Реперентинг при нервной анорексии.

Дано краткое описание реперентинга. Описан процесс  реперентинга женщины, восстанавливающейся после анорексии в форме диалога между клиенткой и её терапевтом, который является ее родителем по договоренности. Работа основывается  на страхах клиента о взрослении и начале карьеры. Также включена диаграмма старых и новых  эго-состояний клиента, системы убеждений, связанных с этими вопросами. Процесс, который демонстрирует здоровый способ решения проблем зависимости,  применимо   к другим ситуациям воспитания и переродительствования.

В этой статье описывается этап лечения женщин, выздоравливающих от анорексии в её тяжелой форме, их страх взросления и становления независимыми. Клиентка, которая была в процессе реперентинга, и находилась на лечении во время этого этапа со своей матерью по контракту, перед эти проходила терапию в институте катексиса, где реперентинг применяется в качестве лечения.

Реперентинг был эффективно использован в работе с эмоционально уязвимыми людьми с различными психологическими расстройствами, включая нервную анорексию (Шиффи др., 1975, стр. 73-87; Чайлдс-Гауэлл, 1979,С. 82-140). В процессе реперентинга, терапевты дают новые «родительские сообщения», чтобы клиент заменил неполные или неработающие сообщения, полученные клиентом в детстве, или заполнил  пустоту в областях, где информация не была предоставлена вообще. Процесс включает в себя перенос-контртранс-отношения между терапевтом и клиентом.

Процесс реперентинга заканчивается, когда индивидуум, который прежде включил Эго состояние Родителя своего психотерапевта и чье поведение, мысли и чувства были адаптированы в новое родительское эго-состояние, развивает собственную систему для функционирования путем интеграции ценностей, идей и способов поведения, которым он научился от других источников с теми, которые составляют его нового Родителя.

Реперентинг у анорексичной женщины влечет за собой замену ее неправильных представлений о пище, еде, теле, значении ее внешности, и отсутствие у неё самооценки с новой информацией и ценностями. Анорексикам нужно получать воспитание, которого не хватало в их домашней обстановке, и изучать способы общения с людьми, а не его избегания. Они также нуждаются в компетентной женщине как образце для подражания, с помощью которой они могут развить представление о себе как о способной, уверенной и сексуальной женщине.

Предыстория

Когда клиентка, чье лечение рассматривается, приехала в институт катексиса, она весила 30 килограмм, была в тяжелой депрессии с 17-летней историей нервной анорексии. Во время 3-летнего лечения в институте катексиса, она решила основные вопросы, приняла решения жить, заботиться о себе, позволяя другим заботиться о ней, училась становиться частью социальной системы поддержки, планировать рацион, вырабатывать рациональное мышление о еде, развивать контакт с телом и сексуальную идентичность, позволяя себе чувствовать свои чувства и использовать их для решения проблем.

В институте катексиса клиентка работала с несколькими терапевтами, в том числе со своими родителями по контракту, доктором Дэвидом Клайном и Таян Штекель. В тот момент, когда она покинула катексис и продолжила лечение с матерью по контракту, клиентка в значительной степени зависела от своего терапевта в отношении заботы, одобрения, контакта, руководства и поддержки. Она не хотела принимать личные и карьерные решения, которые повлекли бы за собой риски и неопределенность, а также боялась, что она не могла добиться успеха в карьере и была не уверена, что хотела этого, учитывая её убеждения, что успех принесет с собой изоляцию и одиночество. Вопрос обучения для получения потребностей в независимости при создании карьеры был одним из основных на ранних стадиях её лечения, и стал основой для ее отделения от терапевтической среды. Мы предоставили ниже диалог между клиенткой и ее контрактной матерью, с которой клиентка учится заботиться о себе и помогать себе в процессе построения карьеры терапевта в частной практике.

