Краеведческий проект в подготовительной группе «Модница осень»
На создание проекта меня вдохновила прочитанная мною сказка Е.А. Алябьевой «Модница осень». В этой сказке повествуется о том, как осень меняла наряды в разные периоды пребывания на земле (ранняя, золотая, поздняя осень).
Беседуя с детьми, я поняла (по их оживленному, красочному описанию наряда осени), что их заинтересовала данная тема.
Проблематизация: К нам в группу пришло письмо от осени, в котором она просила помощи: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам королева Осень. Скоро в моем королевстве состоится бал. Я приготовила много разных костюмов, чтобы порадовать гостей. Но прошел дождь и смыл краску с моих нарядов. Что же делать, ребята? Помогите мне снова украсить мои платья.
Материал: изображение барышень (раскраска)
Модель трех вопросов:
1. Что мы знаем про наряды осени?
Осенью много разноцветных листьев, ягод, грибов, идут дожди…
2. Что хотим узнать?
Чем еще можно украсить платье осени?
3. Что надо сделать, чтобы это узнать?
- Посмотреть на улицу, — Спросить у взрослых, — Посмотреть в книгах.
Информационная карта проекта:
- Цель: развитие интереса к изучению природы родного края осенью у детей подготовительной группы посредством краеведческого проекта «Модница осень».
- Реализация принципа интеграции через систему задач по теме «Осень»
Социально-коммуникативное развитие: Развивать сообразительность, умение ставить задачи в рамках возникшей проблемы и решать их; общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Познавательное развитие: Расширять знания детей о растительном и животном мире родного края, о состоянии природы в осенний период. Развивать воображение в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.
Речевое развитие: Развивать умение детей участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их. Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря.
Художественно-эстетическое развитие: Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в составлении композиций, используя природный материал. Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.
Физическое развитие: Совершенствование физических качеств в разнообразных формах двигательной деятельности. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
2. Автор проекта: Загуляева Н.А.
3. Участники проекта: дети подготовительной группы 6-7 лет, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
4. Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Тип проекта: групповой, средней продолжительности — 1 месяц.
Методы: наглядный, словесный, практический, интерактивный, исследовательский.
Форма работы: дидактические игры, тематические беседы, наблюдения, способствующие реализации цели проекта, праздник и развлечения.
Совместная деятельность с детьми и родителями:
- Выставка поделок "Золотая осень".
- Составление творческих рассказов на тему: «Какой бывает осень?»
- Викторина.
Итог:
- Утренник «Осень золотая».
- дидактическая игра «Модница осень»
Содержание проекта:
- Накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе бесед и практической деятельности на прогулке;
- Систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования;
- Анализ поведения человека в природе осенью;
- Отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).
Предполагаемые результаты:
После завершения проекта дети приобретут следующие знания:
- Расширение представлений об осени, как времени года (сезонные изменения в природе, признаки осени, ее дары).
- Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.
- Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
- Воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к дарам природы.
- Формирование активности и заинтересованности в образовательном процессе детей у родителей.
Реализация проекта:
План работы с детьми по осуществлению проекта «Модница осень»
Образовательные области Виды детской деятельности:
Физическое развитие: Комплекс упражнений утренняя гимнастика «Золотой лес», «Сбор яблок»;
пальчиковая гимнастика с плодами каштанов, «Вышел дождик погулять», «Листочки»;
подвижные игры: "Поймай листок",. «К названному дереву — беги", «Путешествие — найти дорогу по названиям знакомых растений», Найти целое по части, «Найди, что опишу»
Игры – эстафеты: “Собери урожай”, “Приготовь блюдо из овощей”, “Выложи дорожку (круг) из листьев (шишек) ”;
физкультминутки «Мы – осенние листочки», «Ветерок»;
дыхательная гимнастика «Ветерок».
Социально коммуникативное развитие:
Дидактические игры: «Вершки-корешки», «Узнай по тени», «С какого дерева лист?», «Собери картинку», «Найди дерево по семенам», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек";
Уборка листьев на участке и палок. Помощь воспитателю в подготовке клумбы к зиме.
Сбор природного материала и семян садовых цветов.
Познавательное:
- целевые экскурсии по территории участка детского сада, по осенним аллеям городского парка
- Знакомство с картинами И. И. Левитана «Золотая осень», И. И. Шишкина «Золотая осень», А. А. Пластов «В октябре», В. А. Серов «Осенний вечер», А. К. Саврасов «Осень».
- беседы «Признаки осени», «Белая береза», «Разноцветный клен», «Могучи дуб», «Вяз», «Каштан», «Осинка», «Калина», «Рябина», «Вишня», «Яблоня», «Черноплодная рябина», «Тыква и кабачок», «Подсолнух», «Деревья и кустарники нашего двора», «Хризантемы», «Астры», «Бархатцы», «Лиственница и ель», «Ковыль», «Лекарственные травы». «Почему не нужно срезать и ломать ветки?», «Как помочь раненому деревцу?», «Животный и растительный мир осенью»; «Во саду ли, в огороде»
- цикл наблюдений: наблюдение за осенними явлениями (за осенним дождем, за ветром (найти растения, для которых ветер – желанный гость)
Речевое развитие: Пословицы, поговорки, загадки об осени.
Чтение и заучивание стихотворений об осени: Е. Трутнева «Листопад», И. Бунин «Лес точно терем расписной», М. Ивенсен «Падают, падают листья»,
Чтение детям: И. Соколов — Микитов «Листопадничек», М. Пришвин «Листопад». А Мусатов «Кто в поле главный», В. Головкин «Сорняк», Н. Носов «Огородники», Л. Толстой «Старик и яблоки», сказки о природе Е.А. Алябьевой.
Словесная игра: «Какая бывает осень», «Садовник», «Компот», «Хозяйка однажды с базара пришла», «Дождик», «1-5 будем листья собирать», «Загадай, мы отгадаем»
Составление рассказов о природе «Осень, осень, листопад». Художественно-эстетическое развитие:
Рисование: «Осень».
Составление из опавших листьев на асфальте узора.
Лепка: «Гости осени».
Аппликация: «Наряды для Осени и ее гостей»
Ручной труд: «Бусы и браслеты из плодов и семян», «Венок из листьев», «Поделки из природного материала», игра «Модница осень».
Слушание: П. И. Чайковский «Времена года», «Звуки леса»
Разучивание песен об осени. Праздник «Осень золотая».
Танец с осенними листьями.
Музыкальные игры: «Лесовичок и листики», «Что ты осень принесла?»
Работа с родителями:
- Сбор природного материала.
- Рекомендации родителям о прочтении художественной литературы по теме.
- Рекомендовать экскурсию с детьми на огород, в сад, в лес, парк.
- Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок
- Консультации «Витамины в саду и на грядке», «Одежда детей для прогулок осенью».
- Выставка совместных творческих работ с родителями «Осенние фантазии»
В ходе работы по проекту «Модница осень» каждый день мы совершали целевые прогулки к какому-либо объекту (дерево, кустарник, овощное растение, травинка, цветок). На месте проводилась беседа об этом растении. Дети собирали природный материал, которым пополняли дидактическую игру «Модница осень». Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше, листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть — это явление называется листопад. Выполняя задуманное, я знакомила детей с правилами сбора природного материала, с важнейшим принципом «Не навреди окружающей природе». Собирая ягоды рябины, шиповника, мы не должны забывать, что это лакомство для птиц. Поэтому забирая, мы должны что-то оставить взамен. Мы должны следовать правилу: «Забирая восполни». Вспомнили, чем можно подкармливать птиц (несоленое сало, пшено, семечки, крошки белого хлеба, овсяные хлопья, свежие фрукты и тд.). Так же, дети знакомились с правилами заготовки природного материала (проблемная ситуация: собранные листочки на следующий день свернулись в трубочки).
В группе дети превращались в модельеров: из природного материала они создавали наряды для Осени и ее друзей, украшения для себя и своих близких.
Во время проекта дети вели наблюдения, экспериментировали, участвовали в конкурсе, принимали участие в празднике «Осень золотая», рисовали, лепили, превращались в модельеров и создавали красивые наряды, играли, слушали музыку, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои рассказы.
Я надеюсь, что знания, полученные детьми во время проекта пробудят чувство любви к родному краю. Ибо воспитание любви, бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе родного края возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.
Литература:
- Е.А. Алябьева «Познавательное развитие ребенка. Сказки о природе»
- Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.
- Ольга Соломенникова. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада Конспекты занятий
|