В истории толкования сновидений внимание смещалось от скрытого содержания сна к явному, также как и постепенно сдвигалась психоаналитическая перспектива - от уровня влечений к уровню «психологии Я и объекта». И происходил поворот от интереса от бессознательному к подходу, ориентированному на психологию Я и поиск решений. Это ведет нас к вопросу об эффективности групп–аналитической психотерапии, которую Фукс описывал как «Эго–тренинг в действии», а Бион – как развитие от группы базовых допущений к рабочей группе.
Итак, как сказал Фрейд - «Толкование сновидений – это царская дорога к познанию бессознательного в психической жизни». Для Фрейда - сновидение это попытка удовлетворения желания и представляет собой специфическую форму мышления.
Интерес Фрейда был направлен не на актуальные конфликты и жизненную ситуацию сновидца, а на исследование инфантильных желаний, подвергшихся амнезии в ходе развития, которые находят своё выражение в невротическом симптоме.
Далее психоаналитики обнаружили, что в ходе терапевтического процесса меняется род рассказываемых снов, причем это явление наблюдалось параллельно со структурными изменениями функций Я и объектных отношений.
И далее развитие психоаналитической мысли шло к идее, что сновидения – это мышление, разрешающее проблемы на языке образов, и различные элементы со сходным значением ассоциативно связываются между собой.
Эти идеи подтвердились в открытии быстрого сна нейрофизиологами.
Применяя исследовательский лабораторный метод, были расширены представление о сновидениях, сюда были включены процессы обработки информации в связи с конфликтами в отношениях. Оказалось, что сон совершает складирование новых впечатлений в ассоциативную сеть долгосрочной памяти, этот материал соединяется с уже существующими структурами памяти и решения задач.
Фисс развил теорию сновидений на основании психологии самости и говорил, что «сны устроены так, что они предоставляют сновидцу «корректирующий опыт развития».
О сновидениях в групповом процессе
Э. Гартманн предложил модель сновидения, где основное внимание уделяется аффективному материалу сновидения. Центральный аффект организует работу сновидения, в ходе которой происходит соединение нынешних и более ранних переживаний, и происходящее вплетается в более широкий временной и содержательный контекст и параллельно с этим обрабатывается.
Это руководимое эмоциями сплетение осуществляется на метафорическом образном языке сновидения, которое отбирает ситуации, соответствующие эмоциональному состоянию спящего.
То есть, «сновидение контекстуализирует эмоции». Гартманн рассматривает сны, в качестве процесса самоизлечения в форме ночной психотерапии.
Как сны в благоприятном случае могут способствовать разрешению основного конфликта, описывает Менцос. Его модель сновидения основана на двух гипотезах. Во–первых, он предполагает, что последовательность сцен или снов представляет собой выражение данной внутренней инсценировки сна, а во–вторых, что речь при этом идет о попытке распутать запутанные комплексы конфликтов или разложить их на отдельные компоненты, чтобы затем составить новую концепцию на их основе.
КОНЦЕПЦИЯ ГРУППОВОГО СНОВИДЕНИЯ
В групп–анализе немного руководств по методике обращения со снами и переносом.
Фукс говорил «всякий сон, рассказанный в группе, является прежде всего собственностью этой группы.
Но Фукс не предлагает собственного метода обращения со снами.
Он считал, что мы имеем дело «с проявлением сопротивления», ичто в целом он относился к снам амбивалентно, видя в них регрессивное и индивидуальное движение.
Гротьян он разработал самостоятельный метод, который с помощью специфической формы обработки превращает рассказанный сон в групповой сон.
Участники группы и ведущий реагируем на сны своими ассоциациями и эмоциями. Реакция группы заступает место толкования. Можно сказать, что «эта реакция и есть толкование или носитель толкования. ... Сон одного участника работающей группы становится сном всех ее участников, их общим достоянием, «групповым сновидением»
ГРУППОВОЕ СНОВИДЕНИЕ – ФУНКЦИЯ ПЕРЕНОСА
Понятие переноса как актуализации прошлого и перемещения его на нечто в настоящем – несомненно, одно из основополагающих в аналитической традиции.
В отличие от снов, изучавшихся в лаборатории сна методом пробуждения, сновидения, пересказываемые в терапевтической ситуации, явно отбираются и вспоминаются пациентом под влиянием переноса и сопротивления. В этом отношении ситуация в индивидуальном анализе не отличается от ситуации в группе. При этом актуальный контекст переноса определяет как то, что снится в сновидении, так и то, что из приснившегося сохранится в памяти и затем будет рассказано.
КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ СНОВИДЕНИЙ В ГРУППАХ
Согласно Фуксу, участники группы могут с помощью сна внести в группу вызывающие страх конфликты или травматические аспекты, не говоря об этом напрямую.
О ПРАКТИКЕ ТОЛКОВАНИЯ ГРУППОВЫХ СНОВИДЕНИЙ
В соответствии с теоретическими установками той или иной школы к сновидениям в группах подходят совершенно по–разному.
Сон, рассказанный в группе, дает возможность мультиперсональных ассоциаций и амплификаций, поскольку слушатели, и ведущий группы, принимают в себя сновидение как объект, чтобы связать его в мечтательной «reverie» Биона c собственными внутренними объектами, так что получается резонанс сновидений: «Идея резонанса, состоит в том, что индивид, подвергающийся воздействию другого…, бессознательно и инстинктивно начинает реагировать как бы из той же самой перспективы... Как будто удар по одной струне, или определенная нота, вызывает в рецепиенте определенный резонанс» .
Если мы перенесем гипотезу Паулы Хайманн «бессознательное аналитика понимает бессознательное пациента» на бессознательное участников группы, то группа в качестве «семинара сновидений» может понять психическое состояние сновидца, и добавлять собственные вызванные им состояния и образы. В смысле высказывания Д. Мельцера – «слушая Ваш сон, я сам видел сон» – это испытывает и выслушивающая сон группа.
Причем эти фантазии имеют индивидуальную форму: «Пересказ сна пробуждает у слушателей образы и эмоциональные настроения. Из рассказа не всегда можно догадаться, как выглядят эти образы у самого сновидца и чем они отличаются от образов, вызванных у слушателя».
Но именно потому, что они отличаются друг от друга, может включиться тот ассоциативный или амплифицирующий модус.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Представление о том, что сновидение имеет функцию исполнения желания, со времени первого систематического описания этой функции у Фрейда подверглось значительному расширению значения, благодаря которому сновидение получает ключевое значение также и в рамках групп–аналитической терапии.
На этом фоне взгляд Фукса «сны – это коммуникация» оказывается проницательным описанием их функции. Ведь группа с присущим ей многообразием ассоциаций, уровней регрессии, а также различных способностей к резонансу и отражению может весьма многого достичь в обработке сновидений.
В работе со сновидениями группа может переходить от отношения, определяемого первичными процессами, к такому, в котором проявляются вторичные процессы, как это бывает у матери по отношению к младенцу. Группа может принимать в себя сновидения в расслабленной «reverie» по типу первичных процессов, а также на более высоком уровне обнаруживать и развивать свою компетенцию в их толковании. В этом смысле пересказ и обработка снов в группе способствуют как развитию индивида в сторону автономии, так и сплоченности группы.
Группа сама является мощным поддерживающим и развивающим иструментом. Группа становится хорошим материнским объектом и отрабатывает ранние диадные отношения матери и ребенка, которые буквально могут появляться во снах – как младенец, которого сновидец берет на руки.
Здесь идея переходного пространства сновидений – в в смысле Винникота. Функция сновидения для сновидца – как отражение и возвращение ранние связи с матерью. Функция сновидения может быть осмыслена в рамках бионовском модели контейнера –контейнируемого и альфа-функции. Пересказ сновидения – как проявление материнского переноса. Рассказ сновидения – как запрос о контейнировании.
Вывод: активное исследование сновидений групповым методом предоставляет доступ непосредственно к материалу бессознательного сновидца, который может быть рассмотрен, пережит и интерпретирован на разном уровне, посильном для сновидца.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.