паллиативной помощи и комплементарной медицины и, прежде всего, в вопросах улучшения качества жизни пациентов, но начинать нам сегодня нужно не с этого, а с создания и становления паллиативной помощи. Уже отталкиваясь от паллиатива, его законодательной и нормативной баз можно вести речь о расширении арсенала и спектра помощи больным путём включения в лечебные протоколы тех или иных дополняющих средств и методов.

- К.В. а как систематизируют на западе направления современной комплементарной медицины?

Специалисты Национального Института Рака (США) и Центра альтернативной и комплементарной медицины (США) на сегодняшний день различают пять доминирующих направлений альтернативной и комплементарной медицины:

1. Альтернативные медицинские системы (традиционная восточная медицина, аюрведа, гомеопатия, натуропатия и др.)

2. Направления регулирования системы разум-тело (поведенческие, познавательные и развивающие практики, музыкальная терапия, танцетерапия, сказкотерапия, гипноз, арттерапия, техники управления вниманием и т.д.),

3. Терапии, основанные на биологических средствах и методах (травные терапии, системы питания и специальные диеты, использование БАД и др.),

4. Телесно-ориентированные практики и методы (хиропрактики, методы остеопатии, специальные виды массажа и т.п.),

5. Биоэнергетические терапии и практики (биоэнергетические позы и движения (пассы), техники Ки-гонг, Рейки, прямой терапевтический контакт и др.).

В последнее время во всём мире очень возрос интерес к использованию духовности, молитвы, спиритуальных средств и методов в комплементарной медицине и особенно в паллиативной помощи, где смерть является неизбежным атрибутом технологического процесса.

- К. В., что Вы можете сказать об альтернативной онкологии. Как к ней правильно относиться, есть ли какие-то дополняющие методы, которые могли бы брать на вооружение пациенты для улучшения качества жизни?

Это очень не простая тема, Людмила, и нужно быть предельно корректным и ответственным, чтобы говорить об этом прямым и открытым текстом. Я совершенно сознательно уйду от прямого ответа на этот вопрос, и скажу только несколько слов о самом принципе использования комплементарных средств в онкологии и паллиативной помощи. К большому сожалению, за всё время изучения этой проблемы, за всё время работы волонтёром во взрослом хосписе и за всё время работы в нашем центре мне не известно практически ни одного случая «чудодейственного исцеления» от рака именно в терминальной стадии при помощи некоего альтернативного средства или метода. Те единичные случаи, которые известны из т.н. «желтой прессы», относятся, как правило, или к относительно излечиваемым формам раковых заболеваний, или ранним стадиям болезни, когда сохранён внутренний восстановительный потенциал, или они, действительно, являются проявлениями неких высших и необъяснимых человеческих способностей – случай исцеления монахини Антонии, исцеление Клавдии Устюжаниной (Барнаульское чудо), воскрешение Бориса Пилипчука и т.д. Последнее медицина относит к т.н. синдрому Перегрина или синдрому необъяснимого самоисцеления. Именно поэтому все разговоры о «чудодейственных лечебных» средствах и «панацеях», заметьте, исцеления от рака в последней стадии болезни являются, к сожалению, только разговорами и не более того и это Вам подтвердит любой специалист-практик с опытом работы. Поэтому, когда Вам кто-либо начнёт говорить о существовании гарантированных методов лечения рака в последней стадии, отправьте его за статистикой в хоспис или центр паллиативной помощи.

Вместе с тем, мне известно довольно много случаев того, как люди принимали свой диагноз с неизбежностью смерти и жили с этим диагнозом практически полноценной жизнью не один год. Таким человеком был мой учитель – профессор, доктор медицинских наук Галина Владимировна Муравская и другие люди. В этом случае речь идёт не об «удивительном и безрецидивном исцелении», а о блокировании недуга или замедлении скорости его прогрессии. Т.е. речь идёт о полноценной жизни с таким недугом, как рак. У Дениса Курьяна есть замечательный фильм «Цена Жизни», где я посещаю одного из таких пациентов – Юрия Васильевича Десняка-Василенко – моего родственника, который после операции ещё 8 лет жил совершенно нормальной жизнью с диагнозом рак желудка, придерживаясь оптимистического настроя, строгой диеты и ряда ограничений. Иными словами, с диагнозом рак можно и нужно жить - это главное.

На ваш последний вопрос, я отвечу так - я не могу рекомендовать использование комплементарных средств и методов в лечении от рака, но я могу рекомендовать их использование в улучшении качества жизни пациентов. Единственное условие – делать это нужно по рекомендации и под контролем специалиста, а не шарлатана от альтернативной медицины или неуча, дискредитирующего в конечном счёте и себя и метод и само направление помощи.

Мне бы очень хотелось, чтобы у нас в Белоруссии, на фоне того информационного вакуума и бескультурья, которое сегодня имеет место в сфере альтернативной медицины, начали формироваться, точнее - возрождаться свои исконные традиции использования народных средств на основе целительных сил нашей природы - её уникальной флоры и фауны.

Минск 2007 г. 



Просмотров: 501
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Больше доверия в паре при помощи "мобильника". Как это?
  • Нуждаться в помощи - это так по-человечески!
  • «Тебе что, трудно помочь мне?», или Как правильно просить о помощи
  • Группа смерти - это крик о помощи
  • Просить помощи - это нормально?
  • Для чего нужен психолог, или несколько слов об особенностях психологической помощи
  • "Фиг вам" или о том, как непросто попросить об услуге и помощи.
  • Не хвататет денег для лучшей жизни и помощи другим. Что делать?
  • "Скажите , а что он думает обо мне?" - или об умеренной помощи психолога.
  • Что дает танатотерапия как метод психологической помощи при снижении веса?
  • Крик о помощи или что такое Self-injuring.
  • Психология - знание для помощи или для вреда?
  • Форматы психологической помощи. Как и где можно получить помощь психолога
  • Лень – повод для порицания или тихий крик о помощи?
  • Дневник счастья или Как стать счастливым без посторонней помощи.
  • Медвежья услуга или как отказаться от непрошенной помощи
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Маленький рассказ о том, что даже психологи нуждаются в помощи)
  • Как просить о помощи? или "милосердие - поповское слово"
  • Что можно о себе узнать при помощи профессионального тестирования?
  • Извращенный треугольник или господство над другим под предлогом помощи?
  • Как при помощи сказки объяснить ребенку, почему его родители разводятся?
  • Как привлечь его внимание. Просим о помощи
  • Учение с увлечением или Алгоритм помощи родителям, дети которых не хотят учиться
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что можно получить от психологической помощи
  • Какова цена помощи? Может ли помощь быть врагом?
  • Как успокоиться и отдохнуть при помощи ходьбы. Цигун во время ходьбы
  • Как сделать свою жизнь ужасной без посторонней помощи? Или не сделать её такой?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь