Ко мне на прием приходят люди с неудачами в отношениях, с невозможностью реализовать свой потенциал, с химическими зависимостями. Причина, которая лежит в многообразии жизненных проблем, часто одна и та же - повреждение эмоциональной сферы, неумение осознавать и выражать свои чувства.
«Все мы родом из детства», - Экзюпери, безусловно, был прав. Именно в родительской семье формируется психика человека.
Многие выросли в семьях, где не могла сформироваться ни высокая самооценка, ни здоровое самолюбие. Часто это семьи, где кто-либо из родителей был химически зависимым. В то же время это и «эталонные» семьи со строгими правилами. Казалось бы, держать детей в жестких рамках — одобряемый в обществе способ воспитания. Но порой он серьезно калечит психику.
Очень много семей благополучных внешне, но внутри системы может царить эмоциональная неразбериха. Я сталкиваюсь с этим постоянно. Мои клиенты в начале терапии не могут даже мне признаться: «я злюсь», «я обижаюсь». Они с детства привыкли отрицать у себя эмоции в принципе.
Давайте разберемся, как формируется запрет на чувства:
В семье регулируются яркие проявления чувств: «ну-ка не балуйся», «не шуми», «не кричи», «что ты губы-то надула?», «ишь, разобижался». К сожалению, очень распространенная ситуация в российских реалиях. Стоит ребенку просто громко рассмеяться и взвизгнуть, как на него и его нерадивую мать обратится хмурый, осуждающий взгляд толпы. Дальше берет верх «что люди подумают», и мама произносит эти сакраментальные фразы.
Во многих семьях чувства делят на «хорошие» и «плохие». Это вообще классика жанра. Радоваться и испытывать восторг — пожалуйста! А злиться, печалиться, обижаться — за гранью приличия. Соответственно, если ребенок испытывает неподобающие чувства, - он плохой, непослушный.
Может существовать запрет на избранные чувства. «На родителей злиться нельзя», «мальчики не плачут», «настоящие мужчины не боятся», - и вот они пагубные установки, что нельзя показывать свою боль, нельзя испытывать страх.
Бывает и тотальный запрет на чувства. Например, в семье муж-алкоголик, а жена терпит, чтобы сохранить статус «кво» в глазах окружающих. Никто ничего не говорит, хотя внутри у каждого — огромная боль. Ребенок, выросший в такой семье, где ни маме, ни папе нет до него никакого дела, «замораживает» свои чувства, иначе он просто не выживет. Впоследствии это часто приводит к его личной трагедии.
В результате такого воспитания уже взрослый человек неосознанно говорит себе: мне нельзя испытывать эти эмоции, они плохие. В итоге чувства подавляются и запрещаются. Человек движется по жизни вслепую, словно лунатик, не осознавая своих чувств и потребностей.
Но они ведь есть! Чувства происходят независимо от нас. Как мы можем от них отказаться?
Чувства = энергия. Если они подавляются, они все равно будут искать выход, и рано или поздно случится взрыв. Вариаций последствий множество: психосоматические заболевания, химические зависимости, нервные расстройства и депрессии, поверхностные отношения.
Привычка не чувствовать боль приводит в том числе к алкоголизму и наркомании. Химические вещества «обезболивают» неприятные переживания. Со временем их требуется все больше и больше.
Часто говорят про умение слышать себя, о доверии к себе, о внутреннем голосе — все это о чувствах. Они передают нам жизненно важную информацию. Они даны нам, чтобы мы жили наполненной, осмысленной жизнью, чтобы смогли реализовать свой потенциал.
Работу с чувствами можно условно разделить на два этапа, о каждом мы обязательно поговорим отдельно:
1. Осознание чувств. Когда мы понимаем, что именно испытываем, мы можем определить, какую потребность необходимо удовлетворить.
2. Выражение чувств. Контролировать чувства нельзя, а вот конструктивно их выражать — это то, чему действительно важно научиться.
В результате этой работы человек развивается, становится чувствующим, думающим и действующим.
В следующем материале мы поговорим о базовых чувствах, которые важно идентифицировать. Мы узнаем, почему злость полезна, а вина совсем не страшна.
Все материалы - на сайте