|
Индивидуальный подход в воспитании детейАвтор статьи: Мироненко Евгений Викторович
Как-то, просматривая новости, я натолкнулся там на такую историю: «Женщина впервые за 30 лет воспользовалась душем». В возрасте пяти лет она, съезжая с водяной горки, испугалась, что ее внизу не поймает отец, и после этого она тридцать лет не могла пользоваться водой, используя для гигиены только влажные салфетки. Избавиться от страха воды ей помог гипноз. Читая это, я вспомнил о человеке, которого учили плавать, просто закинув сразу на глубокое место в открытом водоеме. Он поплыл, хоть не сразу, а нахлебавшись воды и испытав страх, но поплыл. И этот страх никак не помешал ему в дальнейшем пользоваться водой. То, что каждый человек индивидуален, уже не оставляет никаких сомнений, а потому любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности. Одного ребенка бросили в воду и он поплыл - а другая испугалась воды, скатываясь с горки, и 30 лет ею потом не пользовалась. Важности индивидуального подхода в воспитании уделяли внимание такие известные психологи и педагоги, как Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский Е.Н.Водовозова, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко. Используя любую, самую гениальную программу детского воспитания, всегда нужно учитывать индивидуальные особенности. А.С.Макаренко предлагал уделять особое внимание темпераменту ребенка. Он писал: Цели индивидуального воспитания заключаются в определении и развитии личных способностей и направленностей в области не только знания, но и характера… учет проявлений характера и темперамента сложен и должен быть очень тонок по своей воспитательной инструментовки. Ко мне часто обращаются родители, желающие переделать своих «неправильных» детей. На приеме мужчина лет 38, коротко стриженный подтянутый военный крепкого, коренастого телосложения и подросток 13 лет с большими мечтательными глазами. Отец - человек, имеющий в своем характере ведущим эпилептоидный радикал, для него превыше всего в жизни правила, а правильный мужчина – это сильный мужчина. Сын же растет «размазней». Пишет стихи и мечтает играть в театре. Для мужчины в понимании отца это неправильно, но никак не получается заставить сына заниматься мужскими видами спорта. Оплатил занятия по вольной борьбе, а сын врал, что посещает их, а сам бегает на какие-то занятия по самодеятельности. У его сына выраженный демонстративный радикал в психотипе, он пишет песни и стихи, сочиняет пьесы, одну из которых они ставят в актерском кружке, где он играет не последнюю роль, а после девятого класса хотелбы поступать в театральное училище. Надо ли говорить, что в этот момент отец взорвался и начал кричать на сына, что тот его позорит, и если не захочет идти в нормальный ВУЗ, то пойдет в армию. Я рассказал отцу такую метафору: «Вот Вы психологически, как спортсмен-тяжеловес, и Вы очень хороши в этой деятельности, потому что и физически, и психологически соответствуете этому. И Вы хотите, чтобы и Ваш сын был хорошим тяжеловесом. Но он природой задуман по-другому, например, как баскетболист. Согласитесь, хороший баскетболист ничем не хуже хорошего штангиста, они просто разные и каждый хорош в своем деле. Конечно, так как он от Вас зависит сейчас и психологически, и материально, Вы можете его попробовать «сломать» и сделать из него посредственного тяжеловеса. Но ни он, ни Вы от этого не станете более счастливыми. А вот если он будет развиваться в том направлении, в котором у него есть как интерес, так и способности, да еще получит родительскую поддержку в этом направлении, то у парня есть все шансы оказаться в высшей лиге, пусть и творческой». Если ваш ребенок очень общителен, активен, жизнерадостен, лидер и заводила в компаниях, то ведущий радикал в психотипе у него гипертимный. Такие дети не выносят однообразия, и потому очень важно чередовать для него виды деятельности. Разрешайте ему пробовать и выбирать из различных интересов, не ругайте за непостоянство, а позитивно подкрепляйте - хвалите за дисциплину и самоконтроль. Если ваш малыш не общителен, более погружен в себя, может долго находится в одиночестве, разбирая что-то или собирая, но не трусишка и довольно умный малыш, то, скорее всего, ведущий радикал шизоидный. Слабое место будущих гениев – общение. Важно без насилия научить ребенка коммуникации, при общении со сверстниками будьте рядом и станьте образцом для подражания. Если ваш малыш, только научившись ходить, уже составляет аккуратно обувь в прихожей, то у вас растет эпилептоид: аккуратный, основательный, упрямый, дотошный, напористый, дисциплинированный и агрессивный. Направьте его силу в спорт, учите его состраданию и сочувствию к другим. Если ваш ребенок «домашний», тревожный и осторожный, послушный и застенчивый, то хвалите его за любое проявление силы, перехвалить тревожного невозможно, а вот забить критикой легко. Если ваш малыш звезда, любит все время находиться в центре внимания и влюбляет в себя всех нянечек и воспитателей, то у вас растет будущий артист или истероид. Хвалите его добрые порывы и заботу о других, не поддавайтесь на истерики и угрозы, игнорируйте нежелательное поведение и хвалите желаемое. Если ваш малыш чувствителен, эмоционален, искренен, легко привязывается к людям, во всех неприятностях винит себя и готов отдать последнее, то у вас растет эмотив. Для нормального развития такого ребенка важен благоприятный климат в семье, ласка и поддержка. И последний, самый сложный радикал – неустойчивый. Он отказывается учиться и помогать по дому, драчлив, склонен к сиюминутному удовольствию, не боится последствий, всегда ищет дурную компанию. В воспитании обязателен постоянный контроль и строгие направляющие ориентиры. Если вы подходите к воспитанию детей индивидуально, то есть через врожденные особенности ребенка, учитывая тип и силу его нервной систему, а по-простому, исходя из его психотипа, то
Тот, кто развивается в интересующей его области, обычно более успешен. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|