Формат этой статьи и её персонализированное содержание было основано на заданном вопросе автором Стивом Карпманом, когда мы делали  презентацию на семинаре Эрика Берна в Сан Франциско два года назад об использовании реперентинга в лечении нервной анорексии. Стив Карпман уточнил, может ли подход описанный нами быть представленным так, чтобы люди могли научиться воспитанию. Если бы мы написали о работе по реперетингу, и привели пример, как реперентинг помогает в лечении проблем, родители или терапевты могли бы использовать этот  подход самостоятельно, чтобы помогать людям стать автономными: осознающими,  близкими и спонтанными (Берн, 1964, с.178-181).

Реперентинг, зависимость и сепарация.

Реперентинг отличается от воспитания тем, что это процесс, выполняемый терапевтами с клиентами, а не родителями с детьми. Однако, реперентинг может служить моделью для эффективного воспитания. 

Процесс реперетинга требует, чтобы клиент зависел от своего терапевта почти так же, как маленький ребенок от своих родителей, и эта зависимость в конечном итоге затрудняет сепарацию клиента от терапевта и выздоровление. На самом деле, сепарация – это сложный этап в процессе реперентинга, потому что клиент должен использовать своё новое поведение, способы мышления и выражения чувств в разнообразных ситуациях, а также в отношениях с людьми, которые могут не разделять систему реперентинга или не предоставлять  клиенту такую же последовательность отношений, которая была предоставлена в терапевтической среде.

При лечении нервной анорексии, содействие зависимости является проблемой особого значения, так как при анорексии страх вырасти и взять на себя взрослые обязанности, и решение/желание оставаться маленькой, незрелой и зависимой, является основным в патологии анорексии (Bruch, 1973, pp. 276-277; Rumney, 1983, p.3). Поэтому мы подумали, что было бы особенно полезно продемонстрировать, как страдающая анорексией женщина, которая была в процессе реперентинга, решила некоторые страхи взросления, развития карьеры и становления финансовой самодостаточности.

В диалоге, который происходит у клиента и её матери по контракту, клиент обретает новый способ думать о значении успеха и как его добиться, находясь в контакте и обратая независимость потребностей. Этот диалог представляет собой выдержку ряда сеансов лечения, которые проходили в течение трехлетнего периода. До начала этой фазы лечения, клиентка верила, что взросление, вне зависимости от пола, означало необходимость выполнять рутинную работу, которая тебе не нравится, и в отношении которой приходилось страдать. Это означало, ссутулившись и уныло нести вес всего мира на своей спине и проблемы мира в своей голове. Взросление также означало быть одиноким и изолированным, делать свою работу в каком-то вакууме с очень небольшим контактом с другими людьми.

У контрактной матери клиента было иное представление о взросление и карьере. Она верила, что работа это один из способов зарабатывания на жизнь, что можно получать удовлетворение от того, что делаешь, находить способы получать поглаживания и быть в контакте в своей рабочей среде. Она рассматривала взросление и принятие решений о карьере или своей жизни как источник дополнительных опций и вариантов для расширения контактов, а не их уменьшения. Она научилась многими способами заботиться о себе во время работы и хотела, чтобы её дочь по контракту также знала эти варианты.

Ниже приведены старые и новые системы Эго-состояний, связанные с вопросами взросления и наличия  карьеры. Все эго-состояния обоих и терапевта и клиента были вовлечены в процесс разработки клиентки новой структуры эго-состояний для себя.

Старая система эго-состояний

Эго-состояние Родителя:

  • Не рискуй
  • Взрослые работают, страдают и одиноки.
  • Мальчики лучше, чем девочки.Не взрослей. Не принимай решения.
  • Мальчики умнее девочек.
  • Девочки могут выходить замуж и иметь детей.
  • Девушки не могут добиться успеха в карьере.


  Эго-состояние Взрослого:

  • Поступление в школу и получение степени готовит к поиску работы.

 

Эго-состояние Ребенка 

  • Я не хочу взрослеть.
  • Принимать решения страшно, и я могу ошибиться.Я боюсь, что буду совсем один и несчастен.
  • Я не могу добиться успеха в карьере.

 

Новая система эго-состояний

Эго-состояние Родителя:

  • Работа – это способ зарабатывать на жизнь.
  • Работа доставляет удовольствие.
  • Необходимо заботиться о себе, получать поглаживания и быть контакте во время работы.

Эго-состояние Взрослого:

  • Планирование с людьми является способом обеспечения контакта.
  • Реклама и продвижение себя и писательство – это способы получить известность.
  • Поглаживания увеличивают вашу энергию.

Эго-состояние Ребенка :

    Я думаю о новых способах работы с клиентами интересно.Работать весело.Я яркий и компетентный и могу преуспеть в качестве терапевта.Мне не нужно соревноваться.

 

Выбор карьеры

Фактором, который укрепил сценарий клиента, "не расти", было ее сопротивление принимать решения. Подобно другим анорексикам, клиентка на протяжении большей части своей жизни позволяла другим людям принимать решения за неё, или основывала свой выбор на том, что по её мнению, другие люди хотели, чтобы она сделала. Она изначально не хотела делать выбор карьеры вообще. Частично потому, что она не хотела брать на себя ответственность за свою собственную жизнь и средства к существованию, а также потому, что она сосредоточилась на том, что она потеряет, когда возьмет на себя обязательства делать что-либо, а не на том, что она получит. Она объясняет, как она решила стать терапевтом:

Клиент:  Мама, я хочу быть терапевтом и иметь свою собственную частную практику.

Терапевт: Это интересно! Твой папа и я оба терапевты. Ты пытаешься осчастливить нас?

Клиент: Нет, хотя одна из причин в том, что ты и папа оба терапевты, и я хочу помогать людям так, как вы оба. И я думаю, что могу, так как я знаю, что помогло мне, и я могу этому научиться. Так как я была больна анорексией так долго, а затем прошла лечение, и мое состояние улучшилось, я понимаю, через что проходят люди с такими же проблемами, и представляю, что им может помочь.

Терапевт: Я рада, что ты хочешь помочь людям и, безусловно, быть терапевтом является одним из способов сделать это. Каковы твои другие причины?

Клиент: Я думаю, что, будучи терапевтом, я могу объединить то, к чему у меня лежит душа.

Терапевт: Что это?

Клиент: Мне нравится преподавать, заниматься творчеством и создавать вещи своими руками. Но я не очень хочу преподавать биологию, хотя она интересная и нравится мне. Я бы лучше научила людей тому, что они могут использовать, чтобы сделать свою жизнь лучше, знаешь, таким вещам, которым ты и папа научили меня. Что касается поделок, мне нравится создавать украшения и поздравительные открытки, но я не могу зарабатывать этим на жизнь. Однажды я думала о ярмарках поделок, но это похоже на одинокое существование, делая вещи где-то в маленькой студии, а затем пытаться продать их. Я бы лучше направила часть моей творческой энергии в другое направление, которое включает в себя работу с людьми. Похоже на  творческого психотерапевта – я знаю, ты это делаешь.

Терапевт: Ты уже говорила, что тебе нравится преподавать, и ты креативна.  Согласна, что, будучи терапевтом, ты сможешь использовать эти качества.

Создание карьеры

Клиентка верила, что мальчики лучше, чем девочки, и что мальчики могут сделать карьеру и быть успешным, а девушки не могут. Девушки могут выйти замуж и зависеть от своих мужей, иметь детей и ненавидеть роли жены и матери. Её контрактная мать верила, что женщины могут быть успешными в карьере и материнстве, и получать удовлетворение от обоих. В диалоге ниже, который произошёл через два года после первого разговора, клиентка узнала, что значит успех, и как получить поддержку от других людей в принятии шагов к созданию успешной карьеры.

Клиент: Есть кое-что, чего я боюсь и некоторые вещи, от которых я теряю рассудок.

Терапевт: Что вы боитесь и от чего теряете рассудок?

Клиент: Я не хочу быть просто терапевтом, я хочу быть хорошим терапевтом. Я хочу достичь успеха.

Терапевт: Я уверена, что ты достигнешь успеха, в том, что ты делаешь. Ты яркая и компетентная. Как бы ты оценила успех?

Клиент: Я не знаю точно. Например, если бы у меня было достаточно клиентов, чтобы я могла оплатить мои счета. Но я бы хотела знать, что я помогла людям с проблемами, для решения которых они пришли ко мне.

Терапевт: Ты хочешь узнать, как я измеряю успех?

Клиент: Да.

Терапевт: Когда я измеряю успех, я думаю, о вещах, которые ты назвала. Зарабатывание денег важно. Но я тоже думаю о людях, выполняющих контракты, выздоравливающих, и преуспевающих в своей жизни. Для оплаты счетов сначала нужно иметь клиентов.

Клиент: Но как мне найти клиентов?

Терапевт: Нужно будет выяснить, как другие люди находят клиентов. Хочешь ли ты работать индивидуально с клиентами или с группой, с расстройствами пищевого поведения или с другими видами проблем?

Клиент: Я хотела начать с работы с анорексией, потому что, мне кажется, я знаю, как помочь людям с такой проблемой. Но думаю, они не единственные, с кем я хочу работать.

Терапевт: Нужно будет рекламировать себя на профессиональном уровне. Как насчёт написать объявление и показать его мне, прежде чем разместить в газете? Кроме того, ты могла бы начать давать лекции в вузах. Это хороший способ стать узнаваемой, и в некоторых вузах могут оказаться больные анорексией. И я могу прийти послушать лекцию, если хочешь. Или посмотри обучающий материал.

Клиент: Я бы хотела, чтобы ты пришла, так было бы хоть одно знакомое лицо в аудитории. Хотя бы в первый раз.

Терапевт: И нужно продвигать твою книгу.

Клиент: Я начала продвигать ее. Я пошла в библиотеку и составила список всех журналов и информационных бюллетеней, которые могли бы ее просмотреть, местных газет, которые могли бы взять у меня интервью, и теперь я начинаю отправлять письма в журналы и звонить в газеты.

Терапевт: Ну, мы могли бы помочь тебе со звонками. Как насчёт дать каждому человеку в группе, который готов помочь, название одной газеты, чтобы тот позвонил и назначил для тебя интервью?

Клиент: Это бы очень помогло! Есть много мест, куда можно позвонить, и это занимает много времени. Позвонишь в Contra Costa Times? Я могу дать имя женщины, их редактора и рецензента книг.

Терапевт: О.К. Напомни мне! Что-то еще?

Принятие решения

Клиент сопротивлялась принимать другие решения, связанные с карьерой, потому что она боялась иметь дело с последствиями своего выбора, который, как она предполагала, будет отрицательным. Поскольку она зависела от других в принятии решения о себе, она не доверяла своей собственной способности принимать решения. Ниже клиентка разрабатывает новую точку зрения относительно принятия решений.

Клиент: Есть некоторые решения, которые мне понадобится принять, и я не хочу этого. Например, где найти себе офис. Боюсь, что я найду офис, арендую место, получу телефон, а у меня не будет клиентов. Тогда я пойму, что приняла неправильное решение.

Терапевт: Не стоит пугать себя принятием неправильного решения. Ты можешь сделать другое. Тебе действительно нужен офис. Ты думала о том, где хочешь быть и знаешь ли, где уже есть много терапевтов, а где нет?

Клиент: Немного знаю. Я посчитала количество терапевтов в соседних округах. В Беркли, Окленде, Марин и Сан-Франциско тысячи терапевтов. Уолнат-Крик и Лафайет не так перегружены. Я не думаю, что их много во Фресно или Эврике, но я не хочу переезжать так далеко – я хочу быть рядом с большими городами.

Терапевт: Где есть офисы?

Клиент: Я видела рекламу офисов по всему району залива, думаю, будет не очень сложно найти офис там, когда я обоснуюсь непосредственно в этой области.

Терапевт: Ты говорила со своим отцом о чем-то из этого?

Клиент: Да. Исходя из информации, которую я дала ему, он сказал, что ни одно место, не кажется ему лучше, чем любое другое, и мне просто нужно выбрать. Или не выбирать, и не иметь офиса. Но похоже, это очень масштабное решение – очень значимое и оно должно быть понятным и ясным.

Терапевт: Не яснее, чем ты уже описала – где хочешь жить, а именно, в районе залива недалеко от Беркли, Окленда и Сан-Франциско, где нет подавляющего количества терапевтов.

Клиент: В таком случае, я думаю, я буду искать офис в Лафайете. Лафайет в двадцати минутах от Окленда и Беркли, и это немного ближе к Сан-Франциско и Марин, чем Уолнат-Крик, но это все еще достаточно близко к Уолнат-Крик, так что я могу привлечь клиентов оттуда.

Терапевт: Это звучит как осуществимый выбор. Как ты к этому относишься?

Клиент: Довольно хорошо. Но есть кое-что еще, я боюсь.

Контакты и поддержка

Клиентка считала, что карьера равносильна изоляции и что взрослые усердно трудятся и страдают на своей работе, не имея поддержки или контакта с другими людьми. Её мать по контракту видела работу как источник множества контактов. Она продемонстрировала это, когда она руководила группами и радовалась, планируя физические поглаживания с другими людьми до или после работы включая ходьбу, солнечные ванны, танцы, посещение сауны и занятия сексом. Она также запланировала время для карточных и настольных игр и шоппинга. Благодаря школьной работе психолога она знала большое количество учителей, административный персонал и учеников, где было много источников для контакта и стимуляции. Ведя группы, она использовала своего Ребенка большую часть времени и во время интенсивной тяжелой работы внедряла творческие подходы к решению проблем с заботой и юмором. Она хотела, чтобы ее дочь по контракту, разработала способы заботиться о себе, как и она.

Клиент: Я боюсь, что я буду одна в офисе, ждать звонка телефона, его не будет, и я буду сидеть, надеясь получить несколько клиентов, но этого не произойдет, и мне придется положиться на продавца в магазине и девушку в химчистке.

Терапевт:  И что такого? Тебе также нужно будет позвонить людям и установить время для встречи. Я думаю, что это будет О.К., и что ты можешь справиться с дискомфортом. Ты компетентна и можешь придумать способы позаботиться о себе. Что тебе понадобится от меня?

Клиент: Сначала я хочу говорить с тобой каждый день, и рассказывать, что я делаю, чтобы организовать свой офис и получить клиентов. Хочу получать обратную связь о том, насколько достаточно я делаю каждый день, а также предложения о том, как начать свою практику.

Терапевт: Это легко организовать. Как насчет того, чтобы звонить мне каждое утро и говорить, что ты планируешь делать в этот день? А я буду говорить тебе, что

я думаю об этом.

Клиент: О.К.

Соревнование

Еще один фактор, который способствовал сопротивлению клиентки создавать карьеру, была ее конкурентная система отсчета. Она верила, что работающие взрослые вовлечены в жёсткую конкуренцию, и что она должна конкурировать и побеждать, чтобы существовать. Она особенно боялась конкурировать со своей контрактной матерью, так как ее анорексия возникла из-за конкуренции с ее естественной матерью вокруг еды и ее выбора победить в соревновании, когда она морила голодом саму себя. В беседе ниже, которая произошла примерно через десять месяцев после того, как клиентка узнала о получении поддержки и установлении контакта в налаживании своей практики, она изучает не конкурентные способы быть терапевтом и общаться со своей контрактной матерью.

Клиент: Мне также страшно, потому что ты терапевт, и я не понимаю, как не конкурировать с тобой, если я делаю то же самое, что делаешь ты, и как не проиграть в этом соревновании, потому что ты гораздо лучший терапевт, чем я и у тебя было намного больше опыта.

Терапевт: Как мы могли бы не конкурировать?

Клиент: Если бы мы занимались разной деятельностью. А также, если бы мы помогали друг другу. И если мы решим не конкурировать.

Терапевт: Я спрашиваю твоего совета о клиентах. И мы делаем разные вещи – ты в основном работаешь с пациентами с анорексией, проводишь личные консультации, а я в основном групповые. На самом деле, мы могли бы рекламировать групповое и индивидуальное лечение, и ты могла бы опрашивать клиентов, которые хотят индивидуальную консультацию и отправлять мне тех, кто хочет присоединиться к группе. Мы могли бы также сделать совместную презентацию по реперетингу, я как твой терапевт, а ты как клиент, который теперь использует подход реперетинга в своей собственной работе с клиентами.

Клиент: Звучит хорошо. Намного лучше, чем быть одинокой и думать, что я неудачник, потому что я изолирована, голодна и без клиентов.

Терапевт: Хорошо. Мне нравится, что ты растешь и что ты такая сильная. Скорее, чем теряя что-то во взрослении, ты разрабатываешь новый способ относиться ко мне так хорошо, как я отношусь к тебе. Совместная работа может дать новый виток нашим отношениям. Кроме того, в следующем месяце, когда я поеду в Нью-Йорк на десять дней, я бы хотела чтобы ты взяла мои группы и обрабатывала мои звонки, провела три или четыре частных встречи с людьми, которые в них нуждаются. Я заплачу тебе. Ты сделаешь это?

Клиент: Я бы хотела это сделать, но мне страшно. Похоже на то, что для меня много ответственности сразу. А также я прихожу к тебе за заботой и надежностью.

Терапевт: Я думаю, ты справишься. И ты всегда можешь позвонить мне, если есть что-то тебе нужно или если захочешь. Также ты можешь положиться на других знакомых.

Клиент: О.К. Это будет замечательно. Я думаю, что это будет хороший опыт, хотя я все еще немного боюсь делать это. Сколько ты мне заплатишь?

Резюме

Описанная выше фаза лечения имела место с фундаментальными проблемами анорексии, угрозой взрослеть, быть женщиной и принимать на себя обязанности, связанные со взрослой жизнью и с зарабатыванием на жизнь. Конкурентная система отсчета, которая была основой, и которая увековечена во взгляде анорексиков на мир, себя и свои отношения, изменилась, когда клиентка построила профессиональные отношения со своей контрактной матерью, которая была контактной по своей природе. Более того, её старое убеждение, что взросление и наличие карьеры приводят к одиночеству и вызывают дискомфорт, были опровержены, когда она научилась вступать в контакт с людьми, чтобы получать их поддержку в своей работе. Хотя это упрощенное резюме подхода к лечению, которое является многогранным и рассматривает проблему, саму по себе сложную, тем не менее, оно показывает некоторые основные проблемы анорексии, демонстрируя, как некоторые фундаментальные анорексические проблемы могут быть решены с помощью моделирования, разрешений и поддержки.

 



Просмотров: 567
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Терапевт и клиент - фасилитация контакта.
  • Чем полезна работа с психологом: фокус на отношениях клиент–терапевт
  • Клиент и терапевт первая встреча
  • Границы взаимодействия терапевт-клиент
  • Гештальт - терапевт и клиент: феномены сотрудничества
  • Терапевтические отношения: отношения терапевт - клиент.
  • Как сделать так, чтобы клиент сам решил свою проблему?
  • Из Супервизирования...Терапевт блокирует процесс работы на границе контакта собственной тревогой.
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • Злой терапевт, добрый терапевт. Фрустрация и поддержка. Скрытые мотивы.
  • Родители хотели, чтобы я повзрослел, теперь терапевт...
  • Что делать, чтобы клиент не бросил терапию. Часть Пятая
  • Что делать, чтобы клиент не бросил терапию. Часть Шесть
  • "Когда клиент - не клиент психолога"
  • Как статьмагнитом для клиентов: шаг 4. Хороший контакт персонал + клиент = наценка выше среднерыночной
  • Когда клиент - не клиент
  • Мужчина-клиент и женщина-клиент в расстановках
  • Интроекция. Когда клиент на себя наговаривает
  • групповая арт-терапия "Плохой клиент-Хороший клиент"
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Пять уровней, через которые проходит клиент в процессе психотерапии
  • Как написать рекламу психологических услуг, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
  • Как чувствует себя психолог, когда клиент перестает появляться ?
  • Чтобы заботиться о себе, нужно хорошо знать себя
  • Чтобы клиент не ушел
  • «Клиент спрашивает сколько таких запросов у меня было. Я с этим ни разу не работал».
  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...
  • Немотивированный клиент? Будь попроще и люди к тебе потянуться



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь