Инфантилизм - как поиск рая на земле или «Мама знает лучше»!

Инфантилизм - как поиск рая на земле или «Мама знает лучше»!

Утраченное эго и другие аспекты инфантилизма с точки зрения гештальт-подхода.

"Взросление - чертовски трудная штука. Гораздо легче перейти из одного детства в другое". Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Метафора рая на земле это питательная, не кончающаяся материнская  грудь и  поиск материнской груди в различных вариантах. Взрослый человек испытывает ужас существования и ужас ответственности за выборы в жизни, поэтому ищет грудь психическую и надежные материнские руки, которые всегда все сделают за человека.

От этого все «вя» и «бе» - детские «крики», выраженные «взрослыми» словами, а также внутренние душевные метания.

На одном полюсе бессилие и слабость инфантильного человека, на другом всевластие и всемогущество человека, поддерживающего инфантильность.

Существуют семьи с поколениями «взрослых детей». В таких семьях власть и контроль сосредоточены в руках одного человека, который ресурсен и способен поддерживать «младших членов семьи», например деньгами. Однако это иллюзия власти, и иллюзия контроля – каждый младший творит что захочет, «партизанит» когда старший не видит. А старший несет ответственность за поступки младшего и несет обязанность поддерживать ресурсами. У старшего незавидная позиция, он оказывается в роли "неиссякаемой мамы".  Эта мама придет и решит проблемы, младшему нужно только погромче поплакать и потопать ногами.

Статью подготовили: гештальт-терапевт, тренер, супервизор Московского Гештальт Института Татьяна Саморукова, гештальт-терапевт, психолог Анна Девятка, гештальт-терапевт, психолог Константин Саморуков.

ИНФАНТИЛИЗМ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ SELF

В процессе личностного роста и взросления, ребенок удовлетворяет потребности, необходимые для конструктивного развития. Ребенок САМ сталкивается с новизной окружающего мира и ищет способы творческого приспособления. В конструктивном варианте: мама - это поддержка, к которой ребенок обращается, если захочет. Задача взрослого выдержать тревогу и дать ребенку пробовать сделать желаемое самому.  Если взрослый не выдерживает себя и не даёт ребёнку приобретать собственный опыт, происходит подмена функции ЭГО (процесс осуществления выбора) ребенка и у ребёнка формируется пассивный способ адаптации к новым событиям мира. Этот способ: кричать, плакать и требовать маму, чтобы мама пришла и сделала выбор за него. 

Комплиментарная позиция взрослого заключается в том, что ему спокойнее подменять ЭГО ребенка, чем помогать малышу взрослеть и обретать веру в себя. Взрослый поддерживает внешний контроль и фрустрирует самостоятельное преодоление сложной ситуации самим ребенком.  Ребенок начинает жить в соответствии с установкой, что сам с ситуацией справиться не может, нужен взрослый.

Соответственно, ЭГО – функция утрачена. Искаженное представлении о самом себе, вытеснение знания о собственных навыках и умениях лишает свободы выбора и вынуждает инфантильного человека оставаться в ужасе беспомощности. В таком случае выбор действия происходит "как обычно" без осмысления и тогда это увы, не выбор. А привычный паттерн поведения.

К инфантилизму также относятся уклонения, избегания в виде: "я не могу, я болею", психосоматика и ипохондрия, расстройства пищевого поведения.

ИНФАНТИЛИЗМ КАК СЛЕДСТВИЕ ГИПЕРОПЕКИ РОДИТЕЛЕЙ

Постоянное улучшение, непрерывный «апгрейд» собственного ребенка, замена мотивации ребенка ведет к тому, что повзрослевший ребенок привыкает жить по указанию других. И не знает как жить сам. Не знает чего хочет, в каком направлении развиваться.

Поддерживающий инфантилизм ребенка взрослый чувствует неустойчивость и понимает иллюзорность власти и контроля. Поэтому, для того чтобы удержать ребенка в зоне влияния, начинает подавлять ребенка. Появляются запреты на свое мнение – «мама знает как лучше», используется обесценивающая критика: «опять ты все не так сделал». Возникает ощущение «поводка», за который взрослый дергает и осаживает ребенка «к ноге», дабы не дай Бог он не понял, что может стать самостоятельным. В ход идет и обесценивание, и поддержание страха оценки, культивирование чувства вины и стыда.

Ребенок начинает сомневаться в себе на уровне ядра личности. Инфантильность - «идеальный»  выход быть в безопасности и нравиться маме. Так инфантилизм закрепляется в виде способа удовлетворения невротической потребности – в любви и ласке. Неумеха, зато любимый. А уж мама придет, и сделает.  Таким образом контроль за взрослым оказывается в руках ребенка.

Ребенок вырастает. И становится инфантильным взрослым.

ОТНОШЕНИЯ С ИНФАНТИЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ

Отношения взрослых инфантильных людей с партнерами характеризуются высоким уровнем возбуждения и низким уровнем дифференциации.

Так, человек не умеет адекватно оценивать сам себя и поступки. В нестандартных ситуациях привычно начинает плакать и требовать сделать как он просит.

Удивительно, но такой паттерн поведения сохраняется и во взрослом возрасте. Например, когда жена топает ногами и кричит от ужаса в стрессовой ситуации, потому что и в голову не приходит, что может справиться сама. Навык адаптации пассивен, поэтому так нужна помощь мужа. Жена взывает о помощи так как умеет, с помощью крика и скандала. 

Происходит это потому, что человек попадает в бессилие, униженность, стыд или вину, возникает высокий уровень психического возбуждения, который затем сбрасывается через аффект. Жена в плену интроекта, установки подаренной родителями: "Я - не способна ничего сделать сама, я такая несамостоятельная". С помощью этого интроекта происходит нарушение функции Персонелити, т.е. искажение представления о себе и как следствие нарушение  Self-процесса человека.

Люди в таких ситуациях говорят «Меня несет, не могу остановиться». Действительно это так, потому что функция самоконтроля снижена – там и тогда отдана контролирующему взрослому. Мышление категорично и ригидно – существует только одна правда, либо он, либо я. После эскалации конфликта инфантильный взрослый уходит в глухую защиту и пытается восстановить позиции используя вину. Например, приложив максимум усилий чтобы завиноватить другого, и таким образом занять безопасную позицию «сверху». Если этот вариант не получился, то берет вину на себя, начиная манипулировать "Я так виновата перед тобой". Эта манипуляция не похожа на искренние извинения и называется проективная идентификация.

Самоощущение инфантильного взрослого искажено, стыд вытеснен. Реальность старательно игнорируется, потому что важно сохранить нужную картину мира.

Причем внешний мир обретает угрожающие очертания и человек ждет нападения и нарушения психологических границы. Поэтому держит наготове такой инструмент как "обиду".

Такой стиль общения затрудняет контактирование в паре и требует от партнера колоссального терпения и любви.  Инфантильных людей характеризует сниженный самоконтроль, повышенная тревожность, десоциализация, детское наивное поведение в неуместных ситуациях. Если инфантильному взрослому «повезет» и он создаст комплиментарную пару с партнером, знающим «как надо» жить и склонному к родительской позиции –  это везение для него. Инфантильность одного партнера компенсируется сверх-ответственностью и взрослостью второго.

РАБОТА ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПЕВТА С КЛИЕНТОМ

Инфантильный человек отщепляет часть своей энергии и проецирует на другого человека. Цель работы с гештальт-терапевтом: помочь человеку вернуть себе энергию. Присвоение этой энергии вернет силу и веру в себя, воодушевит к взрослению и придаст интереса в жизни. Хорошо работает сочетание личной терапии и группы, обучающей базовым психологическим навыкам, необходимым для личностного роста.

 Если Вы интересуетесь данной темой и хотите подробнее разобраться как работают подобные механизмы и в других психических процессах приглашаем на наши группы:

Тренер, супервизор, гештальт-терапевт Московского Гештальт Института Татьяна Саморукова, +79165454826

Гештальт-терапевт, психолог Анна Девятка, +79161919699

Гештальт-терапевт, психолог Константин Саморуков , +79262791642

Youtube канал - GestaltUniverse 

 



Просмотров: 511
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Инфантилизм - как поиск рая на земле или «Мама знает лучше»!
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • Что такое гештальт-терапия и чем гештальт-терапевт может помочь
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • "Селёдка, мама и вареники с вишней" или "Мама - тоже человек".
  • Старший ребенок после рождения младшего становится "взрослым"...
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Разведенная мама-"ребенок" и ее "взрослая" дочь
  • Техника "Ребенок-взрослый"
  • "Хочу быть уверенным в себе": работа в гештальт-подходе
  • "Экспертный анализ поведения человека в сложных ситуациях"; Е.В. Гришунина
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • "Мама, я тебя не люблю" - говорит вам ваш ребенок. Правда ли это?
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Привязанность I Мама - значимый для ребенка взрослый.
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • "Взрослый" ребенок
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Аффект тормозит интеллект". Как сделать процесс обучения приятным для ребенка.
  • С чем работает гештальт-терапевт: контакт со средой как гештальт
  • "Зеркальные расстановки" или "Сам себе терапевт".
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь