Подготовительная группа ГБДОУ №11 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Руководители проекта: Осипова С. А., Соколова А. П. Санкт-Петербург, 2020 г.
Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить и укрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период. Применения приобретённых знаний позволяет развивать познавательные, коммуникативные и творческие способности детей.
Совместная деятельность детей, родителей и воспитателей в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.
Цель проекта: развитие интереса к изучению природы осенью у детей подготовительной группы.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
- развивать сообразительность, умение ставить задачи в рамках возникшей проблемы и решать их, общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми
- расширять знания детей о растительном и животном мире, о состоянии природы в осенний период
- развивать воображение в процессе наблюдения, исследования природных объектов
- воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
- развивать умение детей участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их
- развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в составлении композиций, используя природный материал
- воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
- совершенствование физических качеств в разнообразных формах двигательной деятельности
- развивать мелкую моторику пальцев рук (лепка, аппликация)
- привлекать родителей к жизни группы, содействовать сближению родителей и детей над решением общей задачи.
Участники проекта: дети подготовительной группы (возраст 6-7 лет), воспитатели и родители воспитанников.
Срок реализации проекта: сентябрь-октябрь-ноябрь.
По продолжительности: долгосрочный.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
По количеству участников: группой, семейный.
Методы работы: наглядный, словесный, практический, интерактивный, исследовательский.
Форма работы: тематические беседы, дидактические игры, наблюдения, способствующие реализации цели проекта.
Ожидаемые результаты:
- расширить и закрепить представления детей об осени, ее признаках
- расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики
- применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения
- отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой)
- заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
Основные формы реализации проекта:
- беседы на темы: «Признаки осени», «Белая береза», «Разноцветный клен», «Могучи дуб», «Вяз», «Каштан», «Осинка», «Калина», «Рябина», «Вишня», «Яблоня», «Черноплодная рябина», «Тыква и кабачок», «Подсолнух», «Деревья и кустарники нашего двора», «Хризантемы», «Астры», «Бархатцы», «Лиственница и ель», «Ковыль», «Лекарственные травы». «Почему не нужно срезать и ломать ветки?», «Как помочь раненому деревцу?», «Животный и растительный мир осенью»; «Во саду ли, в огороде»
- знакомство с картинами И. И. Левитана «Золотая осень», И. И. Шишкина «Золотая осень», А. А. Пластов «В октябре», В. А. Серов «Осенний вечер», А. К. Саврасов «Осень»
- сюжетно-ролевые игры: «Лесная поляна», «Овощной магазин», «Магазин семян»
- чтение и заучивание стихотворений об осени: Е. Трутнева «Листопад», И. Бунин «Лес точно терем расписной», М. Ивенсен «Падают, падают листья», И. Соколов — Микитов «Листопадничек», М. Пришвин «Листопад». А Мусатов «Кто в поле главный», В. Головкин «Сорняк», Н. Носов «Огородники», Л. Толстой «Старик и яблоки», сказки о природе Е.А. Алябьевой
- речевое развитие: пословицы, поговорки, загадки об осени
- словесная игра: «Какая бывает осень», «Садовник», «Компот», «Хозяйка однажды с базара пришла», «Дождик», «1-5 будем листья собирать», «Загадай, мы отгадаем»
- составление рассказов о природе «Осень, осень, листопад»
- физкультминутки: «Мы – осенние листочки», «Ветерок», дыхательная гимнастика «Ветерок»
- подвижные игры: "Поймай листок", «К названному древу — беги", «Путешествие — найти дорогу по названиям знакомых растений», «Найти целое по части», «Найди, что опишу»
- дидактические игры: «Вершки-корешки», «Узнай по тени», «С какого дерева лист?», «Собери картинку», «Найди дерево по семенам», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек"
- творческие работы: рисование — «Осень», лепка — «Гости осени», аппликация — «Осень золотая», поделки из природного материала — «Осенние фантазии»
- подведение итогов.
Работая над проектом «Модница осень» каждый день мы совершали целевые прогулки к какому-либо объекту (дерево, кустарник, овощное растение, травинка, цветок). На месте проводилась беседа об этом растении. Дети собирали природный материал для творческих работ. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше, листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть — это явление называется листопад.
В ходе проводимых мероприятий (беседы, выставки, тематические занятия) мы получили положительный результат. У детей расширились знания об осени, признаках осени и ее дарах; активизировался словарный запас.
У детей появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их.
В реализации проекта активное участие приняли большинство родителей. Благодаря совместной творческой работе отношения родителей и детей стали более теплыми, родители и дети стали друг к другу внимательнее и терпеливее.
Этапы реализации проекта
Этапы
|
Содержание работы
|
Результат
|
Подготовительный
|
Выбор темы проекта, актуальность
|
Тема проекта, определены цель и задачи
|
Аналитический
|
Составление перспективного плана
|
Перспективный план
|
Практический
|
Работа с воспитанниками – образовательная деятельность. Работа с родителями – консультации
|
Реализация запланированного плана
|
Презентационный
|
Выставка фотографий. Творческие работы детей и родителей: «Осень»,
«Осень золотая»,
«Осенние фантазии»
|
Презентация работ
|
Заключительный
|
Подведение итогов. Оценка проделанной работе
|
Положительные показатели проектной деятельности
|
Перспективный план по реализации проекта
Период
|
Тема
|
Цель
|
Сентябрь
|
Беседы на тему:
«Признаки осени», «Белая береза», «Разноцветный клен», «Могучи дуб», «Вяз», «Каштан», «Осинка», «Калина», «Рябина», «Вишня», «Яблоня», «Черноплодная рябина», «Тыква и кабачок», «Подсолнух», «Деревья и кустарники нашего двора», «Хризантемы», «Астры», «Бархатцы», «Лиственница и ель», «Ковыль», «Лекарственные травы». «Почему не нужно срезать и ломать ветки?», «Как помочь раненому деревцу?», «Животный и растительный мир осенью»; «Во саду ли, в огороде»;
- знакомство с картинами И. И. Левитана «Золотая осень», И. И. Шишкина «Золотая осень», А. А. Пластов «В октябре», В. А. Серов «Осенний вечер», А. К. Саврасов «Осень»;
-сюжетно-ролевые игры: «Лесная поляна», «Овощной магазин», «Магазин семян».
Творческая работа детей (рисунки), выставка рисунков.
|
Расширить представления детей об осени и её признаках
|
Октябрь
|
Чтение и заучивание стихотворений об осени: Е. Трутнева «Листопад», И. Бунин «Лес точно терем расписной», М. Ивенсен «Падают, падают листья», И. Соколов — Микитов «Листопадничек», М. Пришвин «Листопад». А Мусатов «Кто в поле главный», В. Головкин «Сорняк», Н. Носов «Огородники», Л. Толстой «Старик и яблоки», сказки о природе Е.А. Алябьевой;
- речевое развитие: пословицы, поговорки, загадки об осени;
- словесная игра: «Какая бывает осень», «Садовник», «Компот», «Хозяйка однажды с базара пришла», «Дождик», «1-5 будем листья собирать», «Загадай, мы отгадаем»;
- составление рассказов о природе «Осень, осень, листопад»;
- физкультминутки: «Мы – осенние листочки», «Ветерок», дыхательная гимнастика «Ветерок»;
Творческая работа детей и родителей «Осень золотая»
|
Развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности
|
Ноябрь
|
Подвижные игры: "Поймай листок", «К названному древу — беги", «Путешествие — найти дорогу по названиям знакомых растений», «Найти целое по части», «Найди, что опишу»;
- дидактические игры: «Вершки-корешки», «Узнай по тени», «С какого дерева лист?», «Собери картинку», «Найди дерево по семенам», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек".
Творческая работа детей и родителей
«Осенние фантазии»
|
Развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности
|
|
|
|
|
|