|
Тип темперамента дошкольников и его учёт в обучении и воспитанииАвтор статьи: Аксёнова Елена Викторовна
С целью оптимизации обучения и воспитания важно учитывать часто упускаемый фактор - возможный тип темперамента. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов, влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания. К свойствам темперамента относят: реактивность, активность - и их соотношение; темп реакций; пластичность и ригидность; экстраверсия и интроверсия; эмоциональная возбудимость. В.Д. Небылицын выделял в структуре темперамента два основных компонента - активность, проявляющуюся в моторике, общительности и познавательной сфере, и эмоциональность. К специфическим особенностям дошкольного возраста относят: слабость возбудительного и тормозного процессов; их неуравновешенность; высокую чувствительность; быстрое восстановление. Типы темперамента детей определяются в процессе наблюдения за их поведением и деятельностью. Еще Б.М. Теплов обратил внимание на то, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. У холериков движения резкие, напряженные, порывистые, не всегда, особенно на первых порах, согласованные. Двигательные навыки образуются труднее, чем у сангвиников. Посторонние помехи существенно влияют на их деятельность. После тренировки они приближаются к уровню сангвиников. Движения флегматиков замедленные, но высококоординированные. Благодаря их точности, согласованности, настойчивости, они в значительной мере компенсируют свою инертность, показывая высокую продуктивность труда. Для меланхоликов характерны скованные, неуверенные, хаотичные движения. Навыки у них вырабатываются с трудом и легко тормозятся. После упражнений они могут достигать удовлетворительного уровня, но только в привычной обстановке. От темперамента в значительной степени зависит быстрота и лёгкость заданий на словесное восприятие. Дети, с трудом выполняющие задания, где значимо словесное восприятие, - это контингент «риска» при обучении письму, у них плохо развита моторика, недостаточно развит механизм координации движений, плохая пространственная ориентация, а возможны и недостатки зрительной коррекции движений. Как правило, у таких детей темп работы очень медленный, штрихи неровные, неуверенные, наклон плохо соблюдается, не сохраняется соотношение штрихов. в свете вышеизложенного нами представляется целесообразным учет свойств темперамента конкретной личности при организации деятельности. Таким образом, индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться не только на знании его анатомо-физиологических, психических и возрастных особенностей, но и особенностей его темперамента. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|