Немотивированный клиент? Будь попроще и люди к тебе потянуться

Немотивированный клиент Будь попроще и люди к тебе потянуться

 

В самой постановке задачи поисков методов работы психолога с немотивированным клиентом существуют конфликты нескольких уровней:

 

  • Экзистенциальное противоречие, ибо никакой простой смертный человек не в силах повлиять на судьбу другого человека. Это послание транслируется через древние мифы, Библию, волшебные сказки, современные анекдоты и через опыт практикующих психотерапевтов.
  • Противоречие между выполнением своего профессионального долга, когда психологу приходиться вынужденно общаться с клиентом, и позицией профессиональной компетентности психолога, которая говорит ему о том, что,  выступая инициатором проведения психологического вмешательства, он поступает некорректно с профессиональной точки зрения.
  • Противоречие, создаваемое на пути общения самим субъект-объектным подходом к клиенту, когда общество указывает человеку на то, что у него есть проблемы, и что он должен измениться, иначе последуют наказания. Решая задачи по мотивированию клиента, психолог изначально ставит себя в зависимую от клиента позицию, противоречащую с демократическими принципами диалога.
  • Противоречие между актуальными потребностями клиента и потребностями, которые ему приписывает общество.
  •  

    В этом смысле ставить  задачу найти эффективные методы работы с немотивированным клиентами, все равно,  что найти успешный способ не только подвести лошадь к водопою вопреки ее желанию, но и заставить ее пить. А дальше возникают следующие вопросы:

    - Сколько воды она должна выпить?

    - Кто это будет решать?

    - Как и чем измерить объем потребляемой ею воды.

     

    Точно также невозможно адаптировать человека к жизненной ситуации против его воли. Точно также невозможно заставить человека выздоравливать, если он этого не хочет.

     

    Поэтому, выступая инициатором контакта с немотивированным на сотрудничество клиентом, психологу в первую очередь следует задать несколько вопросов себе:

    - Зачем я вхожу в контакт с этим человеком?

    - Какая у меня потребность в этом общении?

    - Какая у меня мотивация?

    - Какую цель я хочу достичь в результате этого взаимодействия?

    - Как эта цель согласуется с направлением моего профессионального и личностного развития?

     

    Следующий этап – это непосредственное вступление в контакт с клиентом. Это самый трудный момент начала взаимодействия, ибо наиболее часто наблюдается парадоксальная картина, когда и клиент, и консультант идут навстречу друг к другу против своей воли и испытывают целый спектр негативных эмоций по поводу вынужденного разговора. Обоюдная нечестность порождает развитие заведомо известных сценариев игр, разворачиваемых в психологическом кабинете.

     

    Противопоставлением привычному способу субъект-объектного общения, с который каждый из нас знаком с рождения, является субъект-субъектный подход, в котором консультант выступает, как такой же человек, а клиент как равноправный собеседник. В этом плане хорошо работают сообщества и группы поддержки, придерживающиеся принципов действительно демократического общества:

    - опыт каждого ценен;

    - каждый имеет право на свою точку зрения;

    - каждый свободен в своем выборе;

    - каждый имеет право высказываться и быть выслушанным;

    - никто не оценивает, не критикует, не осуждает.

     

    Опыт такой наиболее эффективной модели выздоровления, как  12-ти шаговая программа, по которой работают зависимые и созависимые люди, говорит о том, что самое важное, что вы можете сделать для другого страдающего человека, - это поделиться с ним собственным опытом решения той или иной проблемы. Консультант, который говорит с человеком не с высоты своего профессионального статуса, а делиться собственными переживаниями, окажет гораздо большее влияние на отношение к происходящему, нежели консультант, формально исполняющий свой профессиональный долг.

     

    Третий шаг после проявления личного интереса к собеседнику – выяснение его действительных потребностей:

    - Что для него важно в данный момент?

    - От чего он сейчас страдает?

    - Какие у него есть потребности?

     

    Здесь, возвращаясь к вопросу о работе с немотивированным клиентом, можно утверждать, как это делают многие психологи и социальные работники: немотивированного клиента не бывает. Такая формулировка удобна для объяснения того, почему  работа, не приводит к поставленной цели. Бывает отсутствие контакта и неисследованные потребности клиента.

     

    Далее уже можно совместно искать способы удовлетворения этих потребностей, ставить цели и задачи их достижения, а также предлагать различные формы работы с клиентом.

     

     

     

    Совместно с Юлией Васюковой

     

     



    Просмотров: 412
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • К вопросу о методах работы психолога с немотивированным клиентом
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Личная терапия или как это, быть клиентом психолога?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Как достичь любую цель. Что это за загадочный коучинг? И при чем тут нейропластичность и жизненный опыт.
  • Границы профессионального общения психолога с клиентом: каковы признаки злоупотреблений?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Опыт общения клиента с психологами (а также психиатрами, неврологами и одним кинезиологом).
  • 6 мифов о том, что будет, когда вы встретите действительно своего любимого человека
  • Терапевтическая сказка о том, что каждый имеет право на ошибку
  • Работа психолога с клиентом по этапам развития человека.
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Когда психолог становится клиентом? Из личного опыта расстановочной работы.
  • Какие цели ставит перед собой психолог в работе с клиентом.
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Как создать авторскую программу для индивидуальной работы с клиентом?
  • Сила воли или почему не сбывается загаданное. И почему это важно для работы психолога.
  • Простой тест для работы с клиентом.
  • Первый опыт работы с обесценивающим клиентом
  • Как написать сценарий фильма и заработать? Практика для работы с клиентом
  • Стоит ли все, что происходит между терапевтом и клиентом называть психотерапией?
  • Творческая цель: что это такое и как ее найти
  • Ты это я, но я это не ты: как выйти из тени другого человека
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как эффективнее достичь цели или «Не суетись под клиентом»!
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Насилие — это... (особенности работы с клиентом, пережившим насилие)
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь