|
Рекомендации по подготовке к экзаменам. Часть 2.Автор статьи: Долгих Алевтина Андреевна
Первая часть публикации здесь: https://www.psyoffice.ru/article/gotovimsya_k_ekzamenam_1/
5) За 1-2 часа до экзамена ничего больше не читайте и не повторяйте. Эта рекомендация связана с той же причиной, что и предыдущая: срабатывает принцип доминанты, и при "свежем" напряжении одной информации актуализация другой становится затруднительной. Я всегда стараюсь создать так называемое диффузное расслабленное состояние сознания. В лаборатории психофизиологии меня учили, что именно в таком случае электрические ритмы мозга наиболее синхронизированы для дальнейшей активной работы памяти и мышления в заданном направлении. Теперь давайте рассмотрим приёмы, относящиеся уже к психологическому уровню. 6) Изучайте материал с опорой на как можно бОльшее количесво органов чувств. Читайте вслух, пишите от руки - это очень помогает Вашему мозгу лучше усвоить информацию. Послушайте аудио- или видео-лекции с разными голосами дикторов. Это дополнит самостоятельное чтение вслух, но никак не заменит его. Ведь при речи вслух включается дополнительно моторика артикуляционного аппарата и соответствующие ей центры в головном мозге. 7) Делите информацию на смысловые блоки. Важно (и это возможно при желании)) в любой информации найти для себя Личностный смысл. Как говорил Алексей Николаевич Леонтьев (классик отечественной психологической науки), Личностный смысл - это значениЕ значениЯ для меня. Чем лично для Вас может оказаться важна эта информация? Как и в каких ситуациях лично Вам она могла бы пригодиться? Ну или на крайний случай какие зрительные или словесно-логические ассоциации она у Вас вызывает? Чем больше нейронных связей, тем лучше результат. 8) Повторяйте материал 2-3 раза с отсрочкой минимум 5-7 часов. В общей психологии памяти давно изучена и доказана так называемая Кривая забывания. Смысл в том, что чем больше времени проходит, тем меньше заучиваемой информации остаётся в памяти. И если Вы повторили отрывок материала через полчаса, всё пересказали и обрадовались, что всё выучили, то через 10-12 часов и более (на экзамене, например))) может случиться неожиданная неприятность. Чтобы упрочить следы памяти, важно повторить несколько раз (лучше в разной форме). 9) Отличайте Узнавание от Воспроизведения. Ещё одна ловушка памяти - узнавание. В общей психологии выделяют несколько процессов памяти. Узнавание - такой процесс, при котором Вы, опираясь на материал (смотрите в конспект или в учебник), всё это вспоминаете, узнаёте и считаете выученным. Это и есть коварная ловушка! Попробуйте всё закрыть, полчасика позаниматься другими делами и только потом, никуда не подглядывая, развёрнуто ответить на вопрос. Получилось? Отлично, начал работать процесс Воспроизведения - выдача информации без опоры на стимул. Нет? Значит, следы памяти ещё недостаточно закрепились, попробуйте повторить ещё раз, применяя все вышеописанные психологические и психофизиологические приёмы. 10) Хвалите и радуйте себя за достижения. Это последняя по списку, но не по значению (last but not least) рекомендация очень важна. Успели выполнить весь план подготовки за день? Смогли удержаться и отказались от предложения погулять с друзьями в пользу подготовки к экзамену через 2 дня? Хорошо усвоили тему или предмет, который раньше терпеть не могли и откладывали до последнего? Похвалите за это своего Внутреннего Ребёнка, сделайте ему (себе) что-то приятное в награду! Так Вы получите активного и энергичного внутреннего союзника на пути к познанию вместо сонливого саботажника, который часто проявляется в период сессии, правда? :) Желаю всем обучающимся удачной грядущей сессии! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|