|
Когда от помощи больше вреда, чем пользы.Автор статьи: Керова Надежда Евгеньевна
У меня в разгаре садово-огородный сезон. Свободное время я провожу в своих любимых грядках. Там же меня посещают разнообразные размышления. В том числе про человеческие отношения, привычки, про то как формируется отношение к работе, к семье, к самому себе. В выходные я обрезала малину, убирала старые ветки и вспомнила как я в свои 8 - 10 лет очень хотела помочь маме, порадовать ее помощью. И пошла обрезать малину в огороде у дома. Старания у меня было много, желания помочь, энергии и сил тоже. Подкачало умение. )) Я знала как вырезать, умела пользоваться секатором, но упустила из внимания момент сортировки. Я вырезала ВСЕ ветки - и сухие и живые. Понятное дело, что в то лето мы остались без ягод на "обработанном" мной участке. А дальше самое интересное для меня сегодняшней. Реакция моей мамы. Меня не наказывали, не ругали даже. При этом я четко запомнила как нужно делать это конкретное дело и что нужно и можно предварительно уточнять, как именно помочь, если очень хочется. Понятно, что мама расстроилась. Но она как-то могла свое огорчение пережить самостоятельно, не навешивая на меня избыточное чувство вины. Не уничтожая на корню мои попытки помогать, быть активной и инициативной в освоении "взрослых" дел. Детское желание познавать мир, преобразовывать его, что-то делать - сильная и мощная природная штука. Жажда жизни и активности - нормальна! Иногда эта энергия преобразования оказывается разрушительной для устоявшегося быта взрослых людей. Она может приводить в отчаянье взрослого тем, что приходится иметь дело с последствиями детской активности - убирать разбитые вазы, переклеивать разрисованные красиво обои, чинить заново "починенный" радиоприемник... В таких случаях детям порой говорят: "Эх ты, помощник! Да от твоей помощи больше вреда, чем пользы! Не умеешь - отойти и не лезь!" Так может звучать родительское огорчение, досада и разочарование. А ребенку долетает уже в виде его неценности, отсутствия веры в успех и в него самого. Бывает, что детскую активность хочется немедленно прекратить, сказать "стой, не шевелись, пожалуйста, некоторое время, я еще старые последствия не устранила". Хочется остановить и немного передохнуть. Но эта остановка может в не меньшее отчаяние приводить ребенка - ведь намерения были самые благие! Если остановки повторяются периодически, если ребенок обнаруживает себя неумехой и неуместным, но это почти буквально "бьет по рукам" напрочь отрубая желание что-то пробовать, что-то делать. А потом родители подростка могут сильно удивляться, что ребенок вообще ничего делать не хочет. Живет в полусне и ходит по одной протоптанной колее. И тогда намного больше усилий понадобится, чтобы в жизнь вернулась активность, интерес и жажда действия. Порой без профессиональной помощи не обойтись. Возвращаясь к малине. )) Я предложила старшему сыну поучаствовать в обрезке. Сначала откликнулся с интересом. Потом задумался. Сходил, посмотрел фронт работ, оценил свои силы... "Неее, мам, еще испорчу, я посмотрел - мне сложно отличить живые ветки от сухих - это ты давай сама. Я лучше ветки перетаскаю и костер сделаю". Мне нравится то как он к этому подходит. Проверяет предложенное дело на соответствие себе и вносит коррективы. Костер получился славный! И работа сделана и всем хорошо. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|