Первый и определяющий фактор, за которым приходят в психотерапевтическую группу – это изменения. Можно выделить три сферы на которых они происходят.
Эмоциональный. На этом уровне в группе человек получает: принятие, заботу, толерантность к себе и другим, интерес, кооперацию с членами группы, переживает сильные эмоции рядом с другими людьми и получает поддержку. Так же в процессе участия в групповой терапии формируется коллективный эмоциональный опыт, который дает возможность в жизни реагировать по-новому в ситуациях интенсивной эмоциональной нагрузки. Укрепляется вера и надежда, которые придают силы в достижении целей.
Поведенческий. Группа предоставляет возможность безопасного экспериментирования с новыми формами поведения. В группе можно изучить свои поведенческие особенности, поэкспериментировать с различными способами поведения в различных ситуациях взаимодействия с различными людьми, укрепить эффективные поведенческие акты и отказаться от непригодных. В группе становится очевидно какие поведенческие аспекты вызывают у других людей принятие, желание приблизиться, побыть рядом, а какие вызывают отторжение, желание отойти в сторону, прекратить взаимодействие. Рожденное эффективное поведение в группе, аккуратно взращивается на ее безопасной почве, а затем переносится в повседневную жизнь.
Познавательный. Участники групповой психотерапии получают новую информацию, рекомендации. Получают возможность «тестировать реальность», отличать то, что существует в реальности от того, что является надуманным и иллюзорным. Узнавание о проблемах и способах их решения другими участниками обогащает участника группы и расширяет его когнитивные рамки. Познавательный фактор снижают степень хаоса в представлениях человека о своих проблемах, так же уменьшается тревога и возрастает уверенность в преодолимости трудности. Происходит значительное расширение представлений о себе, других людях, мире и вариантах жизни в нем.
Между обозначенными сферами происходит постоянное взаимодействие, взаимовлияние и взаимоподдержка.
Осознание в процессе групповой терапии своих эмоциональных провалов, ригидных поведенческих схем и узкого когнитивного коридора приводят к эмоциональному подъему, гибкому поведенческому реагированию и когнитивному простору.