Проблемы психологического роста в жизни и терапии

Многие проблемы не решают, их просто перерастают…(с)

Ты пойдешь рубить лес – а увидишь лишь пни…

                                         В. Цой

Меня как терапевта всегда интересовали  следующие вопросы:

Как и за счет чего происходят изменения  у клиента в процессе терапии?

Какие изменения могут происходить в личности клиента в процессе терапии?

Почему одни клиенты способны с помощью терапии менять себя и свою жизнь, а другие не выдерживают и уходят из терапии?

Вот некоторые мои размышления по поводу этих вопросов.

В терапии, пожалуй, самой главной задачей является переключение клиента с установки опираться на других, ждать, что другие тебе что-то дадут, сделают за тебя, к опоре на себя. Актуальнее всего эта задача стоит в терапии зависимых от отношений клиентов, или так называемых со-зависимых.

Все мы, так или иначе, зависимы от других, но у со-зависимых это качество мешает им жить и быть с другими. Другой для зависимого остается  смыслообразующим его жизнь объектом, так как зависимый остается в своем развитии маленьким ребенком, отчаянно нуждающимся в Другом.

Такая детская позиция проявляется в беспомощности перед миром и, как следствие этого, в цеплянии за Другого.

В связи с этим, целью терапии такого рода клиентов становится их психологическое взросление, одним из критериев которого является появление у клиента переживания, что он может что-то менять в своей жизни, делать выбор. И вовсе не обязательно что-то менять в данный момент своей жизни, главное чтобы возникло ощущение, что ты в принципе можешь что-то изменить (сменить работу, уйти из разрушительных отношений и т.д). Само появление этого переживания выводит человека из состояния безнадежности и вселяет оптимизм.

Можно всю жизнь ожидать от кого-то, что он сделает что-то для/за тебя. Можно ожидать это в целом от мира, что он тебе что-то должен и ждать, ждать, ждать… Это порождает сильную зависимость от Другого и несвободу. Вроде как другие люди (в первую очередь – близкие), мир не дадут тебе пропасть (не оставят голодным, не выставят на улицу), но с другой стороны они будут что-то делать для тебя вместо тебя и, как правило, не так, как ты этого хочешь. И тогда остается только ждать и брать то, что дают. Ждать, что что-то  дадут, но то ли, что тебе нужно, так и столько?

Как правило, вряд ли. Такое положение вещей порождает чувство несправедливости и бесконечные обиды на мир и Других. Здесь мне приходит на ум метафора про водителя и пассажира. Кто ты, кем себя чувствуешь в жизни – водителем или пассажиром? У кого в руках руль? Если у тебя, то ты можешь сам выбирать маршрут, время и место остановок  и т.д., если руль в руках у Другого – то ты вынужден довольствоваться тем, как тебя везут и куда.

В терапии происходят параллельные процессы, такие же, как и в жизни. Клиент в терапии выстраивает привычные для него отношения со своим терапевтом – он  настроен брать и ждать от него – новой информации, советов, поддержки… Но вот в чем сложность – как бы терапевт ни старался – он не сможет удовлетворить клиента. Просто тот не в состоянии ассимилировать полученное и сделать это своим опытом, функцией, новым качеством Я.

И вот наступает момент, когда клиент начинает понимать, что в терапии и в жизни ничего не происходит, и в лучшем случае он возмущается и предъявляет претензии терапевту. В этом случае у терапевта (да и у клиента)  появляется шанс довести терапию до успешного завершения. Клиент с помощью терапевта сможет осознать схожесть происходящего в терапии и в жизни, понять, как он останавливает себя, превращая агрессию в обиду, избегает риска и выборов, предпочитая занимать «ожидательную» детскую позицию и пребывать в иллюзиях относительно себя, других и мира. Иллюзии, связанные с ожиданием того, что мир и другие должны ему, – что-то дать или сделать за него.

Осознание и проявление агрессии в адрес терапевта позволяет получить клиенту важный опыт, а именно переживания того, что:

- нет ничего страшного в проявлении агрессии;

- проявлять ее можно и даже нужно;

- тебя за это не накажут.                   

Очень важно здесь терапевту самому не впасть в отреагирование, а отнестись к такому поведению клиента спокойно, не ругая его за это, а даже, наоборот, поощряя и поддерживая. Через проявление агрессии к терапевту у клиента появляется возможность разочарования в нем, а, следовательно, и шанс встретиться с ним реальным, а не идеализированным, и с реальным миром. Так через опыт разочарования происходит взросление, переключение с внешних ресурсов на внутренние. О важности разочарования я писал в своей статье "Иллюзии о реальности или опыт разочарования"

 Это очень сложный момент в терапии и для клиента, и для терапевта. Часто  клиент, а иногда и терапевт не рискуют «идти в эту горячую точку», не выдерживая ее напряжение. В результате чего клиент просто прекращает терапию, обесценив и терапию, и терапевта, либо только терапевта и обращается к следующему  – более знающему, опытному. Но это путь в никуда или бег по кругу.

Так, к сожалению, завершается немало терапий. Для этих клиентов не становится очевидным, что то, что они делают в терапии и с терапевтом, повторяет их жизнь – они ждут от терапевта, что он что-то сделает за них, ничего не получают, обесценивают и уходят.

Изменения и в терапии, и в жизни приходят не сразу. В течение длительного времени в личности вызревает новое качество – в психологии развития это называют новообразованием. Изменение всегда происходит скачкообразно – длительные количественные изменения подготавливают систему к стремительному скачку к новому качеству. Этот процесс индивидуален и слабо предсказуем и контролируем. Так же как ребенок, до этого ползавший и пытавшийся стоять, придерживаясь за кроватку, вдруг неожиданно побежит, так и клиент вдруг почувствует, что то, что мешало ему ранее (сомнения, страхи, неуверенность) враз исчезли и удивится – «как же я раньше этого не видел/не мог???».

Проблема – это всегда производное от ситуации и личности. В этой связи в полной мере можно говорить о субъективности проблемы. Не каждая проблема воспринимается разными людьми как таковая, одни и те же ситуации могут восприниматься разными людьми как проблемные, так и нет.

Мне нравится выражение – «Многие проблемы не решают, их перерастают». Личность «подрастает» и ранее актуальная для нее проблема перестает восприниматься ей как таковая. И тогда то, что казалось для человека непреодолимым, попадает в зону его актуальных возможностей и уже не кажется таковым.  Как поется в одной из песен Виктора Цоя «Ты пойдешь рубить лес, а увидишь лишь пни…»

А объективный мир при этом не меняется, и не меняются другие люди, но и одновременно все меняется, так как меняется восприятие мира. Вследствие чего меняется картина Мира, картина Другого и картина Я. И самое главное – у клиента появляется переживание авторства собственной жизни, возможности делать Я-выборы и совершать Я-усилия!





Просмотров: 436
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Уход клиента и завершение терапии: размышления о чувствах терапевта.
  • Ответственность и активность клиента в процессе терапии
  • Личные проблемы терапевта или спонтанная динамика терапии?
  • Права клиента в терапии
  • Картина мира психотерапевта, или почему у клиента есть шанс
  • Работа времени в терапии и жизни
  • Анализ вкладов терапевта и клиента в терапевтический контакт
  • Картина Мира пограничного клиента
  • Изменения во время терапии
  • Нужна ли терапевту концепция личности клиента?
  • Можно ли на терапии полностью удовлетворить потребность в недополученном в детстве?
  • Почему в терапии всегда три участника и кто этот третий?
  • Как не кормить других собою: когда тебе всегда плохо, а им/ему от этого хорошо
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик.
  • Почему клиенты уходят из терапии?
  • Пограничные проблемы в терапии
  • Роль психотерапевта в жизни клиента
  • Потребность клиента контролировать психотерапевта. Трудный клиент - манипуляции в психотерапии.
  • Представление об агрессии в гештальт-терапии
  • Как понять, что у тебя вовсю расцвел сексуальный перенос на терапевта
  • ЭФФЕКТИВНЫЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ИНТЕРВЕНЦИИ. КАК МЕНЯТЬ ЖИЗНЬ КЛИЕНТА К ЛУЧШЕМУ
  • Что происходит в терапии?
  • Сопротивление и срывы в терапии. Что такое, функция и проявление
  • Понятие «зоны комфорта» в терапии психосоматических клиентов
  • Как искать психотерапевта, и что происходит на терапии
  • Невротическая, психотическая или пограничная структура личности: возможности психоаналитической терапии
  • ТИПЫ ОТНОШЕНИЙ В ТЕРАПИИ, ТИПЫ КЛИЕНТОВ, ОЖИДАНИЯ КЛИЕНТОВ
  • Как меняются отношения с близкими во время терапии
  • НУЖНО ЛИ ЛОМАТЬ СЕБЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОПЫТ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ЖИЗНИ?
  • Мама, я уже взрослый, или Что такое зрелая личность, и критерии завершения терапии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь