Прежде думай о людях, а потом о себе?

Мы живем в обществе и общение составляет важную часть нашей жизни. Однако, мы часто общаемся друг с другом так, как будто играем определенные роли, разрушающие взаимоотношения. Стивен Карпман -специалист в области транзактного анализа, выделил эти роли и назвал их: Спасатель, Преследователь, Жертва. Взаимодействие, в котором представлены эти три, манипуляторные по своей сути, роли он назвал - драматическим треугольником.
Прежде думай о людях а потом о себе
Общение в треугольнике дает возможность переживать сильные эмоции, роли постоянно сменяют друг друга. Но, как правило, есть роль «любимая», в которой человек находится чаще всего. Она даже может стать сутью человека.

Пример из практики.

Еве двадцать пять лет, она замужем. Молодая женщина говорит, что ее беспокоит: «невозможность жить своей жизнью». На предыдущей нашей встрече стало очевидно, что Ева находится в драматическом треугольнике. Ее «любимая» роль – Спасатель. Из роли Спасателя, она постоянно участвует в жизни своих родственников, друзей, знакомых и даже незнакомых людей. Все время кому – то помогает: делами, советом, деньгами, затем, видя, что ее усилия оказываются безрезультатными, Ева чувствует себя Жертвой. К тому же, некоторые «спасаемые» упрекают ее в том, что: «помогла недостаточно», «не так, как им хотелось» и т.д. Ева начинает злиться и переходит в роль Преследователя. Девушке очень хочется выйти из треугольника.

-  Ева, я предлагаю тебе нарисовать три роли из драматического треугольника: Преследователя, Спасателя и Жертву. Как ты относишься к этой идее?
- Да, я нарисую, мне самой интересно.
 
- У Преследователя в руках то, чем секут головы.
Жертва – облако, четкой формы не имеет, плачет, что все должны ей, но, никто ничего не делает.
- Облако всегда было облаком?
- Нет, когда – то было человеком. Этот человек всю жизнь что – то делал в надежде, что дадут вознаграждение. Но, так и не дали.
Постепенно человек потерял свою форму и превратился в облако. Он считает, что ему «все должны».
- От кого ты слышала такие слова: «мне все должны»?

- Вспоминаются слова мамы: «После окончания ВУЗа мне должны были предоставить место для работы, квартиру. Но, ничего не дали». У мамы любимые слова: «Должны, но, не дали».
- Как взаимодействуют Преследователь и Жертва?
- Жертва провоцирует Преследователя, плачет, что «все не то».
- На какие действия Жертва провоцирует Преследователя?
- На агрессию, для нее агрессия – это привычный способ получения внимания.

- Что хочет Преследователь?
-  Преследователь хочет, чтобы Жертва его не доставала, не мешала жить, «слезами горю не поможешь». Он терпеть не может слезы, раздражается: «надо делать что – то, чтобы лучше было». Оружие у него в руках, чтобы к себе не подпускать близко, отогнать Жертву. Получается, когда я нахожусь в роли Жертвы, я повторяю поведение мамы. А когда нахожусь в роли Преследователя – папы.
- Я думаю, что твои родители находились и в других ролях из драматического треугольника. Например, как сейчас, после развода, мама общается с папой?
- Она терпеть его не может, говорит про отца всякие гадости.
- Как думаешь, из какой роли мама делает это?
- Из роли Преследователя.
- Как при этом ведет себя отец?
- Он оправдывается. Ведет себя, как Жертва. Или, например, мама захотела стать Спасателем для брата. Она взяла кредит на кабальных условиях, чтобы он мог учиться в институте. Но, он не собирался поступать в этот институт, у него совсем другие интересы. В итоге, он проучился два месяца и перестал ходить на занятия. Оказалось, что маме нечем возвращать кредит. В итоге, за маму рассчитываемся мы с мужем. Жертвами оказались я и мой муж.
- Что сейчас ты чувствуешь к маме?
- Дикое раздражение. Я понимаю, что становлюсь Преследователем по отношению к ней.
- Ева, расскажи о Спасателе.
- Он, как титан, держит над собой землю с людьми, отвечает за эмоциональное состояние всех людей на земле.

- Ого, всех людей на земле! Зачем ему это?
- Люди к нему идут с проблемами, он всем помогает. От этого он чувствует себя значимым.
- А если бы не помогал? Что бы с ним произошло?
- Роль спасателя как спасительная оболочка. Без нее он не знает, что ему делать.
- Ева, представь, что ты и есть Спасатель, которого ты нарисовала, подержи диванную подушку над головой, как будто это земля с людьми.
  
- Как себя чувствуешь?
- Неудобно.
- Что хочется сделать?
- Хочется опустить подушку. (Опускает).
- Как сейчас себя чувствуешь?
- Гораздо лучше. А ведь это легкая подушка. Держать землю - невозможная тяжесть.
- Как думаешь, что объединяет все три роли?
- (С удивлением). Их объединяет отказ от ответственности за себя, свою жизнь. Жертва вообще ни за кого не отвечает, а Спасатель и Преследователь стремятся взять ответственность за других, но, не за себя.
- Как можно выйти из треугольника?
- Получается, что можно выйти, если принимаешь ответственность за свою жизнь.
- Да, и только за свою жизнь. Каждый человек отвечает только за себя, если он достаточно взрослый и является дееспособным. Согласна?
- Мне легко согласиться с первым высказыванием. С тем, что я отвечаю за себя. И сложнее с тем, что я отвечаю только за себя. Потому что я привыкла с детства отвечать за отношения родителей, за брата.
- Твоя ответственность за других людей – иллюзия. Каждый самостоятельно принимает решение. А значит, отвечает за него. Например, родители развелись, несмотря на все твои усилия сохранить их брак. Развод - это ответственность каждого из родителей. Взять кредит было решением мамы. Это ее ответственность. Бросить институт – это ответственность брата. Сейчас вы с мужем выбрали выплачивать кредит за маму, погашение долга стало вашей ответственностью. Когда понимаешь, что твои действия - это твой выбор, что чувствуешь к маме?
- Злость исчезает. Платить за маму кредит – это действительно мой выбор. Спасибо мужу, что он поддержал меня в этом. Я согласна с тем, что каждый сам отвечает за свою жизнь, за тот выбор, который мы постоянно совершаем. Только очень сложно менять убеждения, к которым привыкла с детства.

Спасителям необходимо чувствовать, что их ценят. В детстве она не получили разрешение заботиться о себе, поэтому они заботятся о других. Осознав это, можно изменить привычное поведение, научиться заботиться о себе, а другим людям помогать не потому. что ты должен это делать, а тогда, когда хочется.



Просмотров: 455
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Преследователь-жертва-спасатель: манипулятивные роли, в которых мы живем
  • Анализ занимаемой роли «жертва — спаситель — преследователь» (техника)
  • Три основные роли в дисфункциональных отношениях. Треугольник Карпмана: Жертва-Тиран-Спасатель.
  • Когда мама "три в одном": Жертва, Преследователь, Спасатель.
  • Жертва, преследователь, спасатель или может, пришло время открыть карты?
  • Треугольник Карпмана: как выйти из роли Спасателя мамы
  • Взять ответственность за свою жизнь на себя
  • Как вести себя мужчине, чтобы не оказаться в роли насильника
  • Треугольник Карпмана. Преследователь. Спасатель. Жертва
  • Жертва, спасатель, преследователь в одной голове.
  • Спасатель, преследователь и жертва внутри личности
  • Что делать или 5 шагов, чтобы изменить себя и свою жизнь?
  • Роли выживания – Фанат: «Только я знаю, что, как и когда нужно делать»
  • Ответственность за свою жизнь. Почему мы чувствуем себя несчастными?
  • Как распознать у себя признаки роли Жертвы?
  • Треугольник манипуляций: "Жертва - Преследователь - Спасатель" и созависимые отношения.
  • Когда жертва осознаёт, что она преследователь
  • Как улучшить свою жизнь - социальные роли.
  • Сенсорная аттенюация: как уменьшить свои страдания просто взяв на себя ответственность за свою жизнь
  • Жертва -Агрессор-Спасатель. Кто есть кто и какую роль играете вы?
  • Драма треугольника : кто ты сегодня? Жертва, спасатель или тиран?
  • Роли, которые мы для себя выбираем
  • Чтобы чувствовать себя живым, чувства должны переходить в действия.
  • Спасатель, жертва, преследователь. "Неожиданные" факты.
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Роли, которые мы проживаем, и как найти себя настоящего.
  • Социальные роли. Проявление себя в материальном мире. Принимающие каналы Часть 2
  • Как повзрослеть и перестать себя чувствовать себя ничтожной песчинкой в глазах других людей.
  • Когда хочешь изменить себя и свою жизнь, но не меняешь
  • Как стать отцом: принять на себя новую роль и ответственность?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь