Мама, я уже взрослый, или Что такое зрелая личность, и критерии завершения терапии
Facebook
Twitter
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Зрелая личность подразумевает сформированную устойчивую идентичность. Что это означает? Основным критерием зрелой идентичности является интеграция психологических механизмов, которые обеспечивают взаимодействие «ego» и «self», и хорошая способность к адаптации. Об отсутствии проблем, связанных с идентичностью, можно говорить при наличии у человека ощущения смысла жизни.
Под идентификацией понимается слияние индивида с группой или имитация им поведения других людей; под идентичностью – собственные ценностные ориентации индивида, его амбиции, проблемы адаптации и т.д., которые либо разделяются другими, либо дополняются. В тот момент, когда человек становится тем, кем он хотел стать, он достигает своей сформированной идентичности. Концепция идентичности является своеобразным мостиком между внутренним формированием личности и силами культуры ее окружения. Это интегративный процесс, в ходе которого индивид вписывается в окружение, что позволяет снизить его напряженность и тревожность. Известный психолог Эриксон считал, что интеграция индивида, происходящая с сохранением индивидуальности и неповторимости, - это больше, чем просто совокупность личностных идентификаций. Это основанная на личном опыте способность индивида интегрировать свои идентификации со своими же мотивами и теми возможностями, которые предоставляют ему социальные роли. Вопрос сформированной идентичности достаточно сложный и многофакторный.
Итак, какие составляющие зрелой личности можно выделить?
Крепкая и устойчивая идентичность (identity), не поддающаяся внешнему влиянию, осознающая свою социальную и гендерную роль.
Осознанное использование защитных механизмов высшего порядка.
Умение адаптироваться с использованием творческого подхода.
Отсутствие внутренних конфликтов, особенно между психическими функциями «self», «id», «ego», «personality».
Успешный выход из кризисов (в том числе из кризисов развития и возрастных).
Наличие в жизни человека крепких ресурсов (в том числе внутренний источник энергии, удовольствия и гармонизации своей жизни), к которым можно было бы обратиться за помощью без ощущения гнетущего чувства вины и стыда (в некоторой степени эти проявления допустимы, но в целом не должны мешать коммуникации с окружающими). Умение находить и создавать эти ресурсы, опираться на них.
Контактность и управление своим поведением. В контексте подразумевается умение вступать в контакт по собственному желанию, выходить из него самостоятельно, а не под действием аффектов, травм или привычных защитных механизмов. Личность не должна бояться впустить другого человека на свою территорию и создать близкие отношения, должна уметь контролировать чувство страха быть поглощенной, находиться в близких искренних отношениях, без страха и стыда открываться партнеру, обсуждать, договариваться, понимать процесс выхода из слияния и сохранять устойчивое состояние психики. При этом нужно осознавать рамки своих границ и понимать, кому, когда и при каких обстоятельствах можно позволить их пересечь. Умение различать ситуации и людей должно быть связано исключительно с потребностями, мотивами и чувствами личности, а не влиянием авторитета.
Эмоциональная независимость и стабильность в структуре психики.
Знание себя и целостное восприятие своей идентичности со всеми достоинствами и недостатками, лояльное отношение к недостаткам и психологическая адаптация к ним (Я знаю, как мне жить с моими особенностями в характере!). Соответственно, к «негативным» чертам характера окружающих зрелая личность тоже относится лояльно, не осуждает. Полная проработка всех детских травм, осознание влияния психологических защит на получение нового опыта. К этому критерию также можно отнести знание истории своей семьи (хотя бы 3 поколений) и понимание собственной роли в семейной системе (Какие сценарии отыгрываются? Какие незаконченные ситуации семьи завершаются личностью?). Что касается непосредственно исполнения роли – выбор за личностью.
Сформированное мировоззрение, система жизненных ценностей и убеждений, на которые человек опирается. Личность должна четко понимать, что в жизни для нее важно. Нет внутреннего противоречия в составных частях мировоззрения. Есть не только крайности (все или ничего) – могут быть оттенки различных цветов, непосредственно выбор личности зависит от ситуаций и ее желаний. Все желания реалистичные (их можно выполнить).
Индивид в целом удовлетворен своей жизнью и профессией, получает удовлетворение от того, что делает. Это человек, который не страдает от постоянной тревоги и депрессии, панических атак.
Толерантное отношение к возникновению проблем, испытываемой боли и различным сложностям, так как появляется четкое понимание, что это неотъемлемая часть нашей жизни. Восприятие этих проблем в качестве дополнительной возможности для роста, а не помехи к достижению желаемых целей. Умение контейнировать, переживать, проживать свою боль.
Осознанное восприятие своих чувств, умение управлять ими – выражать или сдерживать. Что это означает? Человек понимает, что испытывает страх, вину, стыд, обиду, злость, благодарность и пр., но они не управляют им.
Крепкая идентичность не означает ригидную психику, личность не должна быть каменной в восприятии переживаний окружающих («Я знаю, что вот так делать правильно, - и все!»), нужно слушать и предполагать наличие другого мнения, но при этом опираться на свои внутренние ощущения. Любой человек может попасть в травмирующую ситуацию, но сильная и устойчивая личность всегда знает, к кому обратиться за помощью, кризис не разрушает ее полностью.
Отсутствие внутренних авторитетов. Зрелая личность опирается только на собственные чувства, желания, знания и опыт, не подчиняется мнениям авторитетов, «богам» в человеческом обличье, не боится высказывать свою точку зрения.
Непосредственно завершение терапии происходит на этапе, когда человек становится зрелой личностью. По мнению психоаналитиков (например, Отто Кернберга), средний период психотерапии составляет 7 лет. Однако в действительности сложно определить точные временные рамки. Одни люди обращаются к сеансам психотерапии в более зрелом восприятии себя, другие – в менее зрелом.
В любом случае, если терапия длилась более года, в завершении будет не одна сессия, в среднем понадобится 5-10 сеансов. Если же была полноценная психотерапия (7-10 лет), на завершение терапии необходимо 1-1,5 года.
В процессе завершения подводятся все итоги (Какие проблемы удалось решить? Что останется неизменным?), то есть человек проходит заново все основные моменты терапии. Условно говоря, психотерапевт повторно прорабатывает проблемные моменты и подтверждает: «Да, я вижу зрелось личности. В контакте чувствуется упорность, решения принимаются самостоятельно, есть собственное мнение, психика устойчива, конфронтация не является проблемой».
По поводу характера завершения терапии у разных психотерапевтов существуют различные мнения:
- полное завершение (мы больше никогда не увидимся, это последняя сессия);
- психотерапия не заканчивается никогда, клиент всегда сможет вернуться.
Немаловажное значение для выбора стратегии завершения психотерапии заключается в типе характера личности. Например, для человека с повышенной чувствительностью и склонностью к депрессиям важно понимать, что он всегда сможет вернуться к своему терапевту.
Считается, что после терапии человек живет со своим терапевтом (внутреннее становление личности под влиянием общения с терапевтом происходит в среднем еще на протяжении 2-5 лет) и интериоризирует до конца все, что происходило.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.