Конспект НОД по развитию речи дошкольников подготовительной логопедической группы: «Весна идет»
Разработали:
- учитель логопед подготовительной группы: Краева Е. В.
- Воспитатель коррекционной группы Александрова В.С.
Цель: Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время, через интеграцию образовательных областей: познание, коммуникация социализация, художественное творчество, физическое развитие.
Задачи:
- Формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.
- Обогащать уточнять и активизировать словарь по теме «Весна»
- Учить подбирать прилагательные к существительному солнце, глаголы к существительным; солнце, ручей.
- Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление простых и распространенных предложений)
- Совершенствовать грамматический строй речи (образование сложных слов)
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Развивать память, внимание, мышление.
- Воспитывать навыки сотрудничества в игре; активность, инициативность, самостоятельность, творческие способности, воображение.
Логопед заводит детей в группу и предлагает встать в круг.
Стук в дверь, заглядывает педагог и говорит: Ребята, вы случайно не из группы «Незабудки»? Заходил почтальон передал письмо.
Логопед: Спасибо, интересно, что же в этом письме.
Давайте откроем конверт и прочитаем его.
Логопед открывает конверт, зачитывает письмо: «Дорогие ребята жду вас в гости…» Кто же, интересно нас в гости пригласил?
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
Дети: Весной.
Логопед: Правильно. Весна нас в гости приглашает. А как же нам до нее добраться? А тут в письме написано. Логопед читает дальше: — «Добраться до меня можно перейдя через волшебный мост. Там мы с вами и встретиться» (дети идут по мостику, звучит музыка, логопед читает стихотворение.
На носочках осторожно Перейти мосточек можно Тише, тише не спешите Бревнышки не раскатите.
Логопед: Вот мы и пришли. Где же весна? Давайте позовем ее русской народной закличкой.
Дети: Весна, весна красна! Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью с великой милостью,
Со льном высоким, с корнем глубоким,
С хлебами обильными!
Весна выходит из домика, здоровается.
Весна: Здравствуйте ребята, очень рада видеть вас.
Логопед: Здравствуйте!
Весна: Я весна! Бужу землю ото сна! Набухайте на веточках почки, Распускайтесь скорее листочки. Снег в ручейки превращайся.
Травка — муравка, вставай, поднимайся!
Логопед: Весна, мы очень рады, встречи с тобой.
Весна: А я ведь не одна прихожу, а вместе со своими сыновьями. Вы знаете, как их зовут?
1 ребенок: Первый март пришел,
Всех друзей с собой привел.
2 ребенок: А за ним апрель –
Отворяй пошире дверь.
3 ребенок: А потом пришел и май –
Сколько хочешь ты гуляй!
Весна: Знаете вы весенние месяцы?
Дети: Знаем!
Весна: Ребята, посмотрите на реку. Что вы видите?
Дети: Ледоход.
Весна: Правильно ребята! Помогите мне освободить реку ото льда. Возьмите льдинки и присаживайтесь на проталины. Ребята, а вы знаете признаки весны?
Дети: да.
Весна: Эти льдинки помогут вам их назвать. Начинать предложение нужно со слова – Весной… (на обратной стороне льдин нарисованы схематично: солнце, снежинки, проталины, цветы, трава, сосульки, небо, деревья и кустарники,)
- Весной солнце пригревает.
- Весной снег тает и становится серым и рыхлым.
- Весной журчат ручьи.
- Весной появляются проталины.
- Весной на проталинах расцветают подснежники, мать и мачеха.
- Весной трава молодая, светло-зеленая, шелковистая, нежная, душистая.
- Весной на крышах появляются длинные сосульки.
- Весной небо высокое, синее с кучевыми облаками.
- Весной на деревьях и кустарниках набухают почки и появляются липкие зеленые листочки.
Весна: Молодцы дети. Ребята, посмотрите на солнышко, оно грустное, почему?
Дети: У солнышка нет лучиков.
Весна: А зачем солнцу лучики?
Дети: Чтобы оно всех согревало, природу, животных, птиц, людей.
Весна: Ребята, а что нужно сделать, что бы солнышко нам улыбнулось?
Дети: Нужно вернуть солнышку лучики.
