О связи психологии с религией

Давно размышляю о связи и различии психологии с религией. Странно, что некоторые их путают и обращаются за одним, когда нужно другое. А может, это и не странно, а очень даже логично. 

Иногда к психологу идут за поддержкой и напутствием — проще говоря, за советом, за толчком к действию, за пинком. А он пинка не даёт. Или вот приходят в церковь, когда на душе смута и неразбериха, и сложно разобраться, и сложно не винить себя — а получают чёткие рекомендации, как избавиться от грехов, как перестать думать только о себе.

Действительно, многие из нас, оказавшись в трудной ситуации, понятия не имеют, куда бежать. Кто раскрывается в общении — к другу идёт, кто стыдится — к психотерапевту, кому страшно — к священнику.

Я — православная христианка, я — верующая. Я не из тех, кто истово бьёт себя в грудь и стирает колени, доказывая свою веру, я просто знаю, что есть кто-то, кто выше и мудрее нас. Иначе ведь страшно и слишком просто. Вообще думаю, атеистам труднее живётся — у них ресурса нет, веры нет — а, значит, и надежды. Только сами они себе ресурс, и вера, и надежда, а иной раз в человеке самом трудно их отыскать, особенно надежду, и когда в кризисе он — хорошо бы тогда к божественной сущности обратиться. А коли нет нужды или веры — так и шансов мало, что обратится. Это же и к психологам относится, и к психотерапевтам — обратившись к ним, можно расширить понимание, себя увидеть, понять и принять, а коли нет доверия и желания менять что-то, так и не придут к ним — ни к психологу, ни к священнику, ни к Богу — и вот здесь связь этих направлений, если можно так это назвать.

Вообще-то я, с точки зрения церкви, часто грешу, я знаю об этом, я допускаю в себе живое и неправильное: пользуясь психологическим языком — я себя принимаю. А христианство говорит нам о том, что этого делать не нужно, что следует бороться с собой, своими недостатками и грехами, нужно постоянно спрашивать себя: "А всё ли я правильно делаю? А не сделал ли я греха?" То есть нужно постоянно анализировать и рефлексировать, нужно бояться и исправлять, нужно стремиться к правильности, к некому идеалу. 

В психотерапии тоже проповедуется анализ и рефлексия, но с другой целью — чтобы понять, а не свернул ли я со своего истинного пути, не забыл ли себя, не запихнул ли вглубь свои потребности — то есть полное доверие себе как высшему и единственно верному идеалу.

С другой стороны. Я прихожу на службу, рассказываю о своих грехах священнику и принимаю причастие. Это особый момент, он вызывает много трепетных чувств. Если разобрать это по полочкам, расчленить на чувства и переживания на гештальтский манер, получается следующее.

Я рано встала, не выспалась, не завтракала, читала молитвы, я готовлюсь рассказать постороннему человеку о том, чего не рассказываю никому — то есть я уже в несколько ином расположении духа — я в тревоге. Затем я стою в очереди на исповедь — тревога повышается, появляется предвестник стыда — смущение. Приходит черёд исповеди — моей исповеди — я прячу взгляд, запинаюсь и читаю по бумажке — я испытываю дикий стыд, дичайший, мне тягостно, я плачу, я чувствую вину и раскаяние. Священник крестит меня, благословляет на причастие, и я отхожу. Я выдыхаю и чувствую прилив сил. Самое страшное — позади.

Тем не менее, стыд ещё жив во мне, и я, плача, присоединяюсь ко всем остальным. В этот момент как будто идёт постконтакт, я уже не мучаюсь границей трудного контакта, я отхожу — но пока ещё перевариваю. Постепенно успокаиваюсь — смотрю на людей вокруг, слушаю пение, чувствую себя. Возвращаюсь.

Вся эта процедура ни больше, ни меньше как чистая психотерапия. Что есть исповедь как не откровенная сессия с психологом? Что есть причастие как не облегчение — когда чувствуешь полное принятия себя терапевтом — другим, по сути, человеком, ничем тебе не должным. Именно в накале чувств, именно в том, как человек собирается, встречается, взаимодействует и расстаётся — то, что называется в гештальт-терапии циклом контакта — именно в этом и схожа психотерапия с религией — с христианством.

Потому я думаю, что религию следует считать частью психологии. В узком смысле, конечно, — как средство помощи ближнему. Кто-то, конечно, оспорит и скажет, что религия — это тщательно продуманная манипуляция массой — но тот, кто так думает, наверняка то же самое скажет и о психотерапии. Так что и тут эти два направления схожи. Те же, кто посчитает оскорбительным сравнивать веру и психологию, — тоже по-своему правы, и я ни в коем случае с ними не спорю.



Просмотров: 350
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Чувствую себя одиноко, перестала развиваться совсем. С какой собой мне нужно бороться?
  • А есть А. Или почему в первую очередь нужно слушать себя.
  • Чтобы заботиться о себе, нужно хорошо знать себя
  • Почему так сложно понять себя и зачем это нужно
  • Почему мы не любим себя или сколько нужно зарабатывать, чтобы почувствовать себя профессионалом
  • Как понять себя. Часть 2. Нужно что-то менять в своей жизни!
  • "Я не знаю, что я чувствую." Как понять себя
  • Почему нужно перестать сравнивать себя с другими?
  • Боюсь людей. Чувствую себя дерьмом. Думаю, что меня будут ругать, пошлют на 3 буквы.
  • Почему нужно перестать сравнивать себя со всеми остальными
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Роли выживания – Фанат: «Только я знаю, что, как и когда нужно делать»
  • "Нужно просто любить себя!" - ну такое...
  • Убегая от себя, есть способ защиты себя. Это эллюзия.
  • Действительно ли нужно себя мучить, чтобы что-то получилось?
  • Почему так страшно принимать себя таким, какой ты есть?
  • "Коли есть отец да мать, так ребенку благодать" или о психологии отцовства.
  • Ребёнок отказывается есть. Нужно ли заставлять его есть?
  • Что значит - ПРИНЯТЬ СЕБЯ ТАКОЙ, КАКАЯ Я ЕСТЬ? (рассуждения молодой женщины)
  • Рэкетные чувства или Почему я чувствую себя все время виноватым либо постоянно обижаюсь?
  • Другой - не поставщик твоего ресурса. Он лишь показал, что в тебе есть это самое лучшее
  • «У меня есть тараканы» или комплекс неполноценности: как принять и полюбить себя.
  • Не делай себя меньше, чем ты есть
  • Что делать, когда убили веру в себя...
  • легчает ли если есть опора на себя?
  • Как принять себя, когда видишь в себе столько изъянов?
  • Не забывайте про себя. Вы у себя есть!
  • Как найти себя? Каждому нужно сделать ЭТОТ шаг...
  • Постоять за себя: 10 правил, о которых нужно рассказать ребенку



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь