|
Ответственность и активность клиента в процессе терапии
В терапии клиенты часто могут спрашивать: что я с этим могу сделать? Как это изменить? Я не хочу, чтобы это было в моей жизни, как это убрать? На что я отвечаю:
Не знаю.
И это по-честному. Потому что я не знаю, что для человека было бы наилучшим разрешением ситуации, потому что я не знаю о его опыте и ценностях, исходя из которых человек принимает это решение. Я не прошла в «ботинках» его жизнь до данного момента. Я, как сторонний наблюдатель, вместе с тем, включенный в кусочек его жизни, могу направить, поддержать, помочь сделать выбор (который – всегда за клиентом). Вместе с ним я могу достать «лупу» и рассмотреть волнующую его проблему с разных сторон. Я могу предложить ему пересесть на более «солнечное» место и посмотреть оттуда на свою ситуацию. Я могу помочь ему найти в себе силы справиться с этим.
Признание такого своего рода «бессилия» в том, что я, правда, не знаю, что ему делать, возвращает клиенту ответственность за процесс терапии, за ЕГО выборы. Отдает ему эту активность, на энергии которой впоследствии строится процесс терапии. Опираясь на свои чувства, на свои потребности, без навязывания со стороны психолога каких-либо советов, готовых решений, клиент продвигается к тому, что ему, действительно, нужно. А не что «правильно в обществе, важно для других». Клиент не только приобретает опыт опираться на себя, но и наращивает силы, которые в будущем пригодятся ему для принятия решений, разрешения каких-либо ситуаций в жизни. Советы же, делают человека зависимым от мнений другого человека, или направлены на перекладывание ответственности клиента на другого (терапевта). И если совет не помог, то можно всегда найти «виноватого». Бывают, конечно, исключения. Когда совет психолога помог клиенту. Но иногда терапия на этом заканчивается.
Отсюда вытекают недовольства, направленные на психотерапевта… «Вот…она просто сидит, слушает меня, ничего не делает, иногда дает советы, но мне этого мало… за что я вообще ей такие деньги плачу». Этого и, правда, иногда бывает мало. Есть некий процент клиентов, которым становится легче просто от проговаривания своих трудностей. Но есть большая вероятность не продвинуться в этом контакте, просто проговаривая слова или получая советы.
Совет – это такое место, где человек (терапевт) исходит из своего опыта разрешения какой-либо ситуации, лишая порой клиента этого ценного опыта. Представьте ситуацию. Клиент в терапии дошел до чего-то важного для себя. Вот-вот сейчас случится открытие, инсайт! Клиент мог бы получить ценный опыт, ан нет. Психолог тут дает совет, который вроде как подходит, вплетается в этот опыт, но момент упущен. И клиент вроде бы доволен, получил ответ на свой вопрос, но какое-то зудящее ощущение недовольства остается. Это ощущение иногда похоже на топтание на месте.
Поэтому клиенту важно брать активность в свои руки, проявлять интерес к своей жизни, к ситуациям, к самому процессу терапии. Если вы, как клиент, недовольны процессом терапии, говорите об этом со своим терапевтом, о своих чувствах, о своих ощущениях, что ничего не происходит. И помните, что психолог – лишь проводник на пути трудностей.
Успешной вам терапии!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|