Самовольные уходы: куда и зачем бегут наши дети. Часть 2

 

Самовольные уходы куда и зачем бегут наши дети Часть 2

Понимание функционального значения побега

В подходе, который я использую, мы рассматриваем поведенческий симптом (в том числе, побег) как проявление процессов, происходящих в системе отношений ребенка, в его взаимодействии с окружающими людьми и миром, как проявление глубинных механизмов и динамик, позволяющих ребенку функционировать в мире.

Подробно о функциональном значении симптома - смотри в моей статье, размещенной ранее.

В каждом конкретном случае необходимо проведение углубленного системного исследования всех обстоятельств.

Системный анализ – это выявление в функционировании ребенка и системы, в которую он включен, тех механизмов и динамик, которые способствуют возникновению и сохранению у него трудностей в повседневной жизни, различных расстройств или симптоматического поведения. Во-вторых – это определение тех психологических особенностей ребенка и его близких людей, наличия и особенностей защитных факторов и ресурсов, которые могли бы быть использованы при проведении работы по налаживанию ситуации.

Принципиально важно сохранять принцип системности и работать не с ребёнком (подростком) – носителем симптома, а с системой отношений и социальных связей, в которую включен конкретный ребёнок. А это, прежде всего, его семья, родственники, воспитатели-наставники, друзья, коллеги по интернату и школе.

В подходе, который я применяю, ребёнок и семья перестают быть только “козлом отпущения”, мишенью для внешних коррекционных воздействий и выступают как равноправные и заинтересованные партнеры. Семья больше не рассматривается только как источник «болезни» или «проблемы», а становится союзником и партнером в восстановительном реабилитационном процессе. При этом она же выступает в качестве эксперта по своим проблемам, семья сама разрабатывает план решения проблем и несет ответственность за выполнение плана. Системный подход предполагает и учет социокультурного и смыслового контекста ребёнка и семьи, их ценностей, взглядов.

В последнее время мы все чаще используем термин «восстановительный» подход, хотя «реабилитация» – это тоже восстановление. Разница в том, что восстановление – это более активный процесс со стороны самого человека, в то время как реабилитация подразумевает большую активность со стороны «внешних» специалистов.

Предлагаю вам, разработанную мной классификацию побегов, которую очень удобно использовать в работе с детьми и подростками.

Классификация побегов (уходов) детей (© Винокуров, 2016):

А. Побег как спасение

Ребенок убегает оттуда, где

- отсутствие близких эмоциональных отношений со значимым ругим («ничто и никто не держит»);

- отсутствие безопасности и ощущения защищенности;

- эмоциональное отвержение ребенка («не нужен», феномен «замещающего» ребенка 1, «депрессивная» мать и др. исключающие динамики);

1 Как вариант такой динамики – рождение ребенка вслед трагически погибшего брата или сестры, горе и переживание матери заставляет ребенка принять на себя заместительную роль и начать проживать не свою собственную, а «жизнь вместо». Неблагоприятным следствием этой ситуации будет растерянность ребенка, когда он, глядя в обращенные на него глаза матери, будет видеть не радость и любовь, а горе и печаль.

- жестокое обращение и насилие (физическое, психическое, сексуальное, пренебрежение нуждами), травля, тревога, страх, не-желание повторения травматической ситуации;

- дефицитарность среды, в которой живет ребенок (сенсорная, эмоциональная, коммуникативно-ролевая);

- чрезмерное давление взрослых, несоответствие требований и ожиданий, которые предъявляются ребенку, возрасту, задачам развития, потребностям ребенка (в том числе, неадекватный надзор/контроль, потворствующая гиперопека, противоречивое воспитание, предъявление завышенных требований к ребенку);

- чрезмерное напряжение в системе, в которой находится ребенок (ситуация затяжного конфликта, «меня не понимают», тяжело протекающий развод у родителей, тяжелые психические заболевания у окружающих взрослых, включая алкоголизм, нар-котическую зависимость), и превышение порога стресс-уязвимости ребенка.

Б. Побег как поиск

- поиск места и отношений, где понимают, доверяют, где можно пережить опыт, что «тебя видят и слышат», «ты – нужен», «тебя ждут», «тебя уважают»;

- как приключение, способ познания мира, поиск нового и неизведанного;

- как форма самоутверждения, «доказать себе и другим, что могу», доказать, что «уже взрослый, самостоятельный»;

- удовлетворение потребности в признании другими людьми, «быть замеченным»;

- поиск себя, формирование идентичности;

- как способ восстановить разрушенные кровные связи («к маме», «к папе», «к родным людям и местам»), в том числе восстановление связи с отцом через повторение его судьбы и модели поведения («сбежал как твой отец-негодяй»);

- побег как крик, сигнал о помощи;

- как способ изменить сложившуюся ситуацию, «расшатать», обострить то, что «застыло» и нуждается в трансформации.

В. «Внутренние» побеги

- «уход» в роль «клоуна», «неудачника», аутсайдера;
- в затяжное депрессивное состояние;
- в зависимость от употребления психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков, токсических веществ);
- в интернет-зависимость, игровую зависимость.

Г. Побеги в особых ситуациях

1. побег как одно из проявлений психического расстройства:

- проявление дромомании (непреодолимого стремления к бесцельному блужданию, перемене мест, бродяжничеству) как проявления болезненного состояния психики;

- болезненное проявление сумеречного состояния при эпилепсии (амбулаторных автоматизмов), при которых больные совершают длительные переезды, бродяжничают вдали от дома, не зная, что с ними произошло, каким образом они попали в незнакомое место;

- проявление болезненного психотического состояния при обострении тяжелых психических заболеваний (шизофрении и др.).

Подобные проявления психических расстройств крайне редки, требуют обязательного осмотра врачом-психиатром и последу-ющего специализированного лечения.

2. уходы в ситуациях вовлечения ребенка в противоправные действия:

- вовлечение ребенка в действия, связанные с нарушением половой неприкосновенности, развратные действия сексуального характера, в том числе вовлечение в занятия коммерческим сексом;

- вовлечения ребенка в зарабатывание денег путем попрошайничества, мойки машин, мелких краж из магазинов и прочее.

Дмитрий Винокуров ©

Алгоритм действий специалистов и родителей, интервью с ребенком и другие шаги - в 3 части статьи.



Просмотров: 363
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Семья в кризисе: влияние семейного конфликта на эмоциональное состояние ребенка
  • «ОСОБАЯ ИГРА» для ребенка как проявление любви
  • Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.
  • 5 шагов эмоциональной поддержки ребенка (в том числе и внутреннего)
  • Феномен среднего ребенка: поиск привязанностей за пределами родительской семьи
  • Папа, ты где? Роль отца в построении отношений с миром у ребенка.
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • У вас или ребенка зависимость от гаджетов и интернета? Есть способ избавиться!
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Заболевания ребенка являются проекцией отношений родителей.
  • Семья, формирующая психосоматические стратегии поведения у ребенка.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Связь эмоционального состояния матери и здоровья ребенка
  • Семья и ответственность ребенка
  • Влияние отношений мамы и ребенка на формирование характера
  • Семья как источник силы для вашего ребенка
  • Страх смерти своего ребенка - это про ребенка?
  • Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ. Решиться действовать и видеть возможности
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Почему близкие и родственники перестают общаться с людьми с появлением особого ребенка?
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду
  • Научите ребенка защищаться! Правила для ребенка по предупреждению секс.насилия
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Семья и ее воспитательное значение для развития личности ребенка.
  • 5 правил как воспитать ребенка, который тебя убьет
  • Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я
  • Формирование пищевого поведения. Как вырастить здорового ребенка, который любит полезную еду.
  • Семья на пороге школьной жизни ребенка
  • Роль родителей в жизни ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь