Проект «Масленица» во второй младшей группе
Тип проекта:
Информационный, обучающий, творческий, групповой.
Продолжительность: краткосрочный (12. 02 по 16. 02 2018 г.)
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Воспитатель: Матьянова О.М. ГБОУ Школа № 1561, корпус № 5.
Скачать: Проект «Масленица» во второй младшей группе (полный конспект)
Цель: дать детям первоначальные представления о Масленице посредством различных видов деятельности;
Задачи:
1. Образовательные:
- формирование у детей представления о русском народном празднике Масленица, ее значением, символами, традициями
- знакомить детей с обрядами масленичной недели
- формировать умение ориентироваться во времени
- разучивание народных подвижных игр
- закреплять знания о цвете и длине
- обозначать результат сравнения словами: длинный – короткий, одинаковые)
- совершенствовать навыки счета
- обогащение словаря по данной теме
- формирование умения отвечать на заданные вопросы, отгадывать загадки
- разучивание масленичных закличек
- совершенствовать навыки рисования карандашом
- формировать навыки безопасного поведения в играх со снегом и льдом
- формировать правила безопасного поведения с огнем
- знакомить детей со свойствами снега и льда приобретать разные свойства (изменяется цвет, форма, размер, плотность)
- упражнять в рисовании, лепке, аппликации
2. Развивающие:
- развитие фонематического слуха
- развитие связной речи
- развивать у детей умение сравнивать цветные полоски по цвету и длине путем наложения
- развивать умение в воспроизведении хлопков на счет на слух
- развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов и музыкальных произведений
- развитие мелкой и крупной моторики, равновесия и гибкости
- развитие глазомера в метании блинов
- развивать умение украшать снежные постройки разноцветной водой
- развивать внимание, мышление, концентрацию, логику, пространственное воображение
3. Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни
- воспитывать в детях потребность жить дружно, не ссорится, уступать друг другу, вместе пользовать игрушками, книгами, помогать друг другу.
Формы реализации:
- Беседы, игры, консультации для родителей, НОД, работа в центрах; семейная гостиная «Задорная Масленица»
Актуальность: в нашем стремительно меняющемся мире многое безвозвратно уходит из жизни народа, его памяти. Наш долг – успеть сохранить все ценное и достойное будущего из народной культуры, его материального и духовного наследия. Известный русский ученый Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «В том случае, когда культура, духовность народностей лишена своеобразия, то нет надобности, или даже смысла в существовании этого народа. До тех пор, пока мы не научимся уважать и любить свои традиции, язык, мы никогда не научимся уважать самих себя. Данная тема помогает детям глубже познакомиться с русскими обычаями, традициями и обрядами. В результате этого проекта ребята также знакомятся с русскими песнями, сказками, играми, закличками. Это все воспитывает у детей эмоционально положительное отношение к Родине, традициям и обычаям.
Взаимодействие с родителями:
- обсуждение с родителями темы проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Определение содержания деятельности всех участников проекта, поиск материала из Интернет-ресурсов. Обсуждение темы семейной гостиной, чаепития, совместного выпекания блинов или каждый принесет из дома; создание куклы – Масленицы, проведение мастер-класса родителями по изготовлению Масленичной куклы из салфеток с последующим ее сжиганием.
Предполагаемый результат:
- В результате реализации этого проекта дети приобретут первичные знания о празднике Масленица, как называется каждый день недели, приобретут первичные навыки ориентирования во времени, обогатят свой активный и пассивный словарь;
Узнают новые игры, стихи, заклички. Приобретут знания правильного обращения с огнем, приобретут навыки как сделать куклу-масленицу из салфеток своими руками.
Этапы реализации проекта:
Первый этап — разработка проекта.
- . Определение целей и задач.
- Изучение специальной методической литературы
- Составление плана реализации проекта и т. д. Дидактическое обеспечение проекта (наглядность, раздаточный материал) ноутбук, подбор наглядно-дидактического материала, фольклорный материал, художественной
литературы по теме проекта, подготовка сюрпризного момента;
4. Установить связь с родителями воспитанников детского сада для проведения совместного праздника «Масленицы»
Второй этап – основной:
5. Создание условий, побуждающих детей к познавательной и творческой деятельности.
6. Беседы о праздниках, традициях и обрядах русского народа; о правилах поведения во время праздника «Огонь – не забава!»; о сезонных изменениях в природе;
7. Разучивание стихотворений, чтение русского фольклора (закличек, пословиц о зиме, весне, Масленице, частушек, русских народных наигрышей); русских народных песен отгадывание загадок по данной теме;
8. Знакомство с народными играми;
9. Третий этап заключительный
10. Проведение семейной гостиной «Забавная Масленица»
Этапы реализации проекта:
Первый этап — разработка проекта.
- предоставление информации родителям о предстоящем проекте
- подбор методической литературы, дидактических и подвижных игр, презентации
- подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы по теме проекта
Второй этап — выполнение проекта.
- формирование у детей представления о русском народном празднике Масленица, ее значением, символами, традициями.
На утреннем круге к нам в гости принесли шкатулку, в которой прячется солнышко. Оно приглашает детей в гости на праздник, а вот какой, ребятам предстоит угадать. Солнышко загадывает загадки и просит украсить его лучи правильными картинками;
(знакомить детей с обрядами масленичной недели);
(формировать умение ориентироваться во времени);
(закреплять знания о цвете и длине);
(обозначать результат сравнения словами: длинный – короткий, одинаковые);
(совершенствовать навыки счета);
- рассматривание иллюстраций, репродукций, посвященных Масленице.
- Пока дети правильно раскладывали картинки с обрядами масленичной недели, солнышко попросило их проверить, все ли лучики одинакового размера и цвета. Ребята легко справились с заданием солнышка, сравнив лучи методом наложения
- ребята также посчитали количество лучиков, которые соответствуют количеству дней, в которые мы будем праздновать Масленицу.
Первый день недели называется «Встреча». В этот день делают куклу-чучело и строят снежные горки, и,конечно же начинают печь блины. Мы с ребятами тоже решили не отставать и сделать Куклу-Масленицу нам в группу.
Вторник называется «Заигрыши». В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр. Мы с ребятами тоже решили построить, но у нас была не просто горка, мы делали снежную юбку для Куклы-Масленицы изо льда.
- развивать умение украшать снежные постройки разноцветной водой
Среда называется «Лакомка».
- формировать правила безопасного поведения с огнем
- развитие мелкой и крупной моторики, равновесия и гибкости
- развитие глазомера в метании блинов.
В этот день приходят в гости на блины. Блины пекут на огне и это часто небезопасно. Перед игрой мы поговорили о том, что может произойти, если неправильно обращаться с огнем. К нам в гости пришла печь, и мы с удовольствием поиграли. После этого мы с ребятами сделали блинчики из соленого теста, а потом раскрасили их.
Блинчиками мы накормили наших кукол и даже еще сделали лапшу собственного производства.
- Дидактическая игра «Разложи блины на сковороде по величине». Ребятам нужно было разложить блины на сковороде подходящего размер
- Четверг – Разгуляй, Широкий Четверток или Перелом. Гулянья идут полным ходом. Раньше люди совсем не работали и веселились. Устраивали кулачные бои, разные конкурсы и состязания, катания на лошадях. Выступают скоморохи, девушки водят хороводы и поют веселые песни
Прослушивание песни «Мы давно блинов не ели», «Пришла к нам Масленица»;
- Подвижная игра «Карусель»
- упражнять детей ходьбе и беге по кругу, взявшись за руки
- развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции
Подвижная игра «Гори, гори ярче»;
В центре круга «Солнце» (на голову ребенку надевают шапочку в виде солнца). Дети хором произносят:
Гори солнце ярче, летом будет жарче, а зима теплее, а весна милее.
Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к солнцу и сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю» — «солнце догоняет детей.
Пятница – Тещины Вечерки. В этот праздничный день теща идет на блины к зятю. Пригласили и мы на семейную гостиную наших пап и мам, чтобы показать свое уважение и любовь;
Какие молодцы наши родители. И загадки отгадывали и канат перетягивали и даже сделали кукол-маслениц своими руками. Куклы наши были из салфеток, поэтому мы легко смогли сжечь их на улице. А после этого нас ждал вкусный чай с блинами, которые приготовили родители.
Третий этап: Итоги
Во время проведения этого проекта ребята приобрели первичные знания о русском празднике Масленица, о названиях каждого дня и что на Руси делали в эти дни;
- обогатили словарь по данной теме
- выучили новые подвижные игры
- сделали Куклу- Масленицу в группу
|