Когда от помощи больше вреда, чем пользы.


У меня в разгаре садово-огородный сезон. Свободное время я провожу в своих любимых грядках. Там же меня посещают разнообразные размышления. В том числе про человеческие отношения, привычки, про то как формируется отношение к работе, к семье, к самому себе.

В выходные я обрезала малину, убирала старые ветки и вспомнила как я в свои 8 - 10 лет очень хотела помочь маме, порадовать ее помощью. И пошла обрезать малину в огороде у дома.
Старания у меня было много, желания помочь, энергии и сил тоже. Подкачало умение. )) Я знала как вырезать, умела пользоваться секатором, но упустила из внимания момент сортировки.
Я вырезала ВСЕ ветки - и сухие и живые. Понятное дело, что в то лето мы остались без ягод на "обработанном" мной участке.


А дальше самое интересное для меня сегодняшней. Реакция моей мамы.
Меня не наказывали, не ругали даже. При этом я четко запомнила как нужно делать это конкретное дело и что нужно и можно предварительно уточнять, как именно помочь, если очень хочется.
Понятно, что мама расстроилась. Но она как-то могла свое огорчение пережить самостоятельно, не навешивая на меня избыточное чувство вины. Не уничтожая на корню мои попытки помогать, быть активной и инициативной в освоении "взрослых" дел.
Детское желание познавать мир, преобразовывать его, что-то делать - сильная и мощная природная штука. Жажда жизни и активности - нормальна!
Иногда эта энергия преобразования оказывается разрушительной для устоявшегося быта взрослых людей. Она может приводить в отчаянье взрослого тем, что приходится иметь дело с последствиями детской активности - убирать разбитые вазы, переклеивать разрисованные красиво обои, чинить заново "починенный" радиоприемник...

 

В таких случаях детям порой говорят: "Эх ты, помощник! Да от твоей помощи больше вреда, чем пользы! Не умеешь - отойти и не лезь!"

Так может звучать родительское огорчение, досада и разочарование. А ребенку долетает уже в виде его неценности, отсутствия веры в успех и в него самого.

Бывает, что детскую активность хочется немедленно прекратить, сказать "стой, не шевелись, пожалуйста, некоторое время, я еще старые последствия не устранила". Хочется остановить и немного передохнуть.
Но эта остановка может в не меньшее отчаяние приводить ребенка - ведь намерения были самые благие!
Если остановки повторяются периодически, если ребенок обнаруживает себя неумехой и неуместным, но это почти буквально "бьет по рукам" напрочь отрубая желание что-то пробовать, что-то делать. А потом родители подростка могут сильно удивляться, что ребенок вообще ничего делать не хочет. Живет в полусне и ходит по одной протоптанной колее.

 

И тогда намного больше усилий понадобится, чтобы в жизнь вернулась активность, интерес и жажда действия. Порой без профессиональной помощи не обойтись.

Возвращаясь к малине. ))
Я предложила старшему сыну поучаствовать в обрезке. Сначала откликнулся с интересом. Потом задумался. Сходил, посмотрел фронт работ, оценил свои силы...
"Неее, мам, еще испорчу, я посмотрел - мне сложно отличить живые ветки от сухих - это ты давай сама. Я лучше ветки перетаскаю и костер сделаю".

Мне нравится то как он к этому подходит. Проверяет предложенное дело на соответствие себе и вносит коррективы. Костер получился славный!
И работа сделана и всем хорошо.

 

Когда от помощи больше вреда чем пользы



 

 

 


Просмотров: 519
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • "Мой ребенок меня обманывает! Что делать?!"
  • "Я свое предназначение выполниоа - Я РОДИЛА! ЧТО еще от меня нужно?" Правда или манипуляция?
  • "Когда для меня делают что-то после моей просьбы, я испытываю не радость, а разочарование..."
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Мужская манипуляция: "Ты без меня пропадешь" или "Ты больше никому не нужна"
  • "Ты виноват уж в том, что хочется мне кушать..."(еще раз об идентификации с агрессором)
  • Волшебный список "Сто моих Хочу" Как разрешить себе иметь то, что хочется
  • Сказка про "Решить не делать что-то" и "Не решиться делать что-то"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Доктор, у меня "N". Что делать?
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Когда говорят "да" не факт, что кто-то дает вам свое согласие на дело
  • Терапия присутствием или "Что такое гештальт-терапия и чем может мне помочь?"
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • "Я на тебя злюсь" или "Что делать с детской агрессией?"
  • "Лепи меня, как я тебя" - кратко про "феномен Микеланджело"
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Больше доверия в паре при помощи "мобильника". Как это?
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "он назвал меня идиоткой, и я сразу поняла что это мой человек"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь