Тип темперамента дошкольников и его учёт в обучении и воспитании

С целью оптимизации обучения и воспитания важно учитывать часто упускаемый фактор - возможный тип темперамента.

   Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов, влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.  К свойствам темперамента относят: реактивность, активность - и их соотношение; темп реакций; пластичность и ригидность; экстраверсия и интроверсия; эмоциональная возбудимость. В.Д. Небылицын выделял в структуре темперамента два основных компонента - активность, проявляющуюся в моторике, общительности и познавательной сфере, и эмоциональность.

      К специфическим особенностям дошкольного возраста относят: слабость возбудительного и тормозного процессов; их неуравновешенность; высокую чувствительность; быстрое восстановление. Типы темперамента детей определяются в процессе наблюдения за их поведением и деятельностью.

      Еще Б.М. Теплов обратил внимание на то, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов.   У холериков движения резкие, напряженные, порывистые, не всегда, особенно на первых порах, согласованные. Двигательные навыки образуются труднее, чем у сангвиников. Посторонние помехи существенно влияют на их деятельность. После тренировки они приближаются к уровню сангвиников. Движения флегматиков замедленные, но высококоординированные. Благодаря их точности, согласованности, настойчивости, они в значительной мере компенсируют свою инертность, показывая высокую продуктивность труда. Для меланхоликов характерны скованные, неуверенные, хаотичные движения. Навыки у них вырабатываются с трудом и легко тормозятся. После упражнений они могут достигать удовлетвори­тельного уровня, но только в привычной обстановке.

   От темперамента в значительной степени зависит быстрота и лёгкость заданий на словесное восприятие. Дети, с трудом выполняющие задания, где значимо словесное  восприятие, - это контингент «риска» при обучении письму, у них плохо развита моторика, недостаточно развит механизм координации движений, плохая пространственная ориентация, а возможны и недостатки зрительной коррекции движений. Как правило, у таких детей темп работы очень медленный, штрихи неровные, неуверенные, наклон плохо соблюдается, не сохраняется соотношение штрихов.

      в свете вышеизложенного нами  представляется целесообразным  учет свойств темперамента конкретной  личности при организации деятельности. Таким образом, индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться не только на знании его анатомо-физиологических, психических и возрастных особенностей, но  и особенностей его темперамента.



Просмотров: 584
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Индивидуальный стиль деятельности или особенности темперамента?
  • Как организовать праздник для ребенка в зависимости от его темперамента?
  • Типы темперамента и их характеристика
  • Типы темперамента: Меланхолик, Флегматик, Сангвиник, Холерик.
  • «Гибкость темперамента»
  • Наши четыре темперамента
  • Взаимосвязь Характера и Темперамента.
  • Психологическая интерпретация детского темперамента
  • Стрессоустойчивость студентов с разным типом темперамента
  • Учет психологических особенностей детей дошкольного возраста при обучении иностранному языку
  • Программа содействия гармонизации развития психических процессов детей - сирот. С примерами упражнений.
  • Тонкости психических процессов после травмы насилия
  • Положительные эффекты песочной терапии для детей с учетом возрастных особенностей
  • Помогает ли критика в воспитании и обучении детей?
  • Индивидуальный подход в воспитании детей
  • Ваш ребенок кривляется...Навязчивые движения и тики у детей
  • Навязчивые движения у детей – «дурные» привычки или болезнь?
  • Метафора психических процессов. Автобус
  • Изучение особенностей корпоративной культуры дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)
  • Как замотивировать дошкольников к познавательной деятельности. Об игровых и подвижных методах обучения.
  • Нейролингвистика. Архитектоника языка, как одного из субстратов психических процессов.
  • Идеалы и реальность: трансформация в процессе движения
  • Этапы развития личности. Соотношение внутреннего возраста и реального
  • Экспериментальное исследование особенностей речевой деятельности у мужчин, больных шизофренией
  • Динамика психоэмоциональных особенностей созависимых женщин в процессе терапии
  • Этиология негативных эмоционально- поведенческих реакций у детей дошкольного возраста.
  • Влияние особенностей воспитания на характер и поведение ребёнка.
  • Определяем темперамент у детей дошкольного возраста
  • Выявлен главный фактор риска психических расстройств
  • Сила слова в воспитании и обучении. Часть 2



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь