Спасатель, преследователь и жертва внутри личности

Многие любители транзактного анализа и просто увлекающиеся психологией и саморазвитием люди знают о существовании треугольника Карпмана-Берна, но мало кто догадывается, что такой же треугольник часто разыгрывается и внутри конкретного человека.
Для тех, кто не знает и для тех, кто забыл. Треугольник Карпмана представляет собой взаимодействие людей, пребывающих в трех ролях: Преследователь – Спасатель – Жертва. По такому треугольнику выстраиваются игровые взаимоотношения между людьми. При этом каждый участник игры занимает определенную роль и может по этому треугольнику перемещаться из одной роли в другую.
Так, например, возьмем классическую семью: муж, жена, ребенок. Представим себе абсолютно типичную ситуацию. Ребенок, получающий в большинстве своем хорошие оценки, в школе получил оценку «4». Приходит домой, сообщает об этом маме. По классике жанра мама спросит: «А почему не «5»?» Ребенок растерян. Вообще-то он знает, что «4» - это хорошо, но мама-то требует «5». Кому тут верить? Собственному знанию или маминому недовольству? В этот момент роли между ребенком и мамой распределены следующим образом: мама – преследователь, ребенок – жертва. Приходит домой папа, спрашивает у ребенка, как дела в школе, ребенок уже без особого энтузиазма сообщает папе о своем достижении, подключается мама со словами: «Вот. А я у него спрашиваю, почему не «5»? А он молчит». И дальше, обращаясь к ребенку: «Что, нечего сказать». А папа тут возьми и скажи: «А что плохого в «четверке»? Тоже вполне себе хорошая оценка». Папа занял свою роль – роль спасателя. Треугольник готов. Дальше события могут развиваться по-разному. Предположим, папа начинает ругать мамин стиль воспитания: «Вечно ты всем не довольна! Ничем тебе не угодишь! Подумаешь, «четверка». И что? Замучила уже ребенка!» - постепенно повышая голос, декларирует папа. В этот момент папа из роли спасателя переходит в роль преследователя. Мама: «Ну, я же просто хотела как лучше». Мама становится жертвой. Конечно же, в этот момент родители на сознательном уровне делают вид, что заботятся о ребенке. Но на скрытом психологическом уровне выясняют что-то между собой – что-то такое, о чем не могут поговорить открыто, т.к. близости в их отношениях нет и открыто они вообще мало что могут выяснять. После некоторых криков ребенок может перейти в роль спасателя и спасать того, кто в этот момент будет в роли «жертвы». Таким образом, каждый участник может переходить из одной роли в другую, и так может длиться вечно, пока кто-то осознанно не выйдет из игры. Цель игры – получить «суррогат» близости.
Но такая смена ролей была бы невозможна, если бы параллельно этой внешней игре не велась бы игра внутренняя. Так, Карпман говорит о том, что внутри каждого человека также живет спасатель, преследователь и жертва. И человек может переходить из одного состояния в другое внутри себя. Так, в нашем примере, ребенок, получивший «4» вместо того, чтобы насладиться адекватной моменту радостью от того, что он выполнил работу «хорошо», уже знает, что его мама ждет его дома с «пятеркой», и по дороге домой в его голове и душе разыгрывается определенное действо. Его внутренний преследователь начинает свое дело, и ребенок про себя ругает себя же: «Надо было лучше готовиться!» или «Лучше бы я списал у Маши, тогда и у меня была бы «5». Внутренняя жертва говорит: «Ну, я же учил. Почему со мной всегда так происходит?» И тут же может появиться внутренний спасатель: «В следующий раз нужно будет сделать шпаргалку!» Также внутренний преследователь может обвинять других: «Эта Марья Ивановна все время меня заваливает!», внутренняя жертва может вторить: «Мне никогда не получить «5» у такой злой учительницы». Вариантов может быть масса. И именно они «помогают» ребенку переходить из одной роли в другую во внешней игре с родителями.

Похожие сцены могут разыгрываться и внутри каждого из родителя.

Есть ли выход из этой игры?

Да! Никакие игры становятся не нужны, когда человек становится способным на близость. Причем на близость как с другими, так и с самим собой. Если бы в этой семье была допустима подлинная близость, то ситуация могла бы выглядеть следующим образом. Ребенок, по пути домой, осознавал бы именно свои чувства от оценки «хорошо». Придя домой, он бы сообщил маме об этом событии, и мама бы поинтересовалась, как чувствует себя ребенок в связи с этим. Ребенок знал бы, что имеет право на любые чувства. Он мог и расстроиться из-за того, что получил «4», а мог бы обрадоваться этому. И о любых этих чувствах он может сообщить маме и знать, что будет принят. То же и с папой. И не тратил бы ребенок массу сил на этот внутренний диалог между своими внутренними преследователем, спасателем и жертвой, а направлял бы свои ресурсы в конструктивное русло. Например, в анализ ошибки, которая привела к снижению оценки.

И тогда не нужно было бы маме с папой выяснять отношения между собой, используя ребенка как повод. Они спокойно могли бы обсудить то, что между ними не так. Например, муж мог бы сказать: «Ты знаешь, когда я сегодня пришел домой, мне показалось, что ты расстроена, и у меня возникла мысль, что ты не рада меня видеть. Могла бы ты сказать, что на самом деле произошло?» И объяснение могло быть самым разным. И у супругов был бы повод для разговора и прояснения отношений и ситуации, что в конечном счете сделало бы их еще ближе.
Игры порождают игры, а близость порождает еще большую близость.

Близости Вам! :)



Просмотров: 637
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Жертва, преследователь, спасатель или может, пришло время открыть карты?
  • Что мама может сделать для малыша, пока он еще не родился?
  • В зоне достижений: внутренний Ребенок и внутренний Родитель. Что между ними?
  • «Мама, мам, мааам…»- 5 признаков того, что ваш ребенок избалован
  • Ребенок пришел домой пьяным! Что делать?
  • Я не была готова, что у меня будет ребенок...
  • Ребенок говорит: мама я тебя не люблю. Как реагировать,что делать
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Преследователь-жертва-спасатель: манипулятивные роли, в которых мы живем
  • Ребенок говорит, что его не любят. Что делать
  • Ребенок не может ни с кем сдружиться. Что делать?
  • Треугольник Карпмана. Преследователь. Спасатель. Жертва
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.
  • Материнская любовь. Что происходит, если мама не может любить?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Когда мама "три в одном": Жертва, Преследователь, Спасатель.
  • Может быть, со мной что-то не так?
  • 10 признаков того, что ребенок готов к школе!
  • Когда жертва осознаёт, что она преследователь
  • Он постоянно психует и обижается на меня. Может, я что-то делаю не так?
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Преследователь! Что снаружи? Что внутри?
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Ребенок хочет, что бы мама умерла
  • Схематерапия или что хочет услышать каждый Уязвимый Ребенок внутри нас
  • Жертва, спасатель, преследователь в одной голове.
  • Ребенок играет в плохие игры. Что делать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь