|
Немотивированный клиент? Будь попроще и люди к тебе потянутьсяАвтор статьи: Васюков Игорь Леонидович
В самой постановке задачи поисков методов работы психолога с немотивированным клиентом существуют конфликты нескольких уровней:
В этом смысле ставить задачу найти эффективные методы работы с немотивированным клиентами, все равно, что найти успешный способ не только подвести лошадь к водопою вопреки ее желанию, но и заставить ее пить. А дальше возникают следующие вопросы: - Сколько воды она должна выпить? - Кто это будет решать? - Как и чем измерить объем потребляемой ею воды.
Точно также невозможно адаптировать человека к жизненной ситуации против его воли. Точно также невозможно заставить человека выздоравливать, если он этого не хочет.
Поэтому, выступая инициатором контакта с немотивированным на сотрудничество клиентом, психологу в первую очередь следует задать несколько вопросов себе: - Зачем я вхожу в контакт с этим человеком? - Какая у меня потребность в этом общении? - Какая у меня мотивация? - Какую цель я хочу достичь в результате этого взаимодействия? - Как эта цель согласуется с направлением моего профессионального и личностного развития?
Следующий этап – это непосредственное вступление в контакт с клиентом. Это самый трудный момент начала взаимодействия, ибо наиболее часто наблюдается парадоксальная картина, когда и клиент, и консультант идут навстречу друг к другу против своей воли и испытывают целый спектр негативных эмоций по поводу вынужденного разговора. Обоюдная нечестность порождает развитие заведомо известных сценариев игр, разворачиваемых в психологическом кабинете.
Противопоставлением привычному способу субъект-объектного общения, с который каждый из нас знаком с рождения, является субъект-субъектный подход, в котором консультант выступает, как такой же человек, а клиент как равноправный собеседник. В этом плане хорошо работают сообщества и группы поддержки, придерживающиеся принципов действительно демократического общества: - опыт каждого ценен; - каждый имеет право на свою точку зрения; - каждый свободен в своем выборе; - каждый имеет право высказываться и быть выслушанным; - никто не оценивает, не критикует, не осуждает.
Опыт такой наиболее эффективной модели выздоровления, как 12-ти шаговая программа, по которой работают зависимые и созависимые люди, говорит о том, что самое важное, что вы можете сделать для другого страдающего человека, - это поделиться с ним собственным опытом решения той или иной проблемы. Консультант, который говорит с человеком не с высоты своего профессионального статуса, а делиться собственными переживаниями, окажет гораздо большее влияние на отношение к происходящему, нежели консультант, формально исполняющий свой профессиональный долг.
Третий шаг после проявления личного интереса к собеседнику – выяснение его действительных потребностей: - Что для него важно в данный момент? - От чего он сейчас страдает? - Какие у него есть потребности?
Здесь, возвращаясь к вопросу о работе с немотивированным клиентом, можно утверждать, как это делают многие психологи и социальные работники: немотивированного клиента не бывает. Такая формулировка удобна для объяснения того, почему работа, не приводит к поставленной цели. Бывает отсутствие контакта и неисследованные потребности клиента.
Далее уже можно совместно искать способы удовлетворения этих потребностей, ставить цели и задачи их достижения, а также предлагать различные формы работы с клиентом.
Совместно с Юлией Васюковой
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|