Весна: Прикрепите лучики, даря добрые слова солнцу. Солнце какое? (дети называют прилагательные к слову солнце: весеннее, яркое, теплое, большое, желтое, круглое, ласковое, веселое, долгожданное, пригревающее)
Весна: Посмотрите ребята, солнышко повеселело, улыбается. И так хорошо стало пригревать что побежали: звонкие, быстрые, игривые, журчащие, озорные, что?
Дети: Ручьи.
Весна: А что они делают весной?
Дети: Весной ручьи: бегут, журчат, спешат, переливаются, озорничают.
Весна: Предлагаю вам поиграть в ручеек. (звучит народная музыка)
Ручей, ручей, ручеек.
Здравствуй миленький дружок.
Можно с вами поиграть?
Дети хором:
Ты скорее забегай и друзей здесь выбирай.
Ручей, ручей, ручеек!
Спасибо миленький дружок.
Весна: Не только в природе происходят изменения, но и в жизни животных и птиц (звучат звуки весеннего дня (разноголосое пение птиц)). Слышите, птицы возвращаются из теплых стран. Какие это птицы?
Дети: Это перелетные птицы.
Весна: Назовите их.
Дети: Ласточка, трясогузка, грач, соловей, скворец, кукушка, журавль
Весна: Посмотрите, на столе лежат картинки с изображением птиц, выберите только перелетных и посадите их на ветку дерева. Почему перелетные птицы улетают на юг каждую осень?
Дети: Птицы улетают на юг потому, что им здесь не хватает пищи.
Логопед: Ребята, как же много птиц весной прилетает. Предлагаю вам построить скворечники. Проходите за столы.
Но сначала давайте выполним пальчиковую гимнастику.
Кап-кап- кап, весна идет, Пальчики здороваются.
Кап-кап-кап, сосульки тают. Пальчики здороваются.
Побежали ручейки Большим и указательным пальцем
Прилетели к нас скворцы. Ладони соединяются, большие пальцы
Переплетены, взмахи ладонями.
Логопед: Возьмите счетные палочки и приступайте к строительству скворечников.
Дети строят скворечник из палочек за столом на своих местах.
Логопед хвалит детей.
Логопед: А сейчас предлагаю вам игру: «Назови, одним словом»
У ласточки острое крыло – ласточка, какая? – Острокрылая.
У ласточки белая грудь – ласточка, какая? – Белогрудая.
У грача толстый клюв – Грач, какой? Толстоклювый.
У грача черное крыло — грач, какой? Чернокрылый.
У скворца короткий хвост – Скворец, какой? Короткохвостый.
У журавля длинные ноги – журавль, какой? Длинноногий.
У Соловья звонкий голос – соловей, какой? Звонкоголосый.
У кукушки крепкий клюв – кукушка, какая? Крепкоклювая.
Логопед: А сейчас предлагаю вам вернуться на полянку.
Логопед: Я для вас приготовила волшебные мешочки. Отгадайте, кто в них спрятался? (Дети ощупывают пальцами игрушки в мешочках и определяют, что за животное в нем лежит).
- ребенок: В моем мешочке заяц,
- ребенок: В моем мешочке медведь.
- ребенок: В моем мешочке лиса.
- ребенок: В моем мешочке волк.
- ребенок: в моем мешочке еж
- ребенок: в моем мешочке белка.
Логопед: Ребята, кто это?
Дети: Это дикие животные.
Логопед: Что происходит в жизни этих животных весной? (Каждый ребенок рассказывает о своем животном)
Весна: Ребята вы меня очень порадовали своими знаниями о весне. Желаю вам быть всегда такими же умными и дружными! А за то, что вы так хорошо справились со всеми заданиями, примите от меня подарок. (Весна дарит детям книгу) До свидания, до встречи!
Дети: До свидания!!!
Логопед: А нам ребята пора отправляться в детский сад.
Дети идут по мостику и попадают в детский сад.
Итог занятия:
Логопед: Молодцы, много знаете о приметах весны.
Вам понравилось занятие?
Кто помнит, какие задания мы выполняли?
Какое задание понравилось больше всего?
Логопед: Дорогие ребята, я хочу вам пожелать ласкового солнца и прекрасного весеннего настроения.
|