Святая наука – услышать друг друга…

Давно известно, что способность слушать собеседника относится к числу тех, которые имеют особую цену. И совсем не зря говорят, что это – настоящее искусство. Оно включает в себя и умение услышать мысли собеседника, и способность вникнуть в то, что стоит за его словами. Это искусство построить диалог таким образом, чтобы расположить оппонента к себе, искренне заинтересоваться его мыслями, а при необходимости – направить разговор в нужное русло.

Практика показывает, что нет некоей единой формулы хорошего слушателя. Как именно следует воспринимать слова собеседника, зависит от множества факторов. Например, от его психотипа. Если разговор протекает в деловом ключе, то основной акцент делается на запоминании ключевой информации и периодическом повторе основных моментов беседы. И совсем другое дело – беседы личного характера. Здесь есть место и более непосредственному общению, и дружеским шуткам, и эмоционально окрашенным моментам, встречающимся в подобном разговоре.

Главное – внимание

Когда дело касается умения вести разговор, это действительно так. Искренний интерес к каждому слову собеседника, к тому, что он хочет выразить трудно переоценить. Способность внимать мыслям собеседника, умение пропускать через себя его мысли гораздо важнее, чем собственное красноречие. В том случае, когда вы на протяжении всей беседы не говорили сами излишне много, а переспрашивали собеседника, уточняли важные тезисы диалога, при необходимости повторяя их, то можете быть уверены: ваш оппонент, скорее всего, посчитал вас человеком, приятным во всех отношениях.

В процессе беседы самой правильной стратегией будет не беседовать о собственной персоне, а искренне интересоваться собеседником: его вкусами, предпочтениями, взглядами на те или иные аспекты жизни. Разумеется, можно и нужно вплетать в разговор и фрагменты о себе. Но уместно это делать для того, чтобы выстроить с собеседником начало устойчивого диалога.

Еще одна неотъемлемая часть хорошего слушателя – это так называемая подстройка под собеседника. Вы можете подстраиваться под темп его речи, мимику, под выражение лица и непроизвольные жесты, которыми сопровождается беседа. Такое «отзеркаливание» как бы подсказывает вашему оппоненту, что вы единомышленники и вам можно доверять. Как только у вас появится привычка «чувствовать» другого участника разговора, то все необходимые «подстройки» будут даваться вам достаточно легко.

Если говорить о зрительном контакте с собеседником, то здесь также есть свои тонкости. Важным моментом здесь является то, как именно вы смотрите на того, с кем говорите. Вы можете встретить огромное количество людей, которые в процессе разговора избегают смотреть в глаза своему собеседнику. Есть и такие, чей взгляд выражает недоверие, критическое восприятие сказанного другим, настрой на негативную оценку происходящего. Разумеется, это вряд ли будет способствовать пониманию и появлению взаимного доверия.

Отсюда можно сделать вывод, что умение смотреть в глаза также является очень важным моментом построения диалога. Позитивный, ободряющий, доброжелательный взгляд наверняка поможет установить в разговоре устойчивый контакт.

 Портрет хорошего собеседника

Для того чтобы стать собеседником, с которым интересно общаться, следует иметь понятие о таком термине как конфликтогены. Под ними понимают элементы диалога –слова или жесты – которые могут привести к негативному развитию беседы и возникновению конфликта. Разумеется, о них следует знать для того, чтобы в разговоре, по возможности, избегать. Резкие и негативные суждения и оценки, возражения, различного характера жалобы, обвинения и нелицеприятные отзывы о людях или обстоятельствах могут выстроить непреодолимый барьер на пути к действительно плодотворному общению.

В противовес конфликтогенам следует освоить и закрепить навык так называемого «тотального «Да». Его применение даст собеседнику уверенность в том, что он услышан и понят правильно. Те, кто в совершенстве овладел искусством слушать собеседника, повторяют вслух узловые моменты беседы. Если есть необходимость уточнить мысль, то уместно повторить ее своими словами, давая собеседнику понять, что вы не просто слушаете, а внимательно переосмысливаете сказанное им. Также могут оказаться полезными и знаки слушания, которыми сопровождается беседа. Кивание головой в процессе изложения того или иного тезиса, одобрительные междометия, реагирование глазами на важные моменты разговора – все это поможет собеседнику понять, что вы искренне интересуетесь происходящим.

Приемов грамотного слушания много, и начинать тренировать свое умение можно с любого из них. Однако специалисты сходятся во мнении, что одной из основных задач в этой области является приобретение навыков так называемого нерефлексивного слушания. Суть его состоит в том, что вы учитесь вникать в слова другого участника разговора, но при этом ваше собственное внешнее участие сводится к минимуму. Как только вы освоите этот навык, можно переходить к освоению активного слушания, позволяющего превратить обычный разговор в живой и конструктивный диалог.

Очень помогает в общении с женщинами и любыми другими взрослыми, которые находятся во власти чувств эмпатическое слушание. А также этот способ слушания помогает разговорить молчаливую обиду. 



Просмотров: 622
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Какие жесты помогут расположить к себе собеседника и заставят его принять мою точку зрения?
  • Как стать приятным собеседником? Искусство диалога
  • 6 простых навыков, которые помогут улучшить понимание собеседника
  • Как начать диалог, если боишься реакции собеседника
  • Как расположить к себе собеседника?
  • Конструктивный разговор в семейной паре (+схема беседы)
  • Как расположить к себе собеседника невербальными знаками: 9 лайфхаков
  • Рекомендации по формированию умения донести до собеседника свою мысль
  • Уметь слушать собеседника, потому что...
  • Самый важный навык идеального собеседника
  • Искусство риторики: как вернуть собеседника к конструктивному разговору
  • «Я ем не для того, чтобы есть, я ем для того, чтобы выжить».
  • Для того чтобы видеть, нужно быть Здесь!
  • Как сосредоточиться на речи собеседника? (секреты психолога)
  • Подсознание как неинструментальный полиграф, или учимся скрытно тестировать любого собеседника
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Ходячий цитатник или когда у собеседника нет своего мнения
  • Если вы можете сказать эти слова своему любимому человеку, значит вы действительно его любите
  • Что делает собеседника интересным
  • 10 признаков неприятного собеседника
  • 5 признаков плохого собеседника
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Определение внутреннего состояния собеседника
  • Большая ложь: как уличить собеседника во лжи
  • Слушание слушания – еще одна королевская дорога к пониманию бессознательного
  • Испорченный телефон! Хотим ли мы слышать собеседника?!
  • Сканируем подсознание собеседника по жестам ладони
  • Манипулятивные техники - Разговор: Управление процессом разговора
  • Чем разговор с психологом отличается от разговора с подругой, или За что вы платите?
  • Чем бытовая реакция на рассказ собеседника отличается от реакции психотерапевтической?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь